Сообщений: 2 | #8090 - 19 февраля 2021 в 11:45 | |
Божий дар, мымра и веселая кобыла. Из серии рассказа Нусрет Саркаров Накануне мне приснилось, что пишу картины. Возможно, сновидение было вызвано тем, что в глубине души я всегда завидовал художникам и жаждал рисовать, но не знал, с какой стороны подойти к мольберту и как держать кисть. Материалисты сказали бы, что разгадку к таким сновидениям следует искать в подсознании, которое, вырвавшись из-под контроля разума, проявляет себя столь странным образом. Как бы то ни было, вещий сон подстегнул меня к живописи. Мои внутренние клапаны внезапно распахнулись и наружу хлынули скрытые доселе способности. С утра я обежал магазины для художников и купил мольберт, краски и иные атрибуты, необходимые для творчества, потратив на это часть денег, заработанных в стройотряде. Возвратившись в общежитие, я с нетерпением приступил к рисованию. Рашид с Васей стали у меня за спиной и, покрутив пальцем у виска, с недоумением уставились на то, как лихо моя рука наносит на холст точные и выверенные мазки, словно ею водила какая-то мистическая сила. Вполне возможно, что это была рука предка из потустороннего мира, который при жизни был художником. Надо признаться, что из-под кисти выходили отнюдь не шедевры, но в масштабе института яркие пейзажи нашли свое признание. Слух о том, что студент-технарь в одночасье стал художником, докатился и до декана. Он настоятельно попросил в качестве подарка ректору создать копию одной картины. Сюжет полотна был нехитрый: затерявшееся в сумерках зимнего леса строение в стиле барокко, около которого стояли запряженные сани. Отказываться от "просьбы" было рискованно, и я нехотя приступил к работе. Очарование зимней природы и звенящую тишину хвойного леса удалось передать подбором цветов, а вот изобразить савраску оказалось достаточно сложной задачей. Эта скотина никак не желала впрячься в сани. Хоть убей не удавалось соблюсти ее пропорции и притулить к туловищу задние ноги и голову. Как не старался, из-под кисти ехидно выглядывал ишак-рахитик с несоразмерно длинной мордой. Впору было отчаяться: время поджимало, а дело не двигалось. Выручил Рашид, предложив обратиться за помощью к знакомому художнику. А почему бы и нет, мелькнуло в голове, тем более, что я никогда не был в мастерской профессионала, и меня потянуло хоть краем глаза взглянуть на чью-то творческую кухню. В мастерскую мы зашли с любопытством и благоговением. Воздух в ней был пропитан духом творчества и запахом красок вперемежку с парами спиртного. К стенам были прислонены незавершенные картины, покрытые слоем пыли. На полу были разбросаны тюбики с краской и облезлые кисти с изгрызенными черенками. На столе стояла массивная пепельница, полная окурков. И это все называлось «художественным беспорядком»! По аскетичной обстановке помещения и кислому выражению лица творца нетрудно было догадаться, что он не избалован заказами, и писал картины в основном для собственного удовольствия. И то только тогда, когда удавалось выклянчить у кого-нибудь холст и краски. Зная это, мы в подарок прихватили пару загрунтованных холстов и набор красок. Узнав причину нежданного визита, художник успокоил нас: - Не вижу повода для расстройства. У знаменитого пейзажиста Шишкина, который мог прорисовать на своих картинах каждую травинку и хвоинку, при создании полотна «Утро в сосновом бору» никак не получались медведи. Их помог нарисовать Савицкий. Вот так-то! Вашу клячу тоже прорисуем. Пока виртуоз под моим пристальным взглядом набрасывал очертания лошади, Вася крутился вокруг полотен, потом, приставив палец к щеке с видом знатока, молвил: - А что? Отличные работы, довольно таки колоритные... Особенно вон та абстракция, - показал он на картину с хаотично разбросанными на ней цветовыми пятнами и линиями. - Почему не продал ее? -Это не абстракция, - поправил его художник, не отрываясь от работы, - это фанера, о которую я вытираю грязные кисточки. Но ты прав, для оформления современных интерьеров сейчас особенно актуальны картины в жанре абстракции. - А вот это «Черный квадрат» Малевича? – ничуть не смутился Вася, кивнув головой в угол мастерской. - Нет. Это копия картины Альфонса Алле. Называется «Битва негров в глубокой пещере тёмной ночью». А продавать картины я пытаюсь, только мне постоянно не везет. Вон тот портрет генерала, например, не успели оплатить. Посадили его. А эту молодуху с диадемой на голове заказал один скользкий типус. Тоже пропал, будь он не ладен. Не заходит, и на звонки не отвечает. Поди разбогатей тут! - Вот наглец! – искренне возмутился Рашид. - Может я попробую до него дозвониться? - Попробуй. Координаты найдешь на обратной стороне холста, - буркнул мастер, безнадежно махнув рукой, мол, бесперспективное это дело. Рашид набрал номер телефона. - Алло, здравствуйте, я могу поговорить с Нариманом Леоновичем? Что? Придет поздно? А вы, извините, кто ему, жена? Понимаете, дело в том, что ваш суженый заказал портрет дамы в диадеме, и до сих пор не выкупил его… Откуда я знаю, чей это портрет? Наверное, ваш! Положив трубку, он с видом победителя зыркнул на нас. - Сейчас приедет! - произнес он, довольный, что хоть чем-то удалось помочь незадачливому товарищу. Вскоре в мастерскую ввалилась атлетически сложенная мадам с мощной спиной, накаченными бицепсами и походкой робота. Взглянув на портрет, она застонала. Сначала тихо, потом громко и яростно. - А я-то удивляюсь, с чего это мой муженек стал часто навещать "любимую тетю" и перестал носить дырявые носки! Дома мышь в холодильнике повесилась, а он транжирит деньги на эту гадину. Ну, скотина, погоди! Плохо же ты знаешь свою жену Сулико! Потом повернулась к нам и заорала: - И вы тоже подонки, такие же кобели, как и он! Вася не выдержал оскорбления и огрызнулся: - А ты, буйволица, давно смотрелась в зеркало? На такую рожу, как у тебя, впору огуречные кружки лепить… Мым-м-ра! Ох, напрасно он распустил язык! Рассвирепевшая женщина запустила в обидчика пепельницей. Вася успел пригнуться, а я в аккурат стоял за ним и не успел уклониться. Потом она обозвала соперницу по деревянному – сучкой, разорвала ее портрет в клочья и, прежде чем исчезнуть, разнесла мастерскую на атомы, нанося удары кистями рук, локтями и интимными органами. Не успели мы опомниться, как «художественный беспорядок» превратился в сущий бедлам. Увидев этот бардак мы, виновато потупившись, предложили художнику помочь в наведении порядка. - Нет, нет! Упаси боже! – протестующе замахал тот руками. - Уже помогли. Спасибо. В общежитии Вася перевязал мой заплывший глаз майкой и, сочувственно цокая языком, проворковал: - Ты приляг, отдохни, испей водички, а вот этот медяк приложи к фингалу под другим глазом, авось к утру рассосется. Завтра пойдем к окулисту. Утром, топая по коридору поликлиники, Вася продолжал верещать: - Повезло, что эта мегера не хлопнула тебя по ушам. Лучше жить с одним глазом как Кутузов, чем остаться глухим на всю жизнь, как Бетховен. Я так думаю. Вдруг распахнулась дверь хирургического кабинета, и оттуда вышел мужчина средних лет с повязкой на глазу. Как у меня. Одна рука у него была загипсована. Через приоткрытую дверь процедурной вдогонку ему донеслось: - Нариман Леонович, извините, мы забыли записать в медицинскую карточку кем вы работаете. - Тренером по карате, - процедил мужик сквозь зубы и, припадая на одну ногу, поковылял к выходу. Услышав знакомое имя, мы с Васей покатились со смеху, а Рашид, протянув руку вслед уходящему, жалобным голосом пропел: Я могилу милой искал, Сердце мне томила тоска. Сердцу без любви нелегко. Где же ты, моя Сулико? А вот декан, увидев картину, пришел в восторг. Особо теплые чувства у него вызвала кобылка с веселой мордочкой. При этом никто не обратил внимания на то, что божье создание было о трех ногах. Видимо, художник с перепугу забыл пририсовать ей четвертое копыто. В знак благодарности за сей шедевр декан вручил нам направления в студенческий профилакторий. И то хорошо, как никак - экономия на харчах. Редактировалось: 1 раз (Последний: 19 февраля 2021 в 11:46) |