Сызрань. Бывший особняк купца С. А. Стерлядкина. Дворец Бракосочетания

 

 

Комментарии (1)
Стерхъ # 14 января 2016 в 11:34
Сызрань. Бывший особняк купца С. А. Стерлядкина. Дворец Бракосочетания
Адрес: Сызрань, улица Советская (Большая), 66
Год постройки: 1913
Стиль: Модерн

Настоящим украшением исторического центра современной Сызрани является особняк купца С. А. Стерлядкина (1913 год, улица Советская, 66), возведенный на Большой улице. Автор проекта пока не установлен. Интересно сравнить постройку сына с домом отца — купца А. А. Стерлядкина (ул. Советская, 30), также располагавшегося на главной улице города.
Тогда как двухэтажный кирпичный дом А. А. Стерлядкина располагался ближе к торгу, особняк его сына С. А. Стерлядкина — на некотором отдалении от торга. Если первое здание было поставлено в ряду застройки Большой улицы, то второе занимало угловой участок. Дом отца объединял в себе две функции — жилую и торговую (первый этаж был отдан под мучную лавку), а потому не слишком выделялся среди окружающих его доходных зданий. Он являлся скромной кирпичной постройкой с главным фасадом в пять осей, объемы которой были сильно развиты в глубину участка. Во двор вела арка, немного смещенная в сторону от балкона, расположенного по центру второго этажа.
Двухэтажный особняк Стерлядкина-младшего, построенный по диагонали от Городской управы и уже возведенной к тому времени женской гимназии, играл ответственную градостроительную роль, закрепляя угол Большой улицы (Советской) и Калачного переулка (Бабушкина). В пространственной композиции место их пересечения было отмечено скруглённым объёмом. Вход в здание располагался со стороны переулка, под балконом второго этажа в виде раковины.
Особняк Стерлядкина-младшего наиболее полно демонстрирует многие особенности стиля модерн. Для него характерна асимметричность объёмной и фасадной композиции, обусловленная особенностями планировки. Динамичная композиция фасадов построена на ритмическом сопоставлении то выступающих вперёд, то слегка отступающих вглубь от красной линии плоскостей прямоугольной формы, подчиняющихся в целом закруглённому объёму в угловой части.
Декративное оформление здания очень разнообразно. В барельефных изображениях на стенах и практически круглой скульптуре под балконом представлены аллегорические женские и мужские фигуры, роль которых отнюдь не ограничивается функцией фасадного убранства. Скульптурные изображения можно связать в единое целое. Для того, чтобы было удобно «прочесть» смысл изображённого, необходимо двигаться вдоль здания слева направо, то есть вдоль фасада, выходящего на улицу Советскую, понаправлению к пардному вхлду. На композициях, обращённых к главной улице города, представлены два барельефа с женскими фигурами, связанными посредством различных атрибутов с разными временами года и графиком сельскохозяйственных работ: одна из них, видимо, символизирует Весну, когда молодые растения набирают силу, вторая — Лето, страдную пору, так как изображена с орудиями труда (серпом, молотом, колесом) и со снопами колосьев. На другом фасаде, в тимпане арки, обрамляющей балконные двери второго этажа, дано барельефное изображение Изобилия (или Осени). Балкон раковинообразной формы «поддерживают» расположенные над главным входом две мужские фигуры, развёрнутые в плоскости. Представляется, что обнаруженная связь между фасадными скульптурами не случайна, и в данном случае можно констатировать наличие программности. Желание связать смысл скульптурных композиций с темой сельскохозяйственного труда не могло быть случайным для заказчика, обязанного своей финансовой стабильностью предпринимательской деятельности по переработке и продаже хлеба.
В отделке лицевых фасадов были использованы современные материалы. Этот особняк — единственная постройка Сызрани, в которой применили облицовочный кирпич, часто встречающийся в самарских постройках. В свою очередь он прекрасно сочетается с бетоном, металлом, отделочной плиткой, цветная перламутровая поверхность которой радостно переливается под лучами солнца в ясный день и как бы светится глубокими благородными тонами в пасмурный. Собственно архитектурные и декоративные элементы тесно сплетены друг с другом 6 мощные ветки с густой листвой «произрастают» прямо из под облицовочной плитки, женские фигуры на рельефах едва заметно выходят из аморфной мягкости стены и так же постепенно растворяются в ней. Несмотря на то, что в рельефах есть попытки показать дальние планы, сделано это настолько незаметно и тактично, что изображения не разрушают архитектурную плоскость, но являются её органической частью. Своеобразную геометрическую декоративность придают фасадам окна различной формы (прямоугольные и круглые) с необычайной расстекловкой 6 крупная — в средней части окна, мелкая — в верхней и нижней.
Может показаться, что отголоском эклектики являются полуколонны с коринфскими капителями на высоту обоих этажей, размешенные на закруглённом угловом объёме здания. Но на самом деле, способность модерна к стилизации, позволяющей видоизменить источник и несколько отрешиться от традиции, делает полуколонны декоративными элементами, выделяющими вертикальные ритмы фасадов и органичными со всем обликом особняка.
Рациональная по характеру планировка была хорошо приспособлена для нужд довольно большого семейства (Сергей Александрович и Екатерина Андреевна имели пятеро детей): на первом этаже, ближе к входу располагался заключённый в угловом объёме кабинет хозяина дома, за которым находилась просторная, вытянутая вдоль Большой улицы гостиная, отделённая раздвигающейся витражной перегородкой. На втором этаже с просторным холлом, из которого имееися выход на балеон, размещались, вероятно, спальни и детские комнаты.
Объём, предназначенный для хозяйственных помещений, которые сообщались и с домом, и со двором, поставили вдоль внутренней границы участка. Отдельное складское строение на участке отсутствовало, но особняк имел развитые подвальные помещения, в которые также можно было попасть как из холла первого этажа, так и со двора.
Сопоставление зданий, возведённых по заказам отца и сына Стерлядкиных, свидетельствует, прежде всего, об эволюции эстетических вкусов сызранских купцов, о возникновении в этой сословной среде потребности в культурной рефлексии и самовыражении.

И. В. Бурая: Архитектура Сызрани конца ХVII-начала ХХ века. Сызрань, 2008. Стр. 114-117.
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Фотограф Пятигорск
 ()
Фотограф Москва
 ()
Сам не... Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Истра
 ()
Фотолюбитель
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Калининград
 ()
Комп.обработка Армавир
 ()
Репортажный... Москва
 ()
Фотограф Ивдель
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Фотолюбитель Томск