Православный взгляд на творчество Виктора Цоя: "Я скажу одно лишь слово: Верь!"
Мне может нравиться или не нравиться " Алиса", я могу четко сформулировать свое отношение к "Аквариуму", я назову пару хитов "ДДТ" или иногда под настроение послушаю "Чайф", но вопрос : "Любите ли вы КИНО и Виктора Цоя" поставит меня в тупик и вызовет недоумение. Это ненужный вопрос. Ведь сердце чувствует, что вот оно, настоящее: "А Жизнь - только слово, есть лишь Любовь и есть Смерть. Эй! А кто будет петь, если все будут спать? Смерть стоит того, чтобы жить, А Любовь стоит того чтобы ждать..." ( "Легенда")
Близкие и друзья Виктора Цоя вспоминают, что у него не было звездной болезни, он легко и свободно мог общаться с любым человеком. Правда, он очень не любил когда к немуназойливо приставали и в больших компаниях чаще молчал, а если и говорил, то всегда с какой-то чуть заметной детской непосредственностью. Он вообще любил уединение, был простым и немногословным. Даже на концертах он редко произносил более трех фраз - "Здравствуйте!", "Спасибо" и "До свидания!» Юрий Айзеншпис, бывший продюсером «Кино», отмечал, что Цоя отличали удивительная целостность и внутренняя свобода. Он был абсолютно независимым человеком, причем независимым не только от властей, но и от денег, от своей славы, от общественного мнения. Наверное это позволяло ему чувствовать себя уверенно и раскованно в любом месте и при любых обстоятельствах, будь то котельная, американские авеню или стадионы, заполненные поклонниками. Так говорят те, кто его знали : спокойный, обстоятельный, доброжелательный ; без фальши в жизни и в песнях... В чистоте и в простой цельности души, в отсутствии болезненной привязки к своему "Я" есть место для Духа ; в таких сердцах, как на зеркальной поверхности озера в ясную погоду отражается солнце.
Виктор Цой, по словам его жены Марианны, не был крещен, и в церковь никогда не ходил ;но "блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят". Истина стучала в его сердце, а через него - в каждое неравнодушное окошечко, открытое навстречу свежему ветру его песен. Многие слова песен Виктора Цоя звучат, как христианский Символ Веры : Если есть стадо - есть пастух, Если есть тело - должен быть дух, Если есть шаг - должен быть след, Если есть тьма - должен быть свет...
Под слова и мотивы его песен легко шагать. Легко жить. Не потому что в песнях Цоя полно оптимизма. Они достаточно печальны, если говорить о них в целом. К этой печали мы еще вернемся. Но есть там легкость и простота дыхания, есть принятие жизни такой, какова она есть, - не придуманной кем-то, не вычитанной из книг, а со всеми ее неправильностями, случайностями и изломами. Изумительно верно, например, подмечено, что: В нас ещё до рождения наделали дыр. И где тот портной, что сможет их залатать... ( "мы хотим танцевать")
В Псалмах Давида та же горькая мысль : " Вот, я в беззакониях зачат, и во грехе родила меня мать моя"...( пс.50 ). Цой будто своими словами пересказывает библейские истины : Снова за окнами белый день, День вызывает меня на бой. Я чувствую, закрывая глаза, - Весь мир идет на меня войной
Земля ...Небо... Между Землей и Небом - Война! И где бы ты не был, Что б ты не делал - Между Землей и Небом - Война! ( "война")
Это о том, что "диавол борется с Богом, и место битвы - сердце человека" ( Ф. Достоевский ); о том, что , как говорил Христос своим ученикам , " Мир вас возненавидит...в мире скорбны будете..." ; это вызов, который принимает душа, шагнувшая к свету...Этот мир -перевертыш. Христос часто это подчеркивал : " Блажени плачущие, ибо воссмеетися...". И это самая частая тема, звучащая у Виктора Цоя. "Все на месте, да что-то не так." Это слова человека, чутко чувствующего призрачность и обманчивость земных , только земных целей. Здесь камни похожи на мыло, А сталь похожа на жесть, И слабость, как сила, И правда, как лесть...
И не ясно, где море, где суша, Где золото, а где медь. Что построить, и что разрушить, И кому, и зачем здесь петь? ( "нам с тобой")
Мы ждали лета - пришла зима. Мы заходили в дома, но в домах шел снег. ("в наших глазах") Святой Феофан Затворник утверждал, что человек будучи в раю имел полноту от Бога, однако при грехопадении он лишился этого. С тех пор люди стараются заполнить образовавшуюся внутри их пустоту. Эта пустота разжигает в человеке неутолимую жажду и подобна бездонной пропасти. Какими бы материальными благами мы не наполняли ее, но избавиться от чувства этой пустоты невозможно, потому что без Бога человек никогда не будет полностью утолен и счастлив. Вот она, эта печаль человека, человека с чистым сердцем, без Бога: Дом стоит, свет горит, Из окна видна даль. Так откуда взялась печаль?
И, вроде, жив и здоров, И, вроде, жить не тужить. Так откуда взялась печаль?
Не прошу считать единственно верным следующее толкование песни "Апрель", но некоторые строчки ее настолько прозрачны, что... А он придет и приведет за собой весну, И рассеет серых туч войска...
И откроются двери домов, Да ты садись, а то в ногах правды нет. А когда мы все посмотрим в глаза его, То увидим в тех глазах Солнца свет.
И умрет апрель, И родится вновь, И придет уже навсегда. Мое субъективное восприятие : это песня про Христа, умершего и воскресшего, "пришедшего навсегда", стучащего в дверь каждого сердца... Распятого в апреле... И наконец, нельзя отрицать, что чувствительное сердце Виктора Цоя не предвидело свою раннюю смерть:
"Следи за собой, будь осторожен"...
"И мы знаем, что так было всегда: Что судьбою больше любим, Кто живёт по законам другим И кому умирать молодым...
Мы - рано созревшие фрукты, А значит наш раньше съедят. Я упал, подбирайте меня, Я уже начинаю гнить, Я дам смерть тем, кто хочет смерть. Я дам жизнь тем, кто хочет жить.
"Зерно, если не упадет в землю, не принесет плода", говорил Спаситель. Не завещанием, а именно живым плодом на зеленом дереве миллионов душ прорастает лирика любимого, действительно любимого многими поэта. По словам Юрия Белишкина, гораздо больше чем поэтический и музыкальный талант, в Викторе Цое, поражала и поражает его способность вызывать к себе любовь. При этом он сам не прикладывал к этому никаких идимых усилий. Любовь к Цою была безграничной. Да и сегодня многие открывают для себя его песни, его музыку. И влюбляются…
...А мне приснилось: миром правит любовь, А мне приснилось: миром правит мечта. И над этим прекрасно горит звезда, Я проснулся и понял - беда...
Птицей стучится в жилах кровь, Вера да надежда, любовь.
– То есть в юности увлечение Цоем было у Вас наряду с другими исполнителями русского рока?
– В юношеские времена всё-таки на первом месте для меня был Гребенщиков, а на втором – Цой. Потом уже шли все остальные...
– Цой не был христианином, а творчество его можно назвать христианским?
– Христианство говорит о главном, и песни Цоя тоже о главном. Христианство в них явно не манифестируется, не демонстрируется, но поиск смысла жизни, а значит и поиск Бога, там точно присутствует. Когда молодой человек формируется, для него очень важен поиск смысла, поиск каких-то целей для жизни, а я жил в окружении сверстников, которые не особо углублялись в поиск смысла – зачем мы живем, для чего, почему. В какой-то момент я даже начал чувствовать себя каким-то неполноценным человеком: все живут нормально, спокойно и не задаются какими-то высокими вопросами, а мне даже для того, чтобы решить какую-то мелкую задачу, надо ставить перед собой глобальные цели и понимать, для чего я живу. И вот когда я услышал песни Цоя, они оказались созвучны этому поиску.
– А какие его песни можно считать наиболее христианскими по смыслу?
– Например, «Перемен!» – это вообще одна из самых моих любимых его песен, и, на мой взгляд, ее можно назвать христианской по смыслу. Многие трактуют её только с политической точки зрения, дескать, Цой говорил о переменах, которые начали происходить в политической жизни страны. Но на самом деле эта песня не политическая:
Сигареты в руках, чай на столе –
Так замыкается круг.
И вдруг нам становится страшно что-то менять.
С одной стороны, страшно что-то менять, а с другой стороны, нормальный человек понимает, что замыкаться в этом круге нельзя, нужно что-то менять, к чему-то выходить, размыкать круг. Цой призывал не менять что-то вокруг, а прежде всего поменять себя. И вот перемена себя – это, конечно, христианский мотив, христианский посыл. Покаяние – это перемена себя, обращение к Богу – это тоже перемена....
... Я общаюсь в интернете со многими батюшками, которые в свое время, как и я, слушали и исполняли рок-музыку. Как и где еще в 80-е годы можно было что-то узнать о Боге и о вере? Меня иногда приглашают на открытые уроки по литературе, например, по роману «Мастер и Маргарита», и я говорю подросткам, что сейчас даже нет такой проблемы, чтобы было невозможно что-то узнать о Боге, о вере, прочитать Евангелие. А в 80-е годы как раз по таким произведениям, как «Мастер и Маргарита», впервые узнавали евангельские сюжеты. Русский рок также открывал христианство. Тот же Гребенщиков, когда говорил: «Я ушел от закона, но так и не дошел до любви», только что не брал в соавторы апостола Павла. Да и в других песнях он целыми строчками цитирует Новый Завет.....
.... Этой настоящей честности молодежи не хватает, молодежь уже с 14-ти лет живет, всё планируя и зная. «Тот, у кого есть хороший жизненный план, вряд ли будет думать о чём-то другом». А думать-то надо. Если бы я в своё время не думал «о чём-то другом», вряд ли бы решил стать священником. А сейчас все ребята знают, кем будут – кто юристом, кто экономистом, теперь еще третий магистральный путь образовался – военные. Уже нет никакого поиска, никакой бесшабашности, осознания того, что я еще не знаю, кто я, зачем я сюда пришел и кем я буду. А у Цоя все органично – если он в 18 лет бездельник, дурачок, который пьет и сигареты стреляет, то в 28 он достойно завершает свой жизненный путь, дай Бог каждому так созреть и достичь такого уровня осознания бытия....
(Протоиерей Дмитрий Климов Мария Строганова) 15 АВГУСТА, 2021 С сокращениями. Полностью интервью можно прочитать здесь - [Link]
Интересно, замечательно! тоже нравится Цой и песни и особенно эта сейчас подходит кстати! Пеpемен тpебyют наши сеpдца, Пеpемен тpебyют наши глаза, В нашем смехе, и в наших слезах, и в пyльсации вен – Пеpемен! Мы ждем пеpемен!
О, Таня! Тебе выше священник ответил! Это интервью увидела только сейчас, но ТАК же думаю уже несколько лет! Ни в одной песне Виктор не пел по полит.заказу и эта песня тоже о других переменах... Всё, пока-пока, опаздываю в храм на вечернюю - завтра ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ!!!
Да вам книги писать нужно.. Сколько увлечённых людей на земле...Вы молодец,что чтите память и не имеет значение в каком виде! Успехов Вам! Господь всех оценит и воздаст по их заслугам.Удачи!
Признательна, Александр, за Ваш отклик, но ведь это не мои слова - под приведёнными интервью и статьёй ссылки на источники... У меня так писать не получится! Но очень приятно, что заметили и прочитали!
И у нас поют, да и всегда его песни петь будут! Серёж, была на его единственном концерте в Красноярске (февраль 1990), во втором ряду сидела -удалось перед началом купить "лишний билетик" , а на первом - сидели "пафосные" номенклатурные зрители, которые даже не аплодировали! А тогда уже появилась мода на милицейское "оцепление" вокруг сцены... Сзади меня молодёжь пыталась встать и аплодировать стоя, но правоохранители их усаживали! Ну так тогда и я встала... и ко мне почему-то не подошли!
Так и та молодёжь не близко сидела, просто во втором ряду я единственная встала и сразу следом многие поднялись - бесполезно стало всех усаживать! А ещё дальний родственник (журналист одной из местных газет) брал интервью у Виктора и заодно взял автограф на большом плакате группы Кино. Вот на таком же -
Так пропал потом, как и несколько журналов с уникальными материалами о В.Цое, фотографиями его детских рисунков и фигурок нецке. И журналы-то были какие-то не наши, вроде как русский перевод с корейского...
Игорь, благодарю за визит и внимание, но, к сожалению, не поняла - какой вызов и за что мне нужно прощать? Мне бы самой научится прощать, не держать в душе обид и не осуждать ни кого... Спасибо ещё раз!
"Кто живёт по законам другим И кому умирать молодым"... Вы, наверное, тоже замечали, Виталий, что кто-то за короткий отрезок жизни - успевает её прожить так, как до самой смерти не удаётся иным долгожителям... И наверное, всё же, лучше запомнить его таким, чем наблюдать чудачества, а то и полное "выпадение в осадок" некоторых (в прошлом!) "звёзд".
Цой запомнился современникам, как комета, оставившая яркий след на небе среди абсолютного множества патриотических и лирических песен, лившихся из всех телевизоров и радиоприёмников и прославлявших нашу счастливую жизнь... Хоть я и не был ярым поклонникам Цоя, зная некоторые фрагменты его биографии, уважаю за позицию!
Очень верное сравнение с кометой, Игорь! Ворвался с "Группой крови", перевернул всё в мозгах (тех, кто хотел слышать) и так же быстро сгорел в верхних слоях атмосферы... Причём, при внешних невозмутимости и даже некоторой холодности...
Сменяются эпохи И дышит наша грудь То хорошо, то плохо, То сносно как-нибудь. Бывает нелегко нам И в малом и в большом, И лишь хамелеонам Живется хорошо.
По-разному, заметьте, - Сей факт неоспорим - Живут на белом свете Поэты и Цари. По-разному сгорают Их звезды налету, Во тьме пересекая Последнюю черту!
Пока Цари на троне, С Царями все в ладу. Царя никто не тронет, Пока он на виду. Ему никто не скажет, Что, мол, не то поешь! На удивленье даже - Хорош, пока живешь!
Но только Царь уходит - И подпевалы все Изъяны в нем находят, Как сало в колбасе. Один был кровожаден, Другой, вообще, без головы! Скажите, бога ради, Где ж раньше были вы?
Совсем не то - Поэты. Пока они живут, Какие-то запреты Всегда для них найдут. Но долго жить прикажет Затравленный Поэт - На удивленье даже - Снимается запрет!
И тот, который сам был Вчера готов его сожрать, Запел вдруг дифирамбы - Какая благодать! Посмертные награды, Так нужные живым, Скажите, бога ради, Где ж раньше были вы?
Живут на белом свете Поэты и Цари. По-разному, заметьте, - Сей факт неоспорим! По-разному сгорают Их звезды налету, Во тьме пересекая Последнюю черту!
Да, судьбы их различны, Но - что ни говори - Нам дороги обычно И Поэты, и Цари. Одних мы чтим публично, Во всю рукоплеща, К другим приходим лично... На кладбища. (Владимир Асмолов)
Таких поэтов, к которым потомки придут на могилу - единицы на все времена. Таких, которые владели Словом настолько, что как и те цари, могли обладать умами многих - и не только современников... А у Асмолова одна песня нравится: "Осень жизни", правда, не в его исполнении... Хорошо исполнил Алексей Паутов, но видео не нашла - только послушать можно... [Link] Очень Вам признательна, Пётр, что поделились и напомнили о многом!
Мне может нравиться или не нравиться " Алиса", я могу четко сформулировать свое отношение к "Аквариуму", я назову пару хитов "ДДТ" или иногда под настроение послушаю "Чайф", но вопрос : "Любите ли вы КИНО и Виктора Цоя" поставит меня в тупик и вызовет недоумение. Это ненужный вопрос. Ведь сердце чувствует, что вот оно, настоящее:
"А Жизнь - только слово, есть лишь Любовь и есть Смерть.
Эй! А кто будет петь, если все будут спать?
Смерть стоит того, чтобы жить,
А Любовь стоит того чтобы ждать..."
( "Легенда")
Близкие и друзья Виктора Цоя вспоминают, что у него не было звездной болезни, он легко и свободно мог общаться с любым человеком. Правда, он очень не любил когда к немуназойливо приставали и в больших компаниях чаще молчал, а если и говорил, то всегда с какой-то чуть заметной детской непосредственностью. Он вообще любил уединение, был простым и немногословным. Даже на концертах он редко произносил более трех фраз - "Здравствуйте!", "Спасибо" и "До свидания!» Юрий Айзеншпис, бывший продюсером «Кино», отмечал, что Цоя отличали удивительная целостность и внутренняя свобода. Он был абсолютно независимым человеком, причем независимым не только от властей, но и от денег, от своей славы, от общественного мнения. Наверное это позволяло ему чувствовать себя уверенно и раскованно в любом месте и при любых обстоятельствах, будь то котельная, американские авеню или стадионы, заполненные поклонниками.
Так говорят те, кто его знали : спокойный, обстоятельный,
доброжелательный ; без фальши в жизни и в песнях... В чистоте и в простой цельности души, в отсутствии болезненной привязки к своему "Я" есть место для Духа ;
в таких сердцах, как на зеркальной поверхности озера в ясную погоду отражается солнце.
Виктор Цой, по словам его жены Марианны, не был крещен, и в церковь никогда не ходил ;но "блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят". Истина стучала в его сердце, а через него -
в каждое неравнодушное окошечко, открытое навстречу свежему ветру его песен. Многие слова песен Виктора Цоя звучат, как христианский Символ Веры :
Если есть стадо - есть пастух,
Если есть тело - должен быть дух,
Если есть шаг - должен быть след,
Если есть тьма - должен быть свет...
Под слова и мотивы его песен легко шагать. Легко жить. Не потому что в песнях Цоя полно оптимизма.
Они достаточно печальны, если говорить о них в целом. К этой печали мы еще вернемся. Но есть там легкость и простота дыхания, есть принятие жизни такой, какова она есть, - не придуманной кем-то, не вычитанной из книг, а со всеми ее неправильностями, случайностями и изломами. Изумительно верно, например, подмечено, что:
В нас ещё до рождения наделали дыр.
И где тот портной, что сможет их залатать...
( "мы хотим танцевать")
В Псалмах Давида та же горькая мысль : " Вот, я в беззакониях зачат, и во грехе родила меня мать моя"...( пс.50 ).
Цой будто своими словами пересказывает библейские истины :
Снова за окнами белый день,
День вызывает меня на бой.
Я чувствую, закрывая глаза, -
Весь мир идет на меня войной
Земля ...Небо...
Между Землей и Небом - Война!
И где бы ты не был,
Что б ты не делал -
Между Землей и Небом - Война!
( "война")
Это о том, что "диавол борется с Богом, и место битвы - сердце человека" ( Ф. Достоевский ); о том, что , как говорил Христос своим ученикам , " Мир вас возненавидит...в мире скорбны будете..." ; это вызов, который принимает душа, шагнувшая к свету...Этот мир -перевертыш. Христос часто это подчеркивал : " Блажени плачущие, ибо воссмеетися...". И это самая частая тема, звучащая у Виктора Цоя. "Все на месте, да что-то не так." Это слова человека, чутко чувствующего призрачность и обманчивость земных , только земных целей.
Здесь камни похожи на мыло,
А сталь похожа на жесть,
И слабость, как сила,
И правда, как лесть...
И не ясно, где море, где суша,
Где золото, а где медь.
Что построить, и что разрушить,
И кому, и зачем здесь петь?
( "нам с тобой")
Мы ждали лета - пришла зима.
Мы заходили в дома, но в домах шел снег.
("в наших глазах")
Святой Феофан Затворник утверждал, что человек будучи в раю имел полноту от Бога, однако при грехопадении он лишился этого. С тех пор люди стараются заполнить образовавшуюся внутри их пустоту. Эта пустота разжигает в человеке неутолимую жажду и подобна бездонной пропасти. Какими бы материальными благами мы не наполняли ее, но избавиться от чувства этой пустоты невозможно, потому что без Бога человек никогда не будет полностью утолен и счастлив. Вот она, эта печаль человека, человека с чистым сердцем, без Бога:
Дом стоит, свет горит,
Из окна видна даль.
Так откуда взялась печаль?
И, вроде, жив и здоров,
И, вроде, жить не тужить.
Так откуда взялась печаль?
Не прошу считать единственно верным следующее толкование песни "Апрель", но некоторые строчки ее настолько прозрачны, что...
А он придет и приведет за собой весну,
И рассеет серых туч войска...
И откроются двери домов,
Да ты садись, а то в ногах правды нет.
А когда мы все посмотрим в глаза его,
То увидим в тех глазах Солнца свет.
И умрет апрель,
И родится вновь,
И придет уже навсегда.
Мое субъективное восприятие : это песня про Христа, умершего и воскресшего, "пришедшего навсегда", стучащего в дверь каждого сердца... Распятого в апреле...
И наконец, нельзя отрицать, что чувствительное сердце Виктора Цоя не предвидело свою раннюю смерть:
"Следи за собой, будь осторожен"...
"И мы знаем, что так было всегда:
Что судьбою больше любим,
Кто живёт по законам другим
И кому умирать молодым...
Мы - рано созревшие фрукты,
А значит наш раньше съедят.
Я упал, подбирайте меня,
Я уже начинаю гнить,
Я дам смерть тем, кто хочет смерть.
Я дам жизнь тем, кто хочет жить.
"Зерно, если не упадет в землю, не принесет плода", говорил Спаситель. Не завещанием, а именно живым плодом на зеленом дереве миллионов душ прорастает лирика любимого, действительно любимого многими поэта.
По словам Юрия Белишкина, гораздо больше чем поэтический и музыкальный талант, в Викторе Цое, поражала и поражает его способность вызывать к себе любовь. При этом он сам не прикладывал к этому никаких идимых усилий. Любовь к Цою была безграничной. Да и сегодня многие открывают для себя его песни, его музыку. И влюбляются…
...А мне приснилось: миром правит любовь,
А мне приснилось: миром правит мечта.
И над этим прекрасно горит звезда,
Я проснулся и понял - беда...
Птицей стучится в жилах кровь,
Вера да надежда, любовь.
(Материал подготовлен Аллой Стратулат)
[Link]
– То есть в юности увлечение Цоем было у Вас наряду с другими исполнителями русского рока?
– В юношеские времена всё-таки на первом месте для меня был Гребенщиков, а на втором – Цой. Потом уже шли все остальные...
– Цой не был христианином, а творчество его можно назвать христианским?
– Христианство говорит о главном, и песни Цоя тоже о главном. Христианство в них явно не манифестируется, не демонстрируется, но поиск смысла жизни, а значит и поиск Бога, там точно присутствует. Когда молодой человек формируется, для него очень важен поиск смысла, поиск каких-то целей для жизни, а я жил в окружении сверстников, которые не особо углублялись в поиск смысла – зачем мы живем, для чего, почему. В какой-то момент я даже начал чувствовать себя каким-то неполноценным человеком: все живут нормально, спокойно и не задаются какими-то высокими вопросами, а мне даже для того, чтобы решить какую-то мелкую задачу, надо ставить перед собой глобальные цели и понимать, для чего я живу. И вот когда я услышал песни Цоя, они оказались созвучны этому поиску.
– А какие его песни можно считать наиболее христианскими по смыслу?
– Например, «Перемен!» – это вообще одна из самых моих любимых его песен, и, на мой взгляд, ее можно назвать христианской по смыслу. Многие трактуют её только с политической точки зрения, дескать, Цой говорил о переменах, которые начали происходить в политической жизни страны. Но на самом деле эта песня не политическая:
Сигареты в руках, чай на столе –
Так замыкается круг.
И вдруг нам становится страшно что-то менять.
С одной стороны, страшно что-то менять, а с другой стороны, нормальный человек понимает, что замыкаться в этом круге нельзя, нужно что-то менять, к чему-то выходить, размыкать круг. Цой призывал не менять что-то вокруг, а прежде всего поменять себя. И вот перемена себя – это, конечно, христианский мотив, христианский посыл. Покаяние – это перемена себя, обращение к Богу – это тоже перемена....
... Я общаюсь в интернете со многими батюшками, которые в свое время, как и я, слушали и исполняли рок-музыку. Как и где еще в 80-е годы можно было что-то узнать о Боге и о вере? Меня иногда приглашают на открытые уроки по литературе, например, по роману «Мастер и Маргарита», и я говорю подросткам, что сейчас даже нет такой проблемы, чтобы было невозможно что-то узнать о Боге, о вере, прочитать Евангелие. А в 80-е годы как раз по таким произведениям, как «Мастер и Маргарита», впервые узнавали евангельские сюжеты. Русский рок также открывал христианство. Тот же Гребенщиков, когда говорил: «Я ушел от закона, но так и не дошел до любви», только что не брал в соавторы апостола Павла. Да и в других песнях он целыми строчками цитирует Новый Завет.....
.... Этой настоящей честности молодежи не хватает, молодежь уже с 14-ти лет живет, всё планируя и зная. «Тот, у кого есть хороший жизненный план, вряд ли будет думать о чём-то другом». А думать-то надо. Если бы я в своё время не думал «о чём-то другом», вряд ли бы решил стать священником. А сейчас все ребята знают, кем будут – кто юристом, кто экономистом, теперь еще третий магистральный путь образовался – военные. Уже нет никакого поиска, никакой бесшабашности, осознания того, что я еще не знаю, кто я, зачем я сюда пришел и кем я буду. А у Цоя все органично – если он в 18 лет бездельник, дурачок, который пьет и сигареты стреляет, то в 28 он достойно завершает свой жизненный путь, дай Бог каждому так созреть и достичь такого уровня осознания бытия....
(Протоиерей Дмитрий Климов Мария Строганова)
15 АВГУСТА, 2021
С сокращениями. Полностью интервью можно прочитать здесь -
[Link]
Пеpемен тpебyют наши сеpдца,
Пеpемен тpебyют наши глаза,
В нашем смехе, и в наших слезах, и в пyльсации вен –
Пеpемен! Мы ждем пеpемен!
Это интервью увидела только сейчас, но ТАК же думаю уже несколько лет! Ни в одной песне Виктор не пел по полит.заказу и эта песня тоже о других переменах...
Всё, пока-пока, опаздываю в храм на вечернюю - завтра ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ!!!
Но очень приятно, что заметили и прочитали!
Серёж, была на его единственном концерте в Красноярске (февраль 1990), во втором ряду сидела -удалось перед началом купить "лишний билетик" , а на первом - сидели "пафосные" номенклатурные зрители, которые даже не аплодировали!
А тогда уже появилась мода на милицейское "оцепление" вокруг сцены... Сзади меня молодёжь пыталась встать и аплодировать стоя, но правоохранители их усаживали! Ну так тогда и я встала... и ко мне почему-то не подошли!
А ещё дальний родственник (журналист одной из местных газет) брал интервью у Виктора и заодно взял автограф на большом плакате группы Кино. Вот на таком же -
Потом мне на День рождения подарил...
Мне бы самой научится прощать, не держать в душе обид и не осуждать ни кого...
Спасибо ещё раз!
Кстати, первый снимок в комментариях (плакат-анонс с В.Цоем) сделала как раз с обратной стороны этого здания!
И кому умирать молодым"...
Вы, наверное, тоже замечали, Виталий, что кто-то за короткий отрезок жизни - успевает её прожить так, как до самой смерти не удаётся иным долгожителям...
И наверное, всё же, лучше запомнить его таким, чем наблюдать чудачества, а то и полное "выпадение в осадок" некоторых (в прошлом!) "звёзд".
И дышит наша грудь
То хорошо, то плохо,
То сносно как-нибудь.
Бывает нелегко нам
И в малом и в большом,
И лишь хамелеонам
Живется хорошо.
По-разному, заметьте, -
Сей факт неоспорим -
Живут на белом свете
Поэты и Цари.
По-разному сгорают
Их звезды налету,
Во тьме пересекая
Последнюю черту!
Пока Цари на троне,
С Царями все в ладу.
Царя никто не тронет,
Пока он на виду.
Ему никто не скажет,
Что, мол, не то поешь!
На удивленье даже -
Хорош, пока живешь!
Но только Царь уходит -
И подпевалы все
Изъяны в нем находят,
Как сало в колбасе.
Один был кровожаден,
Другой, вообще, без головы!
Скажите, бога ради,
Где ж раньше были вы?
Совсем не то - Поэты.
Пока они живут,
Какие-то запреты
Всегда для них найдут.
Но долго жить прикажет
Затравленный Поэт -
На удивленье даже -
Снимается запрет!
И тот, который сам был
Вчера готов его сожрать,
Запел вдруг дифирамбы -
Какая благодать!
Посмертные награды,
Так нужные живым,
Скажите, бога ради,
Где ж раньше были вы?
Живут на белом свете
Поэты и Цари.
По-разному, заметьте, -
Сей факт неоспорим!
По-разному сгорают
Их звезды налету,
Во тьме пересекая
Последнюю черту!
Да, судьбы их различны,
Но - что ни говори -
Нам дороги обычно
И Поэты, и Цари.
Одних мы чтим публично,
Во всю рукоплеща,
К другим приходим лично...
На кладбища.
(Владимир Асмолов)
А у Асмолова одна песня нравится: "Осень жизни", правда, не в его исполнении...
Хорошо исполнил Алексей Паутов, но видео не нашла - только послушать можно...
[Link]
Очень Вам признательна, Пётр, что поделились и напомнили о многом!