Смысловое значение натюрморта

Опубликовано: 2036 дней назад (27 февраля 2013)
Рубрика: Без рубрики
Просмотров: 1097
“Какая это странная живопись - натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься.”

Паскаль.



Существует и в живописи и в фотографии жанр, который с одной стороны позволяет фотографу продемонстрировать свои технические навыки, поскольку дает возможность полностью контролировать весь творческий процесс, а во-вторых заложить и реализовать в работе любой философский смысл.
Имя этому жанру, конечно же натюрморт.


Я не буду касаться вопросов техники съемки, а хочу сказать несколько слов о смысловом наполнении работ этого жанра.
Многие, наверное, полагают, что натюрморт, это такое декоративное искусство красивого расположения предметов, объектов, составления из них композиций.
Однако, помимо чисто декоративного натюрморта, в котором задачей автора стоит демонстрация своего технического мастерства в показе различных материалов, фактур, форм, а также искусстве композиции, постановки света, существует еще несколько видов этого жанра.

Возьмем, например аллегорический натюрморт, своеобразной вершиной которого стал тип «Vanitas». В этом случае изображаемые предметы имеют определенное аллегорическое или закрепленное за ними культурной традицией значение. Включение в композицию черепа – эмблемы смерти и быстротечности всего земного, – часов, драгоценностей и монет (символизирующих богатство) придает натюрмортам этого типа характер зашифрованного сообщения. Такой натюрморт не смотрят, а читают. Но его не просто читают – его разгадывают: это тайнопись для посвященных, говорящая на условном эзотерическом языке.


источник

Заинтересованных отошлю, например, к книге Звездиной Ю. Н. 1997. “Эмблематика в мире старинного натюрморта. К проблеме прочтения символа.”


Другой пример, это сюжетный натюрморт.
В этом случае перед нами рассказ о человеке с помощью его вещей.
Помимо грамотной композиции и высокой техники в задачу автора такого натюрморта входит тщательный подбор предметов.
К такому типу принадлежит, например, «Натюрморт» (1979) Ю. Непринцева.


На холсте - очки, фронтовые фотографии, коробочка с орденами, тюбик с лекарством; все это дает ясное представление о формально отсутствующем герое, его возрасте, жизни, судьбе.

"В работе над натюрмортом очень важно понимать и чувствовать природу вещей.
Натюрморт именно материален.
Важно не уйти в пустое фальшивое псевдозначение. Натюрморт — это никогда не инсталляция и ни в коем случае не «артобъект».
Возможен натюрморт, состоящий из одного предмета - это осмысление вещи, ее фактуры, формы, истории вещи."



Также в натюрморте смысловое наполнение может передаваться с помощью принципа антропоморфизма, т.е. наделения человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий.

Яркий пример – натюрморты Виктории Ивановой


еще ссылки по теме
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-7605
http://art.1september.ru/articlef.php?ID=200600315
http://gallerix.ru/read/naturmort-v-sovetskoj-zhivopisi/6
Методика исследования действительности | Стрит
 
Рейтинг: +3
 
Блог нравится:
rdb
 
Комментарии (2)
Олег Клешнин # 28 февраля 2013 в 01:31 +1
Многие берутся за "натюрморт" не видя ни дороги ни цели (пункта назначения).
Как и утверждение- "любое лицо в кадре есть портрет".
Девственно не тронутая тема).
Олег Клешнин # 28 февраля 2013 в 01:34 +1
Вижу Вы меня поймёте )-


 
Присылайте фото в Расфокус-группы в   Вконтакте     Фейсбуке 
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Миасс
 ()
Фотограф Москва
 ()
«Нет...
 ()
фотолюбитель Севастополь
 ()
Санкт-Петербург
 ()
Фотограф Бузулук
 ()
фотолюбитель Севастополь
 ()
фотолюбитель Севастополь
 ()
Фотограф Новосибирск
 ()
Фотограф Новосибирск
 ()
Фотограф Varna
 ()
Фотограф Бузулук
 ()
Фотограф Дубна
 ()
Донецк
 ()
Донецк
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Москва
 ()
любитель Екатеринбург
 ()
Фотограф Бузулук
 ()
Фотограф Миасс
 ()
Фотограф Varna
 ()
Фотограф Оренбург