Богоматерь Умиления Старорусская. Первая половина XIII века.

Опубликовано: 3831 день назад (30 октября 2013)
Рубрика: Без рубрики
Просмотров: 6371



Богоматерь Умиления Старорусская. Первая половина XIII века.
99,5 х 81,5 см.
Государственный Русский музей.
Дни памяти: 04/17 мая,
18 сентября/01 октября.
«Богородица Старорусская» одна из знаменитых богородичных икон, почитаемых всей русской православной церковью и связанных именно с новгородской землёй. Слава древних новгородских святынь «Знамение» и «Тихвинская» не затмила этот чудотворный образ, хотя его воспроизведения в поздних списках и обрели загадочную двойственность иконографических вариантов. Праздничная служба в честь старорусской иконы совершается 4(17) мая, в день её появления и творения чудес в Тихвине (1570г.). В Новгороде и Старой Руссе отмечается также и дата возвращения иконы в Старую Руссу в 1888 году - 18 сентября (1 октября).

Согласно народному преданию, икона была привезена в Русу (так назывался город в летописях) из греческого города Ольвиополя в конце X века. Начало творения ею чудес связывается с временами Ивана Грозного. Около 1570 года в северных странах свирепствовало моровое поветрие. По откровению, бывшему одному благочестивому жителю Тихвина, для избавления от этой смертоносной эпидемии необходимо было «обменять» чтимые иконы Тихвина и Старой Руссы. Тогда рушане и отдали свою икону Богородицы в Тихвин, а тихвинцы один из списков своей святыни - Тихвинской Богородицы послали в Старую Руссу.

По другому преданию, икона Старорусской Богородицы во время морового поветрия в том же 1570 году была взята из Старой Руссы и, носимая из одного селения в другое для избавления от губительной язвы, достигла таким образом Тихвина, где и оставалась на долгое время. В переписной и приходно-расходной книге Тихвинского Успенского монастыря упоминается икона «Русской» Богородицы « в одиннадцать пядей» (около 220см), висевшая в соборе на столбе у левого клироса. По случаю обновления собора в 1784 году икону перенесли в тёплую церковь Рождества Богородицы. Икона всё время располагалась неподалёку от прославленной Тихвинской и почиталась как вторая святыня монастыря, в особенности старообрядцами.

Около 1787 года отправили Илью Петрова Красильникова с ходатайством перед тихвинцами о возвращении старорусской иконы. Получив в Тихвине отказ, Красильников заказал точную копию старорусской иконы, которая и была принесена в собор Спасо-Преображенского монастыря Старой Руссы 4 мая (17 по н.ст.). Спустя время эта копия прославилась чудотворениями, неоднократно являя целительную силу. Однако жители Старой Руссы не утратили желания и надежды вернуть саму святыню, и с 1805 года начинается знаменитая их тяжба с тихвинцами, длившаяся более 80 лет.

Сохранилось немало свидетельств того, как старорушане обращались то к Новгородскому митрополиту, то в святейший Синод. Тихвинцы же аргументировали свои отказы отсутствием достоверных письменных свидетельств о принадлежности иконы Старой Руссе и указывали на длительность пребывания иконы в Тихвине, а в доказательство своего глубокого почитания иконы приводили описания невероятно богатого оклада Старорусской иконы, выполненного усердием тихвинской купеческой четы Климовых в конце XVIII века. В 1854-1855 гг. архимандриты Пётр и Владимир выполняют новую роскошную сребропозлащенную ризу, демонстрируя заботу о чтимом образе. Однако жители Старой Руссы настойчиво требовали возвращения иконы, которую считали своей. Наконец, в 1888 году благодаря вмешательству вел.кн. Владимира, благоволившего к Старой Руссе, по распоряжению Синода чтимую старорусскую икону торжественно перенесли на руках из Тихвина в Старую Руссу, поместив её в соборе Спасо-Преображенского монастыря. (В Тихвине осталась выполненная и украшенная новая точная копия старорусской иконы. Деньги на это собрали по подписке в сумме 14500 рублей серебром.)
В 1891 году уже был закончен храм иконы Старорусской Божией Матери, на освящении которого был великий пастырь отец Иоанн Кронштадтский.

С приходом советской власти икону, по свидетельству местных жителей, «разорили», сняв с неё серебро и драгоценности, и передали в краеведческий музей. В августе 1941 года, во время оккупации, икона исчезла и до сих пор не найдена. В итоге этой длинной истории образовалось два типа старорусской иконы. Согласно позднему преданию, когда художник писал копию, изображая Божественного младенца взирающим на Богородицу, Христос сам «отвернул своё «лицо», явив новое чудо «для укрепления веры» у прихожан. Этот список находится в действующей Георгиевской церкви. Икона имеет богатый серебряный оклад середины XIX века с большими вставками XVIII столетия. Эта своего рода единственная «репродукция» какого-то исчезнувшего произведения древнерусской иконописи XVII века, которое, не исключено, и было той самой перенесённой в 1570 году в Тихвин чудотворной старорусской иконой.
Т. Царевская (Из книги «Где святая София, там и Новгород». Санкт Петербург, 1998)
Преподобный Сергий Радонежский   |   Рождество Христово из праздничного чина. 1405г.
 
Рейтинг: +2
 
 
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Истра
 ()
Фотограф Саратов
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель Скопин
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель Ухта
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Рославль
 ()
Фотограф Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотограф Санкт-Петербург
 ()
Фотограф Москва