“Какая это странная живопись - натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься.”
Паскаль.
Существует и в живописи и в фотографии жанр, который с одной стороны позволяет фотографу продемонстрировать свои технические навыки, поскольку дает возможность полностью контролировать весь творческий процесс, а во-вторых заложить и реализовать в работе любой философский смысл.
Имя этому жанру, конечно же натюрморт.
Я не буду касаться вопросов техники съемки, а хочу сказать несколько слов о смысловом наполнении работ этого жанра.
Многие, наверное, полагают, что натюрморт, это такое декоративное искусство красивого расположения предметов, объектов, составления из них композиций.
Однако, помимо чисто декоративного натюрморта, в котором задачей автора стоит демонстрация своего технического мастерства в показе различных материалов, фактур, форм, а также искусстве композиции, постановки света, существует еще несколько видов этого жанра.
Возьмем, например аллегорический натюрморт, своеобразной вершиной которого стал тип «Vanitas». В этом случае изображаемые предметы имеют определенное аллегорическое или закрепленное за ними культурной традицией значение. Включение в композицию черепа – эмблемы смерти и быстротечности всего земного, – часов, драгоценностей и монет (символизирующих богатство) придает натюрмортам этого типа характер зашифрованного сообщения. Такой натюрморт не смотрят, а читают. Но его не просто читают – его разгадывают: это тайнопись для посвященных, говорящая на условном эзотерическом языке.
источник Заинтересованных отошлю, например, к книге Звездиной Ю. Н. 1997. “Эмблематика в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символа.”
Другой пример, это сюжетный натюрморт.
В этом случае перед нами рассказ о человеке с помощью его вещей.
Помимо грамотной композиции и высокой техники в задачу автора такого натюрморта входит тщательный подбор предметов.
К такому типу принадлежит, например, «Натюрморт» (1979) Ю. Непринцева.
На холсте - очки, фронтовые фотографии, коробочка с орденами, тюбик с лекарством; все это дает ясное представление о формально отсутствующем герое, его возрасте, жизни, судьбе.
"В работе над натюрмортом очень важно понимать и чувствовать природу вещей.
Натюрморт именно материален.
Важно не уйти в пустое фальшивое псевдозначение. Натюрморт — это никогда не инсталляция и ни в коем случае не «артобъект».
Возможен натюрморт, состоящий из одного предмета - это осмысление вещи, ее фактуры, формы, истории вещи." Также в натюрморте смысловое наполнение может передаваться с помощью принципа
антропоморфизма, т.е. наделения человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий.
Яркий пример – натюрморты
Виктории Ивановой еще ссылки по теме
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-7605 http://art.1september.ru/articlef.php?ID=200600315 http://gallerix.ru/read/naturmort-v-sovetskoj-zhivopisi/6