Ярославль. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове

 

 

Комментарии (1)
Стерхъ # 8 сентября 2015 в 12:36
Ярославль. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове
Адрес: 2-я Закоторосльная набережная, 69
Годы строительства: 1671-1687
Стиль: Ярославское зодчество

Церковь Великого Святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи, построенная в 1671-1687 гг. на живописном берегу реки Которосль в бывшей Толчковской слободе Ярославля, - один из знаменитейших памятников ярославской архитектуры. Как объект исторического и культурного наследия федерального значения, она входит в состав Ярославского музея-заповедника и находится под охраной ЮНЕСКО.
Давным-давно в месте слияния двух рек – Векса и Устье, откуда берет свое начало река Которосль, было большое предместье города Ярославля - Толчковская слобода. Жили здесь в основном кожевенники, немало было зажиточных купцов. Построили они всем миром в 1665 году Вознесенскую церковь, но мала она стала для толчковского прихода. Вот и было решено построить новый храм, да такой, чтобы не было в Ярославле подобного по красоте и роскоши. В 1671 году ростовский митрополит Иона Сысоевич дал разрешение на строительство храма в честь праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи с двумя приделами: один – во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; другой - во имя Казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия.
Шестнадцать лет шло строительство храма. Сначала были построены три кирпичных завода, которые изготавливали особый, лекальный кирпич сложной формы. Рядом с заводскими цехами велось строительство церкви Иоанна Предтечи. Это был четырехстолпный пятиглавый храм с тремя крытыми галереями. Высота его достигала 44 метров. Оба придела были выполнены одинаковой высоты с основным кубом. Вместо обычных куполов были выполнены изящные пятиглавия, венчающие и основной объем, и приделы. В этом и состояла изюминка нового храма. Получился грандиозный по своим размерам и единственный в древнерусской архитектуре пятнадцатиглавый собор.
Кирпичные стены церкви были усеяны изразцовыми вставками, что создавало впечатление затейливого ковра. В солнечную погоду храм сиял, как будто усыпанный алмазами. Росписи внутри храма тоже шикарные. Всё внутреннее пространство занято фресками — на стенах, столпах, сводах, галереях несколько тысяч сюжетов на религиозные темы. В росписи представлено множество сюжетов из Ветхого и Нового завета, из истории русской православной церкви, из жития святых. По количеству сюжетных картин храм не имеет себе равных в мире. 16 лучших мастеров под руководством Димитрия Григорьева Плеханова, потомственного иконописца, и молодого иконописца Феодора Игнатьева занимались его росписью. Главная достопримечательность росписи – «церковный календарь». В пяти нижних ярусах трех стен последовательно по месяцам и дням изображены святые и праздники в их честь. Все фигуры святых выписаны тщательно и с особым старанием. Ни одна из фигур не повторяется.
Восхищают царские врата, пожертвованные казанскими благотворителями для придела Казанских святителей Гурия и Варсонофия. Деревянная резьба с позолотой на цветной подложке выполнена ювелирно, напоминая изящество китайских мастеров. Великолепен так же шестиярусный иконостас, сооруженный в храме ярославскими резчиками по дереву. Огромную ценность представляли иконы храма, многие из которых были намного древнее самого храма. Наиболее известной и почитаемой была храмовая икона Усекновения главы Иоанна Предтечи. Богато осыпанная драгоценностями: жемчугом, гранатами и другими драгоценными камнями, древнего греческого письма, она почиталась как чудотворная. Замечательна икона Вознесения Господня, очень интересна икона «Символ веры». Почитались здесь и иконы Федоровской Богоматери и Страстей Господних, в которых были заключены частички мощей святых.
Одновременно с храмом были построены Святые ворота, удачно расположенные по центральной оси собора. Основание ворот - четверик с широким арочным проходом, предназначенным для торжественных церковных шествий. На четверике установлен восьмерик, прорезанный высокими проемами. На нем возвышается еще один восьмерик, меньших размеров, увенчанный главкой с крестом. В стороне от храма построена столпообразная ярусная колокольня, каждый ярус которой вторит построению церкви Иоанна Предтечи. Благодаря этому между двумя этими сооружениями существует неразрывное ансамблевое единство. 4 верхних яруса колокольни прорезаны арками звона. Широкий карниз третьего яруса, проемы арок и декоративные башенки, щедро украшены ковровым белокаменным узором. Высота колокольни – 45 метров, что соразмерно высоте центральной главы церкви.
Кроме храма, колокольни и Святых ворот в храмовый ансамбль входит храмовая ограда, частично разобранная в советское время при строительстве соседнего лакокрасочного комбината. Вся эта сказочная красота очень впечатляет!

[Link]
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Скопин
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Скопин
 ()
Симферополь
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Истра
 ()
Фотолюбитель Тверь
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Нижний Новгород
 ()
Фотолюбитель Одинцово
 ()
Фотограф Москва
 ()
Сам не... Москва