Помнить

Помнить

Ежегодно 30 октября в России проходят траурные акции и памятные митинги, посвященные жертвам политических репрессий. Множество людей приходит на Бутовский полигон — одно из мест массовых казней и захоронений жертв сталинских репрессий. Это не только «Русская Голгофа», на которой были казнены около 1000 представителей духовенства. Это одна большая могила, в которой покоятся останки десятков тысяч самых разных людей, расстрелянных по самым разным политическим мотивам. Сегодня поимённо известны 20 тысяч 761 человек. О том, как в Бутове хранится память о репрессированных, рассказал настоятель храма Святых Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове протоиерей Кирилл Каледа.

Дата публикации: 30 октября 2021
Просмотров: 757

 

 

Комментарии (24)
ЭЛИС:) # 30 октября 2021 в 12:36
МОГИЛА ДЛЯ 20 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК: КАК ПОМНИТЬ О КАЖДОМ?

— В Бутове похоронены не только новомученики, но еще множество людей репрессированных по самым разным политическим мотивам. Как память о них хранится в Бутове?
— Наша община, изначально состоявшая почти на 100% из пострадавших, сразу осознала, что это место свято не только для православных, но и для всех родственников и близких тех людей, которые здесь пострадали. Действительно, в Бутове пострадали не только православные, но и люди совсем иных убеждений и других религиозных мировоззрений, здесь есть и представители других христианских конфессий, и мусульмане, и вообще атеисты. Господь попустил лежать в одних рвах вместе со святыми даже тем, кто принимал активное участие в репрессиях. было ясно, что разделять их неправильно.
Понятно, что тем, кто пострадал за веру и кто своими страданиями свидетельствовал о Воскресшем Спасителе, мы воздаем церковную почесть, служим им молебны, особо поминаем их в день Собора новомучеников исповедников Российских, прославляем их подвиг. Разумеется, мы ничего подобного не говорим о других людях.Но тем не менее, мы понимаем, что их потомки могут прийти, и по-хорошему, должны приходить на это место, чтобы воздать должное их памяти. Поэтому, наша община всегда старалась организовать в том числе и такую форму поминовения, посещения, которая отвечала бы воззрениям и убеждениям этих людей. К нам приходили и католики,и мусульмане — и мы предоставляли им возможность читать молитвы. Конечно, не в храме, а на территории захоронения, перед крестом — чтобы не было смущений ни с той, ни с другой стороны.

Богослужебная форма поминовения и сохранения памяти о пострадавших близка не всем, нужно и что-то другое. Поэтому было принято решение 30 октября— в светский день поминовения жертв политических репрессий — зачитывать имена всех, кто пострадал на Бутовском полигоне.

Завершив панихиду в храме, мы выходим на территорию захоронения и на специально установленном помосте читаем имена 20 761 человека, расстрелянного здесь в период с августа 1937 по октябрь 1938 года. Люди идут в течение всего дня: кто-то приезжает к началу поминовения, кто-то к середине, кто-то ближе к концу, после рабочего дня, становится в очередь и затем читает: такого-то числа на Бутовском полигоне было расстреляно столько-то человек —и затем перечисляет этих людей. Чтение имен обычно продолжается более семи часов (!!!)
В Бутове было обнаружено 13 погребальных рвов общей протяженностью почти три километра. Люди кладут на них цветы, ставят лампадки, фонарики — и к вечеру весь полигон покрывается красными огоньками.

Это не единственная форма светского поминовения. К нам регулярно приезжают группы людей из разных городов и стран, которым мы устраиваем небольшие экскурсии: и по храмам — ведь в них хранятся некоторые вещи,связанные с пострадавшими— и конечно, выстраиваем наш рассказ таким образом, чтобы это было понятно конкретной группе. Если мы знаем, что группа приехала, например, из Люберец, мы, соответственно, смотрим, кто из пострадавших был их земляками, и стараемся рассказать о них все, что нам известно.

По благословению Святейшего Патриарха недавно начались работы по созданию мемориала, на котором будут высечены имена всех пострадавших в Бутове — это тоже светская форма сохранения памяти. Важно, что мемориал будет общим: мы сознательно не идем по пути установления памятников отдельным группам пострадавшим, например, латышам, украинцам, литовцам, финнам, или металлургам, или конкретным убиенным, как это нередко делается в подобных местах, например, в Левашове. С самого начала наша община решила, что раз Господь положил их вместе, пусть они будут вместе — ведь могила-то у них общая.

— Немногие сегодня знакомы с историей XX века, с историей репрессий, немногие осознают масштаб трагедий, которые тогда совершались. На Ваш взгляд, почему сегодня важно вспоминать пострадавших?

— С одной стороны, банальный ответ: потому что это наши корни и наша история, которую надо знать. А с другой стороны, к великому сожалению, сейчас существует тенденция превращения того времени в идеал, к которому надо стремиться. Иногда об этом можно услышать и от православных людей, как бы странно, я бы даже сказал, кощунственно, это ни звучало. Поэтому, конечно, надо говорить о том, что реально было, и ни в коем случае не допускать, чтобы подобное, пусть даже в сотой доле, когда-то еще повторилось.

Часто тоже можно услышать фразу: «Ой, давайте не будем об этом сейчас говорить, не будем портить настроение, это грустно, это страшно»… Но ведь, война — это тоже страшно, но мы привыкли воспитывать подрастающее поколение на примерах воинских подвигов. А это тоже была война, только духовная. Людей делили на «своих» и «чужих», насильно лишали жизни.
Вообще историю ХХ века, особенно историю Церкви, в России надо рассматривать именно как духовную брань из которой Церковь вышла победителем. И конечно, надо говорить о героях— святых, как о примерах для подражания.

Казалось бы, мы привыкли принимать за святых таких подвижников, как преподобный Сергий или преподобный Серафим, которые усердно молились и по молитвам которых люди воскрешались— почему тогда мы должны считать святой простого церковного старосту, какую-то бабульку-крестьянку, по молитвам которой никаких чудес не происходило, которую просто расстреляли? А она, действительно, святая, потому что на ней лежало бремя обеспечения семьи, детей, она понимала, что с ней могут сделать— и все же защищала свой храм, уповая, что милостью Божьей ее дети останутся живы.
Отрадно, что если в первое время к нам приезжали дети и внуки пострадавших, лично знавшие убиенных, то сейчас сюда продолжают приезжать их правнуки— молодые люди, которые никогда не знали расстрелянных, которые живут сегодня благополучной жизнью. Например, недавно к нам приезжали две молодые женщины: у их прадедов была совершенно разная судьба, но оба они оказались на Бутовском полигоне. Девушки узнали об этом и приехали к нам, чтобы спросить, нет ли у нас каких-то материалов о их родственниках, сказали, что чем-то сами готовы поделиться. Так что, слава Богу, память жива.
(Дарья Баринова)
Источник: Фома.Ru
[Link]
VITALII VASYLEVSKYI # 30 октября 2021 в 13:18
Мне всегда грустно смотреть на развалины! И тем более храма! Слава Богу, многие восстанавливаются!
ЭЛИС:) # 30 октября 2021 в 13:33
Виталий, это Очень печально, так как невозможно, чтобы люди сами так относились к храмам своих (хотя бы!) предков! stuk

Но посмотрите - каким он стал 2 года назад!!! angel
[Link]
Woland # 31 октября 2021 в 14:22
Лиза, спасибо за ссылку, рад, что фото пригодилось!
ЭЛИС:) # 3 ноября 2021 в 08:49
Конечно, Сергей! Тебе спасибо!
VITALII VASYLEVSKYI # 1 ноября 2021 в 13:52
Я очень рад этому Елизавета!.)
ЭЛИС:) # 3 ноября 2021 в 08:49
Благодарю, Виталий!
Сергей Лошаков # 30 октября 2021 в 17:53
Конечно жуткая история, кровь стынет в жилах... Будем помнить...
Woland # 31 октября 2021 в 14:28
Да, забывать нельзя все ужасы 20-го века, ставшего, наверное, самым братоубийственым для нашей страны shock sad angel
[Link]
ЭЛИС:) # 3 ноября 2021 в 08:51
Люди вообще очень быстро забывают уроки истории, поэтому снова и снова наступают на грабли всевозможных революций - цветных и не очень... stuk
Спасибо, Серёжа!
Пётр Виноградов # 1 ноября 2021 в 14:14


ЭЛИС:) # 3 ноября 2021 в 08:52
Свеча памяти... Благодарю Вас, Пётр!
marina # 1 ноября 2021 в 22:10
Память жива, будем помнить! Страшные события...
ЭЛИС:) # 3 ноября 2021 в 08:53
Чтобы сердце не уснуло - память нам дана...
Марина, рада Вашему отзыву!
Игорь К* # 2 ноября 2021 в 17:07
Красный террор zlo . Бессмысленный и беспощадный glasses
Иван Бочаров # 2 ноября 2021 в 20:58
Также как и бандеровский. zlo
Игорь К* # 2 ноября 2021 в 21:02
Да, Иван, точно так же beer
ЭЛИС:) # 3 ноября 2021 в 08:48
Именно так, Игорь... sad Беспощадный и бессмысленный!! sad
"Террор (лат. terror — страх, ужас) — устрашение мирного населения, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения. Террором также называется угроза физической расправы по политическим или каким-либо иным мотивам либо запугивание с угрозой расправы или убийства."...
Игорь К* # 3 ноября 2021 в 11:58
Все рекорды по массовому уничтожению людей побил Холокост, когда убивали не за злодеяния или в результате военных действия, а просто за принадлежность к определённой национальности zlo Только за годы Второй Мировой убито по разным данным от 5 до 10 млн евреев! Это ужасающие цифры shock shock shock
ЭЛИС:) # 4 ноября 2021 в 14:27
Это уже называется геноцид!
Геноцид (от греч. — род, племя и лат. caedo — убиваю) — действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путём:
убийства членов этой группы;
причинения тяжкого вреда их здоровью;
мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в такой группе;
принудительной передачи детей;
предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы.
С 1948 года геноцид признаётся в ООН международным преступлением.

Но еврейские погромы (часто кровавые и жестокие) совершались и в Российской империи (Кишинёв, Гомель, Одесса, Ростов-на-Дону)...
"...Еврейские погромы начала века прекратились к 1907 году, когда первая русская революция пошла на спад. Во время двух революций 1917 года погромы не стали массовым явлением, но в период Гражданской войны они обрели невиданный доселе масштаб.
При этом «отличились» все стороны, участвовавшие в войне...
Вне конкуренции — сторонники Симона Петлюры совершившие больше 40 процентов всех погромов.
Жертвами антиеврейских акций в годы Гражданской войны стали от 100 до 200 тысяч человек, в два раза больше было ранено и искалечено. Общее количество изнасилований и грабежей почти не поддается подсчету."
[Link]
Игорь, благодарю за отклик и неравнодушие!
Александр K. # 2 ноября 2021 в 17:43
Помним, любим, скорбим...
ЭЛИС:) # 3 ноября 2021 в 08:55
Да, Саша, и молимся вместе!
Андросова Людмила # 4 ноября 2021 в 03:28
Очень важный день. Я перечитыааю любимую книгу
" Отец Арсений". angel
ЭЛИС:) # 4 ноября 2021 в 13:47
Очень полезное чтение, рада, что находите время!
 ()
fotoamator Запорожье
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Тбилиси
 ()
Другое Королев
 ()
Фотолюбитель Екатеринбург
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Фотограф Пенза
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Истра
 ()
Фотограф Екатеринбург
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Калининград
 ()
Фотолюбитель Калининград
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Славянка