Свято-Троицкая Сергиева лавра. Храм Рождества Иоанна Предтечи

 

 

Комментарии (1)
Стерхъ # 13 декабря 2017 в 14:00
Свято-Троицкая Сергиева лавра. Храм Рождества Иоанна Предтечи
Адрес: Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра
Строительство: 1693-1699 годы
Стиль: Строгановское барокко

Надвратный Иоанно-Предтеченский храм построен у восточной монастырской стены, где прежде, до перенесения в XVI в. стены далее к востоку, располагались Святые Врата.
Xрам был возведен в 1693-1699 гг. из кирпича на месте разобранной надвратной церкви (1513 г.) во имя преподобного Сергия Радонежского, престол которой был перенесен в только что отстроенную тогда церковь с Трапезной палатой.
Прежняя каменная Сергиевская церковь (1513 г.) была сооружена в тот период, когда крепостная стена была еще деревянной. После того как ограда была отстроена в камне, церковь преподобного Сергия, а вслед за ней и построенная на ее месте Предтеченская, оказалась внутри монастыря - потому как линия каменной стены была отнесена на восток от линии прежней деревянной на несколько метров. Над новым входом в обитель построили Красную башню.
В грамоте Патриарха Адриана от 10 сентября 1693 г. указывалось, чтобы «верх бы на той церкви был против прочих церквей, а не шатровый и олтарь... круглой тройной».
Нижний ярус Предтеченского храма прорезан аркой проездных ворот. Именно эту, «особую», арку и было принято в обители именовать Святыми Вратами.
После освящения в честь Преподобного Сергия Трапезной церкви, Надвратная церковь получила новое имя: церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи. Строилась она на деньги «именитого человека», купца и мецената Г.Д. Строганова (1656-1715).
Многие элементы декора церкви напоминают убранство Трапезной. Но акцент сделан на восьмигранные окна: вертикальные — в стенах храма и горизонтальные — в крытой галерее, его окружающей.
Постаментом церкви является массивный куб с высокой аркой для входа в монастырь, поднимающий ее на уровень крепостной стены. Небольшой по размерам храм (6,5 x 7,8 м) сильно вытянут по вертикали (высота до верхней части свода центрального барабана более 22 м), но галерея, окружающая его и слитая воедино с арочным основанием, придает гармонию его пропорциям.
«Четверик» храма высоко возносит центральный купол, поставленный на постамент и окруженный четырьмя другими куполами. Боковые купола были разобраны в 1806 г. — как тогда считали, «для лутшей соразмерности с небольшою величиною церкви» (Голубинский Е.Е). В таком виде храм простоял более 160 лет. Увенчанный одной небольшой главой, он напоминал башенное сооружение и при взгляде с Красногорской площади почти сливался с Красной башней.
Пятиглавие было восстановлено в 1974 г. во время реставрационных работ под руководством В.И. Балдина. Пять куполов, вырастающие из основного объема и составляющие компактную группу, вернули храму торжественность, соответствующую главному входу, вновь связали его композиционно с пятью главами соседнего Успенского собора.
Золоченые главки имеют сложную, многогранную форму, типичную для стиля барокко. Выразительные и стройные барабаны опоясаны рядами колонн с пышными капителями. Их особенностью являются ложные окна, зрительно «облегчающие» завершение церкви. Трехчастные апсиды, упомянутые в грамоте Патриарха Адриана, первоначально находились в раскрытом пространстве галереи. В настоящее время галерея с восточной, южной и частично с северной стороны застеклена. В северо-восточном углу галереи сохранилась самая древняя в монастыре изразцовая печь XVII в.
Декоративное убранство Надвратной церкви имеет много общего с Трапезным храмом. Полуколонны коринфского ордера сгруппированы на углах, на стенах же и на барабанах под куполами они как бы «подвешены», полностью утратили опорную функцию. Тождественностью с Трапезной церковью характеризуются многопрофильные карнизы и огромные полуциркульные раковины-розетки.
Как и прочие архитектурные сооружения конца XVII в., стены Надвратной церкви, возможно, первоначально также были многоцветно расписаны «в шахмат», виноградными лозами на колоннах. Пожар 1746 г. уничтожил всю утварь и украшения храма. При восстановлении его внешний облик приобрел еще более нарядный вид. Кроме разноцветной покраски, капители колонн и раковины были покрыты червонным золотом, а купола получили модные рифленые очертания. Яркая и оригинальная постройка виднелась издалека и указывала на великолепие монастырского ансамбля
Небольшое внутреннее пространство храма имеет прекрасное освещение за счет множества окон и двухъярусного светового центрального барабана. Его первоначальная отделка поражала современников великолепием. Стены, как и в Трапезном храме, покрывала ярко раскрашенная лепнина (не сохранилась).
Живопись поновлялась несколько раз, а в 1872 г. весь храм был отделан заново.
После открытия монастыря в 1946 г. в церкви на месте уничтоженного иконостаса XVIII в. в 1948 году установлен золоченый резной иконостас первой трети XIX в. в стиле ампир.
Настенная роспись в церкви Рождества Иоанна Предтечи была восстановлена в 1948 г. и воспроизводит несохранившуюся роспись 1872 г. В росписях стен преобладают сюжеты из жития святого Иоанна Предтечи и многочисленные изображения библейских пророков.
Богослужения в Предтеченском храме совершаются в дни памяти Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Исповедь в Иоанно-Предтеченском надвратном храме совершается по будням с 6:20 до 9:00, в воскресные и праздничные дни - с 5:30 до 7:30 и с 8:30 до 9:00.

[Link]
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Комп.обработка Армавир
 ()
Комп.обработка Армавир
 ()
Фотолюбитель Норильск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Истра
 ()
Фотограф Саратов
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель Скопин
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Москва