Часовни мне тоже нравятся ) Но я настолько не разбираюсь, что приняла и эту церковь за часовню - ведь там нет никакого жилья поблизости ) Мне казалось, что церковь как-то связана с паствой, так сказать )
Хижгора издавна воспринималась местным населением как священная гора. Возможно, здесь располагалось древнее языческое капище. До наших дней сохранилось предание о неизвестной монахине, которая пришла на Хижгору, чтобы основать здесь монастырь. Местные жители воспрепятствовали этому, разгневанная монахиня наложила на зачинщика сопротивления заклятье и предрекла ему слепоту. Вскоре житель близлежащей деревни Гужово ослеп, стал «горюном» и от него возникло деревенское прозвище «Горюновы».
История церкви прп. Алексанлра Свирского
В 1824 году по указанию духовных властей на горе уничтожили старообрядческую часовню - «крест, обрубленный на манер часовни». Всё имущество и пожертвования богомольцев староста разобранной часовни Василий Дмитриев передал в Петропавловскую церковь Лекшмозерского прихода. Чуть позже часовню на Хижгоре отстроили заново. В 1861 году крестьяне деревень Гужово и Маселыа заявили в Олонецкую духовную консисторию о намерении построить на Хижгоре церковь во имя Иверской Богоматери, на месте, «где находится ныне животворящий крест, предками их водруженный и всеми чтимый». Как писали местные жители в прошении о6 открытии церкви, «вид с нее со всех сторон превосходен, а окрестные приходы виднеются на довольно значительном расстоянии, следовательно церковь, на подобной горе устроенная, кроме душевной пользы окружающих ея селений, отрадно виднеться будет и многими другими окрестными жителями».
Местное духовенство противилось стремлению крестьян построить храм на Хижгоре, находило это «неудобным и опасным». Олонецкая консистория также не одобрила место, избранное для строительства. Однако. разрешение на строительство церкви все же было получено. На постройку церкви средства пожертвовала крестьянка Ефросинья Смолякова, которая, по рассказам старожилов, пережила огромное горе, потеряв мужа и детей. Так же производился сбор средств среди жителей деревень Гужово и Масельга. Наконец, в ноябре 1862 года гражданский инженер Олонецкой палаты государственных имуществ удостоверил безопасность выбранного для церкви места и составил смету на ее строительство. Был создан Строительный комитет, в который вошли лекшмозерский священник, церковный староста, два попечителя от крестьян. Через два лета (в декабре 1865 года) Гражданский инженер удостоверил, что плотницкие работы на храме вчерне закончены.
Деревянный храм по архитектурному плану, утвержденному в Олонецкой духовной консистории, рубил местный (колодозерский) крестьянин Максим Шилов с артелью. По завершении строительства в 1866 году мастер «встал на крест». поклонился на все четыре стороны и забросил топор в озеро: инструмент, которым рубили храм, нельзя было употреблять ни для каких других целей.
Видимо, при строительстве церкви той, на холме и вокруг него не было леса. Потому что сейчас ни церковь издалека, ни деревень внизу с неё за деревьями не видно )
Луковки эти, технология, видимо везде была одна. Так здорово кто-то первый её придумал!.. Интересно, что останется после нас через 300 лет..., да даже через 150!
Найду программу поездки, уточню и исправлю )
Меняю )
История церкви прп. Алексанлра Свирского
В 1824 году по указанию духовных властей на горе уничтожили старообрядческую часовню - «крест, обрубленный на манер часовни». Всё имущество и пожертвования богомольцев староста разобранной часовни Василий Дмитриев передал в Петропавловскую церковь Лекшмозерского прихода. Чуть позже часовню на Хижгоре отстроили заново. В 1861 году крестьяне деревень Гужово и Маселыа заявили в Олонецкую духовную консисторию о намерении построить на Хижгоре церковь во имя Иверской Богоматери, на месте, «где находится ныне животворящий крест, предками их водруженный и всеми чтимый». Как писали местные жители в прошении о6 открытии церкви, «вид с нее со всех сторон превосходен, а окрестные приходы виднеются на довольно значительном расстоянии, следовательно церковь, на подобной горе устроенная, кроме душевной пользы окружающих ея селений, отрадно виднеться будет и многими другими окрестными жителями».
Местное духовенство противилось стремлению крестьян построить храм на Хижгоре, находило это «неудобным и опасным». Олонецкая консистория также не одобрила место, избранное для строительства. Однако. разрешение на строительство церкви все же было получено. На постройку церкви средства пожертвовала крестьянка Ефросинья Смолякова, которая, по рассказам старожилов, пережила огромное горе, потеряв мужа и детей. Так же производился сбор средств среди жителей деревень Гужово и Масельга. Наконец, в ноябре 1862 года гражданский инженер Олонецкой палаты государственных имуществ удостоверил безопасность выбранного для церкви места и составил смету на ее строительство. Был создан Строительный комитет, в который вошли лекшмозерский священник, церковный староста, два попечителя от крестьян. Через два лета (в декабре 1865 года) Гражданский инженер удостоверил, что плотницкие работы на храме вчерне закончены.
Деревянный храм по архитектурному плану, утвержденному в Олонецкой духовной консистории, рубил местный (колодозерский) крестьянин Максим Шилов с артелью. По завершении строительства в 1866 году мастер «встал на крест». поклонился на все четыре стороны и забросил топор в озеро: инструмент, которым рубили храм, нельзя было употреблять ни для каких других целей.