«В редкие только мгновения человеческое лицо выражает главную черту свою, свою самую характерную мысль. Художник изучает лицо и угадывает эту главную мысль лица, хотя бы в тот момент, в который он списывает, и не было ее вовсе в лице. Фотография же застает человека как есть, и весьма возможно, что Наполеон, в иную минуту, вышел бы глупым, а Бисмарк — нежным»
Ф.М. Достоевский
"Фиксация прямых эмоций, вызванных лишь временным психическим состоянием, – наиболее распространенная ошибка."
Фельдман Курский "Техника и технология фотосъемки"
Современный ф\а - страшная вещь. Вы можете легко получить массу технически качественных кадров, вообще никак не характеризующих субъекта.
Чихнул человек, открыл глаза, закрыл глаза, дрыгнул ногой и т.д. и.т.д.
Вся эта гора фотомусора, технически качественного фотомусора - есть жанровые портреты?
Это - брак, к-рый нужно выбросить. Вот и все.
Жанровый портрет отличается от студийного только непостановочностью по сути.
В обоих случаях задача фотографа - показать ХАРАКТЕР, ТИПАЖ. ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ЗАРИСОВКУ, ЭМОЦИИ субъекта.
Причем композиционно грамотно, в выгодном ракурсе, правильно проэкспонированно, с учетом планов снимка и т.д.
Единственный плюс уличного непостановочного жанрового снимка перед студийным - это решение проблемы скованности или манерности субъекта перед камерой. Эта же проблема легко снимается, если фотограф умеет работать с людьми, легко входит в контакт с незнакомым человеком.
Боитесь людей - снимайте скрыто дорогой камерой и оптикой. Не боитесь, подойдите, познакомьтесь, спросите разрешения на съемку, определите тему, важную для человека и поговорите о ней. Вы получите прекрасный портрет даже простой и дешевой камерой.
"Мой учитель, Фельдман Яков Давыдович, рассказывал, что однажды никак не мог наладить контакт с портретируемым. Вдруг разговор случайно зашел о лошадях – и портретируемый буквально загорелся. Оказалось, он лошадник, посещает ипподром. В этом смысле вы –человек-психолог, должны с физиком уметь поговорить о физике, с лириком – о стихах." источник:
http://annabaskakova.livejournal.com/168722.html Прекрасным примером таких жанровых портретов могут служить работы О. Виденина.
Единственно, где по настоящему произошла революция после изобретения современных ф\а с мощной телеоптикой - это съемка диких животных и птиц.
А в деле съемки человека ничего кардинально не изменилось. Разве что фотомусора добавилось.