|
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.В центре города, чуть левее над еще сохранившимися остатками рва крепости, возвышается шатровая колокольня Рождественской церкви бывшего Высоцкого монастыря (михайловцы издавна называют ее Монастырьком), основанного точно неизвестно когда, но, вероятно, не позднее XVII века. Во всяком случае, в 1669 году в Рязанских Достопамятностях упоминается о схимонахине Христине - основательнице и первой строительнице обители. В 1756 году деревянная церковь монастыря была заменена на каменную. Строил ее подьячий Михайловской воеводской канцелярии Петр Селезнев. Престолов в ней два: главный в честь Рождества Пресвятой Богородицы и придельный - во имя святителя и чудотворца Николая.В 1764 г. монастырь с пятью кельями был упразднен, а церковь обращена в приходскую. После этого к церкви неоднократно делали пристройки (приделы), была видоизменена форма кровли. В недалеком прошлом сняли шатер с колокольни, чтобы устроить там деревянную будку для пожарно-сторожевого поста.И только в конце 60-х годов силами Рязанских реставрационных мастерских на основании научных исследований и прекрасного знатока данного объекта, взятого под государственную охрану, рязанского архитектора-реставратора С.В. Чугунова в 1967 году, церковь была отреставрирована и предстала в первозданном виде. Что собой представляет Монастырек в архитектурном смысле? Он являет собой изумительный по строгости форм памятник, где черты архитектуры барокко XVII века сочетаются с деталями древнерусского посадского зодчества. Особенно его кровля, выполненная из прямых осиновых широких тесин, подчеркивает это своеобразие.Можно было бы этот памятник использовать для культурно-просветительских целей: открыть там своеобразный выставочный зал или постоянную выставку старорусского зодчества. Но в свое время, начиная с конца 30-х годов, хранился в церкви большой запас поваренной соли. До высоты от 1,5 до 2,5 метра от пола он начисто испортил кладку кирпичных стен, на которых не держится штукатурка, и до сих пор стены выделяют кристаллы соли. Видимо, по этой причине в ведении отдела культуры не нашлось смелых и отчаянных людей, способных пойти на такой риск.После передачи памятника Церкви в начале 90-х отцу Афанасию и его добровольным помощникам пришлось долго и серьезно выбивать снаружи и внутри слои штукатурки и даже кирпичи, чтобы как-то ликвидировать последствия «работы» соли.Монастырек занесен во Всероссийский свод памятников истории и культуры и как объект федерального значения стоит на государственный охране.В комментарии фото храма |
Дата публикации: 17 октября 2021 |
Фото нравится: +101 |
Спаси и сохрани!