Курск. Введенский храм

 

 

Комментарии (1)
Стерхъ # 9 октября 2015 в 18:29
Одной из старейших церквей слободы Ямской Курска является Введенская церковь, по­строенная в 1761 году.
На улице Дубровинского (в прошлом - в Ямской слободе) ранее была построена деревян­ная часовня, рядом с которой позже жители соорудили деревянную церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.
В 18-м веке церковь обветшала, и жители богатой и самой многолюдной пригородной слободы решили заменить её каменной. Введенская церковь была построена в самом центре слободы Ямской (ныне перекресток улиц Дубровинского и Маяковского).
Ямская слобода – название пригородных слобод многих русских городов, в старину засе­ленных ямщиками, призванными нести особую службу перед государством, осуществляя по­чтовую и транспортную связи. Ямщики обязаны были содержать почтовых лошадей, за что освобождались от других повинностей. Ямская слобода в Курске существовала уже в первой четверти XVIIвека, до 1629 года она называлась Ерской, а после 1629 года её называли Ем­ская, Ямская. В то время она представляла собой небольшой поселок вокруг церкви.
В Государственном архиве Курской области хранятся клировые ведомости Введенской церкви, начиная с 1840 года, проливающие свет на историю самой церкви и приходской жиз­ни. Из них мы узнаем, что в 1752 году (по некоторым сведением в 1761 г.) тщанием прихо­жан была построена и освящена каменная церковь с колокольней,богато украшенная камен­ной оградой вокруг. В 1872 году каменная колокольня вновь была перестроена.
В храме было три престола: Центральный - Введения во храм Пресвятой Богородицы, и два боковых - во имя мучеников Флора и Лавра, и трех святителей – Василия Великого, Гри­гория Богослова и Иоанна Златоуста.
По традиции во Введенский храм по пути шествия крестного хода носили чудотворную икону «Знамение» Божией Матери.
В церковный приход входило 449 дворов с 6000 прихожан. В 1916 году в церковном при­ходе Введенской церкви состояло более 7000 прихожан. В эти годы служили два священника Иван Васильевич Плетенев (1872 г.р.) и Иван Иванович Моисеев (1877 г.р.), которые окончи­ли полный курс Курской духовной семинарии, имели награды за службу. Отец Иван Моисеев был заведующим и законоучителем Введенской церковно-приходской школы, в которой обу­чалось 30 мальчиков и 25 девочек. В приходе имелись: образцовое двухклассное училище, женское одноклассное училище, смешанное и церковно-приходское смешанное училища.
В 30-х годах в годы гонений на православие церковь значительно пострадала. В храме был размещен продовольственный рынок, в алтаре находился хлебный магазин. В 1939 году храм был закрыт, и вскоре была уничтожена колокольня, была разрушена ограда, церковь лиши­лась внутреннего убранства, иконостасов, росписей, икон, богослужебной утвари, из окон были вырваны решетки чудной художественной работы старинных мастеров. Вновь для бо­гослужений храм открылся в конце 1941 года и действует по настоящее время.
В годы военного лихолетья церковь поддерживала в народе веру в победоносное заверше­ние войны с врагом. В годы Великой Отечественной войны в подвале храма куряне спаса­лись от вражеских бомбежек. После освобождения Курска, с 8 февраля 1943 года по 24 янва­ря 1944 года, как свидетельствуют архивные документы, от приходского совета и причта Введенской церкви на оборону страны и на помощь раненым было передано: 1000 рублей на танкостроение, 3000 рублей на постройку самолета «Курский красный партизан», 25000 ру­блей – на оборудование госпиталя для офицерского состава. Взносы и пожертвования в под­шефные госпитали №№ 397, 1698 и 2489 составили 31500 рублей. К новогодним подаркам в эвакогоспиталь № 2489 (на сумму 5054 рублей) приходской совет и причт добавил пирожки, яблоки, кисеты.
В 1973 году в одну из последних атеистических компаний местной властью было вынесе­но решение об уничтожении Введенского храма. И только заступничеством Всероссийского отдела культуры, прихожан, вставших грудью на защиту своей святыни, а также директора областного архива Ульянкина Н.А., выдавшего справку о церкви как памятнике архитекту­ры, был спасен Введенский храм. Разрушители планировали на месте храма соорудить пло­щадь Маяковского с памятником поэту. Была уже заготовлена и взрывчатка для уничто­жения храма…
Введенский храм по-прежнему является композиционным центром современной Ямской слободы и служит его украшением. Постановлением Курского облисполкома от 16.02.1989 г. церковь была отнесена к памятникам архитектуры местного значения.
В настоящее время храм посещается многочисленными богомольцами. Воссоздана не­когда разрушенная колокольня. Построено новое церковное здание, в котором располагается баптистерий для совершения Таинства Крещения, классы для проведения уроков в Воскрес­ной школе, трапезная и прочие административные и хозяйственные помещения.

[Link]
 ()
фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотограф Томск
 ()
Фотограф Екатеринбург
 ()
Фотограф Севастополь
 ()
Фотограф Ярославль
 ()
Фотограф Севастополь
 ()
Караганда
 ()
Караганда
 ()
Фотограф Севастополь
 ()
Фотограф Орехово-Зуево
 ()
Фотограф Петропавловск-...
 ()
Фотограф Тула
 ()
Фотограф Санкт-Петербург
 ()
Ненормальна... Конаково
 ()
Фотограф Lahti
 ()
Фотограф Lahti
 ()
Фотограф Lahti
 ()
Фотограф... Москва
 ()
Фотограф... Москва
 ()
Фотограф... Москва
 ()
Фотограф Томск
 ()
Фотограф Томск
 ()
Фотограф Москва