Кострома. Богоявленско-Анастасиин Кафедральный собор

 

 

Комментарии (1)
Стерхъ # 20 июля 2015 в 09:46
Ансамбль Богоявленско-Анастасииного монастыря и величествен, и скромен, и необычен одновременно. Глядя на него, даже случайный прохожий теплеет сердцем и замедляет шаг - чтобы подольше идти вдоль этой белой ограды.
Необычным памятником архитектуры является Богоявленско-Анастасиин собор. Древний четверик его составляет ныне алтарную часть построенного в XIX столетии обширного хра­ма. Но обо всем по порядку.
Строительство Богоявленского собора, ставшего первым каменным зданием монастыря, было осуществлено при настоятельстве игумена Исайи и по его инициативе. К возведению собора приступили в 1559 году, заручившись благословением митрополита Московского Ма­кария и материальной поддержкой знатных благодетелей (значительную сумму пожертвовал на постройку храма Иван Грозный, в то время еще лояльно относившийся к Богоявленской обители). Завершилась грандиозная стройка в 1565 году.
В общих чертах Богоявленский собор повторял «общерусский образец» храмового строи­тельства - Успенский собор Московского Кремля. Помимо основного престола, в нем име­лось два придела - в честь Успения Пресвятой Богородицы и во имя свт. Николая. Под хра­мом была (цитируем далее И. В. Баженова) «устроена прикрытая сводами между четырьмя столпами усыпальница, в которой в конце XV века нашли вечное упокоение три племянника Василия Темного - Иван, Андрей и Василий, дети несчастного князя боровского Василия Ярославича, и знаменитые благотворители монастыря из фамилий Салтыковых, Кафтыре­вых, Хованских и др., также игумены Исайя, Герасим и другие иноки».
Иконостас первоначального Богоявленского собора был пятиярусным, а многие иконы, пребывавшие в храме, имели богатые оклады с драгоценными камнями.
В 1667—72 годах Богоявленский собор украсился стенным письмом, выполненным - так утверждал Баженов, в доступных летописных источниках ничего об этом не говорится, - ар­телью костромских изографов, возглавляемой Силой Савиным и Гурием Никитиным. К сожа­лению, росписи эти практически не сохранились. В 1982 году, когда здание соборного храма занимал архив, здесь произошел пожар, нанесший им непоправимый ущерб.
Исследователи, изучавшие фрески Богоявленско-Анастасииного собора, пришли к выводу, что И. В. Баженов верно установил авторство росписей. Действительно, в 1667—72 годах в храме трудились Гурий Никитин и Сила Савин. Но оказалось также, что и до них в соборе были фрески. Искусствовед В. Г. Брюсова свидетельствует: «Роспись верхних частей вну­треннего помещения собора - барабанов, арок, сводов и алтарной конхи — отличается от рос­писи нижележащих участков - стен и столпов - как по техническим особенностям, так и по стилю. Если фрески на стенах бесспорно созданы в 1667-1672 годах (не считая отдельных участков стенописи, написанной на новой штукатурке при перестройке храма), то роспись "верхов" есть основание датировать второй половиной XVI века. При "возобновлении" стено­писи в XVII веке роспись верхних участков была сохранена от первоначального времени и лишь частично переписана. В основном, по-видимому, сохранен и иконографический состав росписи...»
Печальная участь ожидала Богоявленский собор после пожара 1847 года: его предполага­лось разобрать. Однако Господь не попустил разрушения древней святыни, и она обрела но­вую жизнь. Реконструированный Богоявленско-Анастасиин собор получил следующий вид: «Нынешний Богоявленский соборный храм состоит из уцелевшего после пожара древнего собора с обращением его в алтарь и трех новых к нему пристроек: с западной, южной и се­верной сторон. Пристройка обширная, образовавшая собою церковь и имеющая соответ­ственную древнему собору высоту, опирается на четыре громадные столпа, поддержи-ающие дугообразный свод. Над нею устроен пятиглавый каменный купол с позолоченными креста­ми; по углам ее и над фронтонами с трех сторон также - главы небольшие с крестами. Тотчас по вступлении в притвор, внутренность соборного нового храма приводит посетителя в вели­кое восхищение. Обширная и очень высокая арка в древней западной стене открывает вели­чественный алтарь, в который обращен старинный собор... В новой пристройке стены, стол­бы, своды и арки расписаны священными изображениями; на стенах древнего собора - ныне алтаря - с великим тщанием очищены и возобновлены без всяких изменений старинные фресковые священные изображения» (описание взято из исторического очерка И. В. Баженова).
Освящение обновленного Богоявленско-Анастасииного собора состоялось 28 декабря 1869 года. Действующим храм оставался до декабря 1925 года, когда власти «изъяли» его у Церкви и отдали под губернский (впоследствии - областной) архив. После пожара, произошедшего в архиве 16 августа 1982 года, собор принялись реставрировать с целью устроить в нем музей декоративно-прикладного искусства, а в алтарной части оборудовать органный зал. К сча­стью, планы эти не сбылись: в 1990 году Богоявленско-Анастасиин храм был передан епар­хии и стал кафедральным собором Костромы.

[Link]
 ()
Комп.обработка Армавир
 ()
Фотолюбитель Калининград
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Ивдель
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Тула
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Красноярск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Калининград
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Красноярск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Москва