Рождество Христово из праздничного чина. 1405г.

Опубликовано: 3369 дней назад (7 января 2015)
Рубрика: Без рубрики
Просмотров: 646



80 х 60 см.
Музеи Московского Кремля. Благовещенский собор.
Празднуется 25 декабря/7 января.

Важнейший из двунадесятых праздников. Рождество Спасителя мира, Который явился не в великолепном столичном Риме, в императорском дворце, а в глухой провинции, во мраке ночи, в хлеву, тем не менее самое торжественное и радостное, после Воскресения Христова, событие всей людской истории. Как и сам праздник, так же значительна и многопланова иконография праздника, которая основана на канонических Евангелиях от Матфея (2, 1-12) и от Луки (2, 1-20) и на апокрифах – протоевангелии Иакова, евангелии Псевдо-Матфея и «Сказании Афродитиана Персеянина на Рождество Христово». Тема Рождества разрабатывается уже в миниатюрах древнейших рукописных Евангелий и на саркофагах римских катакомб; изображения Рождества и сцены поклонения волхвов присутствуют также и на донышках ампул для лампадного масла. А с IV века, когда Рождество стало праздноваться отдельно от Богоявления, начал формироваться иконописный канон праздника.

Центром композиции иконы является лежащая на красном ложе фигура Богородицы. Рядом с ней – проем пещеры, в которой находятся ясли – кормушка для животных, где лежит спеленутый Богомладенец. Рядом с яслями – вол и осел (иногда конь и корова). Присутствие этих животных не столько подчеркивает место действия – хлев, сколько символически отображает пророчество Исаии: Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ мой не разумеет (Ис. 1, 3). Существует также и другое толкование: вол и осел символизируют два народа – израильский и языческий, для спасения которых и явился Христос. Над пещерой изображают небесный полукруг и Вифлеемскую звезду, лучи которой нисходят к окруженной крестчатым нимбом голове Младенца.

Слева и справа, среди горок, помещены фигуры ангелов и пастухов, количество которых может быть различно, а также волхвов, принесших, согласно Евангелию от Матфея, дары: золото, ладан и смирну (Мф. 2, 11). Богородицу изображают или повернувшейся к Младенцу, или, в редких случаях, стоящую перед яслями, но чаще всего – отвернувшейся от спеленутого Христа. Это положение фигуры Богородицы указывает на то, что рожденный Ею Богомладенец уже принадлежит не Ей, а всему миру, как об этом свидетельствуют Евангелия от Матфея и от Луки: Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? И кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф. 12, 48-50). …Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его (Лк. 8,21). Этот поворот символизирует также обращение Богородицы к миру, для которого отныне Она должна стать заступницей и утешительницей.

На некоторых иконах Ее взгляд устремлен на Иосифа Обручника, который помещен в нижней, левой или правой части иконы. Нимб его нередко изображают соприкасающимся с ложем Богоматери. Перед сидящим в задумчивости Иосифом стоит или один пожилой пастух, или два пастуха – пожилой и молодой. В иконописном подлиннике имеются прямые указания на изображение этих фигур: «Иосиф Обручник на камени седит, брада апостола Петра, риза празелен, испод бакан, а рукою закрылся, а другою подперся, а пред ним стоит пастырь, сед, брада Иоанна Богослова, плешат, риза козлятина мохната, лазорь с чернилом, а в руке три костыли, а другую ко Иосифу протянул, а за ним пастырь млад, риза киноварь, а гонит козлы черны и белы и полосаты». Весьма распространено мнение, что одетая в овечьи шкуры фигура является неким бесом-искусителем, который вызывает смятение и сомнение в душе праведного Иосифа. Это мнение несостоятельно по той причине, что силы зла, которым на иконах приданы человекообразные формы, имеют вполне определенный способ изображения: там могут присутствовать короткие перепончатые крылья, хвосты, двуликие головы и много других характерных деталей.

Другое толкование рассматриваемого образа основывается на протоевангелии Иакова и предлагает видеть в предстоящей Иосифу фигуре книжника Анну, или по-другому – Анену, который заподозрил Иосифа и Марию во грехе. Особенно обосновано это в тех случаях, когда данная фигура изображена в традиционных одеждах. При внимательном исследовании здесь можно уловить отзвуки тех обвинений, которые выдвигали против христиан их противники – иудеи, и в частности Цельс, который в своем сочинении 178 года «Правдивое слово» полностью поддерживал мнение талмудистов о том, что Иисус не Мессия, а незаконный сын Марии и римского легионера Пандеры.

В нижней части иконы представлено омовение Младенца Христа, которое совершают две женщины. Одна из них – повитуха, согласно апокрифу Иакова, была приведена в пещеру праведным Иосифом. Увидев чудесные роды, она привела в пещеру другую женщину, у которой вызвало сомнение все происходящее. Описание последующих событий приведено в апокрифе: «И только протянула Саломея палец, как вскрикнула и сказала: Горе моему неверию, ибо я осмелилась искушать Бога. И вот рука моя отнимается как в огне… И тогда предстал перед нею Ангел Господень, и сказал ей: Саломея, Саломея, Господь внял тебе, поднеси руку свою к Младенцу и подержи Его, и наступит для тебя исцеление и радость. И подошла Саломея, и взяла Младенца, сказав: поклонюсь Ему, ибо родился великий Царь Израиля. И сразу же исцелилась Саломея…» К XVII веку иконография праздника значительно расширяется. В композицию включают волхвов, следующих за Вифлеемской звездой, Ангелов, сообщающих радостное известие пастухам, бегство в Египет, избиение младенцев.

(С. Алексеев «Зримая Истина Книга о Православной иконе для семьи и школы» 2006 год.).
Богоматерь Умиления Старорусская. Первая половина XIII века.   |   Собор Архангела Михаила. Конец XIII в.
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Краснодар
 ()
Сам не... Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Краснодар
 ()
Фотолюбитель Екатеринбург
 ()
. Ульяновск
 ()
Фотограф Самара
 ()
Фотограф Евпатория
 ()
Фотограф Красноярск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Звездный
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Фотолюбитель Истра