Воронеж. Бывший дом купца-фабриканта С. А. Савостьянова

 

 

Комментарии (1)
Стерхъ # 19 апреля 2016 в 04:43
Воронеж. Бывший дом купца-фабриканта С. А. Савостьянова
Адрес: Воронеж, улица Плехановская (Большая Московская), 3
Годы строительства: Конец 1760-х-начало 1770-х
Стиль: Барокко

Дом стоит торцом к улице, отделен от нее бульваром. Построен в конце 1760-х - начале 1770-х гг. (в 1773 г. он уже показан на плане города) как жилой дом купца-фабриканта С. А. Савостьянова. Семен Авраамович Савостьянов (1718-1794) - президент губернского магистрата, в 1767-1768 гг. - в Москве в качестве депутата Уложенной комиссии.
Его дом стал первым трехэтажным домом в Воронеже. Разорившийся внук первого владельца И.А. Савостьянов в 1826 г. передал здание городской думе под военный лазарет. Опека, назначенная над его имуществом в 1849 г., продала его с аукциона купцу С. Занину, который стал сдавать его внаем. Постепенно сюда переместились городские учреждения, магистрат, сиротский и совестный суды, городская дума, откупившая здание в конце 1850-х гг. В 1854 г. поэт. И.С. Никитин посещал находящегося в заключении при магистрате родственника - Я.П. Денисова, арестованного за уклонение от рекрутской повинности. После упразднения судов и магистрата в 1870 г. дума заняла все помещения. В 1878 г. она переехала на Мясницкую улицу, оставив здание Мещанской управе. Позже здесь разместились также богадельня и ломбард.
В 1894 г. в левом крыле здания был открыт Воронежский губернский музей, занявший две комнаты и зал второго этажа. Это был первый музей в городе. На его открытии присутствовали губернские власти и принцесса Е.М. Ольденбургская, владелица имения Рамонь. У входа в здание была установлена чугунная пушка конца XVII - начала XVIII в., на лестничных площадках - каменная баба из Задонского уезда и модель Макарьевской школы. Экспозиция музея содержала материалы по истории края, часть которых была добыта в археологических экспедициях, часть пожертвована любителями старины. С 1896 по 1911 г. было проведено более десяти тематических выставок. Среди них посвященные Костомарову, Кольцову, Никитину, юбилею Полтавской битвы. Выставки были организованы по инициативе философа Н.Ф. Федорова (1829-1903), который в 1894-1899 гг. подолгу жил в Воронеже. Н.Ф. Федоров, включавший музей в свою концепцию как место сохранения душ умерших через предметы, считал Воронежский музей одним из лучших в провинции. Музей сплотил местных историков и краеведов. В его создании приняли активное участие члены местного статистического комитета, часть которых была его первыми сотрудниками. Среди них: Степан Егорович Зверев (1860-1920) - первый директор музея, священник кадетского корпуса и секретарь статистического комитета, под редакцией которого издавались “Памятные книжки по Воронежской губернии”, Александр Иванович Милютин (1869-1907) - историк, краевед, археограф и филолог, помощник правителя дел Воронежской губернской ученой архивной комиссии. В 1910-1911 гг. в музее работал историк В.В. Литвинов (1873-1941), впоследствии арестованный по сфабрикованному “делу краеведов”. Дважды в неделю посещение экспозиции было бесплатным. В 1911 г. значительно увеличившему свои фонды музею было предоставлено другое старейшее здание города - бывший дом губернатора И.А. Потапова (ныне Воронежский художественный музей им. И.Н. Крамского).
Дом дважды сильно горел во время боев в 1919 и 1942 гг. В 1957 гг. был восстановлен по проекту архитектора Г.В. Здебчинского как двенадцатиквартирный жилой дом. В 1982-1984 гг. по проекту архитектора И.М. Сергеева Воронежской реставрационной мастерской (ВСНРПМ) были проведены реставрация и приспособление здания под областной литературный музей.
Дом купца Савостьянова - очень крупное для провинциальных городов середины XVIII в. жилое здание дворцового типа. Трехэтажный прямоугольный в плане объем (12 и 6 осей окон) имеет единственный вход в середине продольного восточного фасада. Середина противоположного фасада выделена слабой креповкой. Торцовые фасады завершены люкарнами. Одинаковый на всех фасадах декор стен отличается пластическим богатством и изощренной декоративностью деталей, характерной для архитектуры барокко и рококо. Равномерно размещенные прямоугольные окна на всех этажах разделены лопатками-пилястрами, смыкающимися с широкими межэтажными карнизами. В первом этаже, решенном как цокольный, лопатки рустованы, окна помещены в наличники с ушами и замковым камнем. На стенах главного второго и более низкого верхнего этажа базы пилястр декорированы тонко проработанными лепными вставками, окна снизу подчеркнуты накладками, а сверху лепными завершениями в виде гирлянд во втором этаже и рокайльного мотива в третьем. Пилястры второго этажа в креповке каннелированы. Двойной карниз между вторым и третьим этажом разделен лепным орнаментальным поясом. Входу в дом соответствует новая широкая лестничная клетка. Планировка верхних этажей коридорного типа.
С 1983-1984 гг. в здании размещаются экспозиция Воронежского областного литературного музея им. И.С. Никитина, Воронежская писательская организация и редакция литературного журнала “Подъем”.

Историко-культурное наследие Воронежа, Материалы Свода памятников истории и культуры Российской Федерации. Центр духовного возрождения Черноземного края, Воронеж, 2009. Стр,102-104
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Нижний Ломов
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Калининград
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель Норильск
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Иркутск
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Санкт-Петербург
 ()
Фотограф Красноярск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Екатеринбург
 ()
Фотограф Хабаровск