Богоматерь Умиление с деисусом и избранными святыми. Начало XVI века. 69 х 48 см. Этот иконографический тип сложился в поздневизантийском искусстве, но расцвета достиг именно на Руси. Он оказался созвучен той особой душевности, которая всегда была свойственна русскому восприятию христианства. Сам характер древнерусской иконописи — светлый, мягкий, певучий — как нельзя лучше подходил именно такому изображению Богоматери с Младенцем. Слово «умиление» родственно греческому «Елеуса» — «Милостивая», так в Византии называли многие иконы Богоматери.
Сам же тип «Умиление» именовался в византийской иконописи «Гликофилуса» — «Сладкое лобзание». Главный смысл таких икон — взаимная любовь и нежность Матери и Сына. На этих образах их внимание обращено в первую очередь друг на друга: Мария ласково прижимает к себе Младенца, а Он обнимает Ее за шею или нежно касается рукой щеки. В этой трогательной нежности есть и особый, трагический оттенок. Ведь Мария ласкает не простое дитя, а Спасителя, Которому предстоит принять крестную муку за грехи рода человеческого. Недаром на иконах, посвященных оплакиванию Христа, тоже можно увидеть Богоматерь, прильнувшую к щеке Сына.
К типу «Умиление» относятся многие прославлен¬ные русские иконы. Владимирская Богоматерь. Богоматерь Донская — шедевр школы Феофана Грека. Феодоровская, Толгская, Белозерская, Хлыновская, Игоревская, Корсунская, Касперовская, Ярославская... Все они, вместе с многочисленными повторениями, представляют собой отдельные варианты в рамках единого типа. Они разнятся в деталях. Так, на Донской иконе взгляд Марии обращен не к миру, а к Сыну. Левой рукой Она нежно касается Его одежд. А на иконе «Владимирская Богоматерь» рука Ее простерта к Младенцу в жесте моления.
Канон допускал оплечное, погрудное или поясное изображение Богоматери. Левый или правый поворот ее головы, свободно ниспадающие складки мафория, разное положение Младенца. С XIII века, например, распространяется вариант, когда Иисус не сидит, а стоит на коленях у Матери. Так написана знаменитая «Толгская Богоматерь».
Иногда изводы «Умиления» довольно сильно отличаются друг от друга. Один из вариантов именуется « Млекопитательница». На таких иконах Мария изображается кормящей Сына грудью — в момент наивысшей близости, какая только может быть между матерью и ребенком.
Необычный и редкий в древнерусском искусстве вариант «Умиления» — «Взыграние». Он появляется довольно поздно, с XVI века. Иконы такого типа иногда носят название «Молдавская», что говорит о связи с южнославянской традицией, пришедшей на Русь из Сербии через Молдавию. «Взыграние» — это Богоматерь с играющим Младенцем. Он сидит на Ее правой или левой руке, и шаловливо касается рукой материнской щеки.
(«Шедевры русской иконописи» 2006).