| Фонтан Рождение Венеры в саду Сан-Галли на Лиговке. Ворота и решётка сада.Франц Карлович Сан-Галли (1824-1908) — предприниматель, родом из Пруссии. Итальянская фамилия его отца Сангалло, получила новую транскрипцию — Сан-Галли. В 1843 г. Франц переехал в Россию. Начал он свою карьеру бухгалтером на заводе Берда в Петербурге.
В 28 лет Франц Сан-Галли накопил достаточный жизненный опыт и решил сделать решительный шаг своей жизни — жениться и основать собственное дело. Его супругой стала Софья Александровна, единственная дочь известного и богатого купца Розинского. В 1851 году стал российским подданным.
Так как Франц Сан-Галли не имел собственного капитала, он занял 1000 рублей у знакомого под 6 % годовых. В 1853 году он нанял 12 слесарей и жестянщиков и открыл на Лиговском проспекте мастерскую по производству каминов, мисок и металлических кроватей, а на Невском проспекте открыл магазин. Через несколько лет мастерская выросла до фабрики с 1000 рабочих, предприятие специализировалось на выпуске оборудования для водоснабжения, отопления зданий и канализации, появился жилой посёлок для работников фабрики и филиал в Москве. К концу XIX века владел в Петербурге чугунолитейным и механическим заводами, двумя магазинами на Невском проспекте.
Известен, прежде всего, как изобретатель в 1855 году радиатора отопления. Занимался также художественным литьём и газовым освещением Петербурга. Владел домами: № 8 на Невском проспекте, № 58—66 на Лиговском проспекте. В 1880 году приобрёл и по проекту архитектора Алексея Мартынова перестроил торговый центр в Москве на Кузнецком Мосту, получивший название Пассаж Сан-Галли.
Не менее своих знаменитых батарей отопления, завод Сан-Галли знаменит своим художественным чугунным литьём. Чуть ли не половина оград, чугунных парапетов мостов и питерских каналов имеют парапеты, отлиты на его заводе на Лиговке. Например парапеты Троицкого (Кировского) моста, ограда сада Сан-Галли, ограда справа у Казанского собора и множество других!
После революции завод был перепрофилирован на выпуск опытных образцов отечественного бумагоделательного оборудования, разрабатываемого ЦНИИ Буммашем, располагавшимся в бывшем роскошном особняке Франца Ивановича. И теперь по пролетарски завод носил имя Второй Пятилетки.
Франц Сан-Галли заботился о своих работниках. В сад Сан-Галли выходит парадный почти дворцовый фасад дома, построенного для инженерно-технического персонала и конторских сотрудников своего завода. У роскошного подъезда до Отечественной войны стояло два великолепных льва, после войны исчезнувших. Одного из них в детстве я видел на паперти Кресто-Воздвиженского собора примерно до 1955 года. По слухам эти львы перебрались то ли в Парк Победы, то ли в ЦПКиО. А перед парадным входом был установлен художественный фонтан "Рождение Венеры" по сюжету Джорджоне. Сан-Гальский сад любила окрестная детвора. Фонтан работал до 1991, а потом статуя исчезла и никто не мог узнать куда. Это вызвало законное возмущение общественности. Справедливость восторжествовала. Скульпторы Академии Художеств по имевшимся фотографиям заново выполнили и отлили на сей раз из бронзы новый вариант известной скульптуры, который уже в августе сего года был установлен на своё место и струи фонтана полились в восстановленную чашу |