Методика исследования действительности

Опубликовано: 4076 дней назад (26 февраля 2013)
Просмотров: 1407
В помощь репортажнику на основе методов работы лучших советских мастеров репортажа

Наиболее ярко методика исследования действительности проявилась в творчестве Павла Кривцова, сумевшего в своих работах соединить нетрадиционное видение с глубоким анализом явлений нашей жизни. В отличие от своих предшественников Кривцов более точно ставит перед собой задачи, стараясь свести эксперимент к ожидаемому результату. Расскаэывая о своей творческой «кухне», автор подчеркивает, что, приступая к съемке, он непременно ставит перед собой конкретную цель, например рассказать своему герою, почему он ему понравился, что именно в нем привлекло фотографа. Кривцов показывает нам реакцию героя на себя.

Зритель как бы вступает с героями в более тесный контакт, что способствует расшифровке личностей. Потому-то столь доверительны портреты подавляющего большинства его героев.

Наверное, большинство снимающих знает, как удобно работать на съемке вдвоем. Особенно когда один из репортеров
организует кадр. Как правило, наиболее удачные снимки оказываются в этом случае у того, кто, не вмешиваясь в событие, наблюдает эа происходящим. Что удается ему снять в этом случае? Реакцию людей на коллегу-фоторепортера, режиссирующего событие.
Возвращаясь к нашей терминологии, мы исследуем реакцию на человека, вторгающегося в действительность. Те, кому часто приходится делать портреты, опять-таки, наверное, обращали внимание, что удобнее всего снимать, когда наш герой с кем-то беседует. Нередко вы даже просите подойти и поговорить с ним своего коллегу-журналиста или еще кого-нибудь. В этом случае вы снимаете реакцию героя на собеседника. Опять-таки происходит исследование, но неосознанное и с непредскаэуемым результатом.

Представьте себе избитый сюжет — возвращение шахтеров иэ забоя. Сколько вы видели таких снимков? Десятки? Сотни? Чумазые, улыбающиеся лица, цветы. Что делает в подобном случае тот же Павел Кривцов?
На первый взгляд он вроде бы организует встречу с традиционным вручением цветов, только преподносить их будут не девушки из конторы, а жены и дети горняков.

И если в первом случае имела бы место постановка, «театр» с посредственными актерами, то здесь фоторепортер моделирует реальную ситуацию — семья встречает мужа и отца. Если бы он снимал «вручение цветов», то происходила бы простая регистрация события. Кривцов же исследует реакцию людей на происходящее, откровенно подчеркивая при этом необычность ситуации. Что же ему удается увидеть? Жена, вручив цветы и поцеловав мужа, протягивает ему сына — мальчонку трех-четырех лет, вконец растерянного. Тот вроде бы и узнает отца, но не очень-то уверенно— ведь он никогда не видел его таким грязным. «Там же, — рассказывает Кривцов, — я увидел девочку лет семи, она стояла в стороне и плакала. Я подошел и спросил, что с ней. Она сказала: «Папу жалко! Какой он грязный!»

«Человек для меня — самое главное, самое ценное. Если я снимаю человека, я должен максимально раскрыть его внутренний мир, характер, подметить характерные движения. Я всегда стараюсь перетянуть его на свою сторону и привлечь к творческой работе. Объясняю ему идею, которую хотел выразить. Я вовлекаю человека во всевозможные разговоры, философские или по искусству… Помню, снимал Юлиана Руковичникова, скульптора. Я с ним проговорил шесть часов подряд. Все эти шесть часов разговора я делал снимки. И когда я закончил работать, то и закончился разговор… Но бывают ситуации, когда делаешь снимки не разговаривая с героями, а методом наблюдения… растворяешься в их среде…

Главная задача — открыть самые лучшие черты человека, самые лучшие его качества… показать ему какой он хороший… Красота идет изнутри».

«…Получается, все мои герои — соавторы. Я не могу заставить его принять какое-то внутреннее состояние. Нельзя сказать: «Стань грустным». Выражение глаз разве можно поставить? Здесь обязательно нужен духовный контакт»

Так обычная, казалось бы, съемка становится социологическим экспериментом, дает богатый материал для наблюдений и размышлений. Такая методика заставляет обращаться не к внешним «фотогеничным» проявлениям жизни, а к глубинным и сущностным. Это требует от журналиста чутья, тонкости понимания жизненных процессов, высокого профессионального мастерства. Фоторепортер становится не просто регистратором событий, но исследователем, отбирающим наиболее характерные и достоверные факты для убедительного и аргументированного утверждения своей концепции.
Репортер не вправе полагаться на случайную удачу, съемка для него должна стать осознанным поиском ответов на поставленные вопросы.

по материалам "Советское фото" 1988 №3

работы Павла Кривцова
http://www.planeta-l.ru/album19
еще одна оч. хорошая статья о нем
http://www.stoletie.ru/kultura/pavel_krivcov_vsegda_budut_i_te_kto_otstaivajet_chto-to_svetloje_2010-11-30.htm
Четыре направления cовременной фотографии   |   Смысловое значение натюрморта
 
Рейтинг: +4
 
 
Комментарии (3)
Lihgra Adventure # 26 февраля 2013 в 16:39
Мне кажется, что любая съемка, если ты, конечно, снимаешь не из засады с крупнокалиберным объективом, - контактная с объектом съемки, позволяет снимающему в процессе общения (работы) получать свой объем опыта: и наблюдений, и размышлений; что в конечном итоге сублимируется в конкретный алгоритм действий (методика) фоторепортера.
Осознанно это делается, или нет. Но, первом случае, если полученный опыт будет осмыслен и подтвержден соответствующими выводами, эффективность будет в разы больше.
Здесь нужно отдать должное фоторпортерам советского периода. Весь опыт советского фоторепортажа они приобретали не в стенах аудитории, а непосредственно, в действии - в реалиях того советского времени, невиданного по масштабам мирового эксперимента - стоительства первого в мире социалистического государства. Простор для творчества - огромнейший!
Что важно: как ни странно, отсутствие ущербных притянутых "за уши" правил и методик съемки, выдуманных кабинетными "светилами репортажа", только помогало вырабатывать собственные методики, которые действительно работали и передавались последующим поколениям фотожурналистов.
Как пример: тот же, Павел Кривцов.
Кирилл М (zapravka2) # 24 мая 2013 в 06:13
Согласен с Вами
Сергей Брутман и Компания # 26 февраля 2013 в 17:40
Помню, как жалко их было - "режиссёров" - когда советская печать начала трансформироваться, и мы, редактора с ответсеками, стали отказываться от "срежиссированных" снимков. Не всем удавалось "перестроиться" и выучить новый язык.
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Скопин
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель Норильск
 ()
Фотолюбитель Электросталь
 ()
пенсионер Орда
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф
 ()
Фотограф Москва
 ()
fotoamator Запорожье
 ()
Фотограф Южно-Сахалинск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
Новосибирск