Богоматерь Умиление. Начало XVI века. 69 х 48 см.

Опубликовано: 3832 дня назад (29 октября 2013)
Рубрика: Без рубрики
Просмотров: 626



Богоматерь Умиление с деисусом и избранными святыми. Начало XVI века. 69 х 48 см.
Этот иконографический тип сложился в поздневизантийском искусстве, но расцвета достиг именно на Руси. Он оказался созвучен той особой душевности, которая всегда была свойственна русскому восприятию христианства. Сам характер древнерусской иконописи — светлый, мягкий, певучий — как нельзя лучше подходил именно такому изображению Богоматери с Младенцем. Слово «умиление» родственно греческому «Елеуса» — «Милостивая», так в Византии называли многие иконы Богоматери.


Сам же тип «Умиление» именовался в византийской иконописи «Гликофилуса» — «Сладкое лобзание». Главный смысл таких икон — взаимная любовь и нежность Матери и Сына. На этих образах их внимание обращено в первую очередь друг на друга: Мария ласково прижимает к себе Младенца, а Он обнимает Ее за шею или нежно касается рукой щеки. В этой трогательной нежности есть и особый, трагический оттенок. Ведь Мария ласкает не простое дитя, а Спасителя, Которому предстоит принять крестную муку за грехи рода человеческого. Недаром на иконах, посвященных оплакиванию Христа, тоже можно увидеть Богоматерь, прильнувшую к щеке Сына.


К типу «Умиление» относятся многие прославлен¬ные русские иконы. Владимирская Богоматерь. Богоматерь Донская — шедевр школы Феофана Грека. Феодоровская, Толгская, Белозерская, Хлыновская, Игоревская, Корсунская, Касперовская, Ярославская... Все они, вместе с многочисленными повторениями, представляют собой отдельные варианты в рамках единого типа. Они разнятся в деталях. Так, на Донской иконе взгляд Марии обращен не к миру, а к Сыну. Левой рукой Она нежно касается Его одежд. А на иконе «Владимирская Богоматерь» рука Ее простерта к Младенцу в жесте моления.

Канон допускал оплечное, погрудное или поясное изображение Богоматери. Левый или правый поворот ее головы, свободно ниспадающие складки мафория, разное положение Младенца. С XIII века, например, распространяется вариант, когда Иисус не сидит, а стоит на коленях у Матери. Так написана знаменитая «Толгская Богоматерь».

Иногда изводы «Умиления» довольно сильно отличаются друг от друга. Один из вариантов именуется « Млекопитательница». На таких иконах Мария изображается кормящей Сына грудью — в момент наивысшей близости, какая только может быть между матерью и ребенком.

Необычный и редкий в древнерусском искусстве вариант «Умиления» — «Взыграние». Он появляется довольно поздно, с XVI века. Иконы такого типа иногда носят название «Молдавская», что говорит о связи с южнославянской традицией, пришедшей на Русь из Сербии через Молдавию. «Взыграние» — это Богоматерь с играющим Младенцем. Он сидит на Ее правой или левой руке, и шаловливо касается рукой материнской щеки.
(«Шедевры русской иконописи» 2006).
Туринская плащаница   |   Преподобный Сергий Радонежский
 
Рейтинг: +2
 
 
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
супер-пупер... Лыткарино
 ()
Фотолюбитель Калининград
 ()
Фотолюбитель Калининград
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
. Ульяновск
 ()
Новосибирск
 ()
Фотограф Евпатория
 ()
Люблю... Владивосток
 ()
Фотограф Одинцово
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотограф Краснодар
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Красноярск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Самара