Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Собор Рождества Богородицы

 

 

Комментарии (1)
Стерхъ # 18 июля 2015 в 22:16
Собор Рождества Богородицы – центральное сооружение монастыря, начало его истории положено во времена основания обители преподобным Пафнутием. В 1444 году на месте современного собора была построена первая деревянная церковь, освященная в честь Рождества Пресвятой Богородицы, но уже через пару десятков лет, в 1460-х годах, вместо нее строится богатый белокаменный собор. Из жития преп. Пафнутия известно, что новый храм был расписан иконописцами Митрофаном и Дионисием. Собор был столь великолепен, что ему дивились даже московские князья. Просуществовал белокаменный храм чуть более ста лет.
В конце XVI века по повелению и на средства царя Федора Ивановича вместо старого белокаменного строится новый кирпичный храм. Освящен он был в 1589 году и именовался по-прежнему храмом Рождества Пресвятой Богородицы. Шлемовидное оформление пяти куполов собора придавало ему суровость, воинственность и грандиозность. Алтарь от центральной части собора сначала отгораживала кирпичная стена, затем вместо нее был установлен иконостас. В южной стороне алтаря за кирпичной стеной устроен придел в честь Федора Стратилата, а к северной наружной стене примыкает как самостоятельная церковь придел Великомученицы Ирины. Эти имена взяты не случайно, приделы назывались именами Небесных покровителей царя Федора и царицы Ирины, сестры Бориса Годунова. Кресты на соборе венчаются царскими коронами, что тоже не случайно – собор строился под покровительством царя. Известно, что Федор Иванович приезжал сюда на богомолье в 1592 и 1595 годах.
За 400 лет своего существования собор много раз подвергался переделкам. В середине XVII века с южной, западной и северной сторон были построены паперти, несколько позже растесаны окна и изменена их форма. В XVII веке надложены главы – вместо шлемовидных окончаний были поставлены восьмерички, чтобы приблизить собор по высоте к появившейся в конце XVII века новой высокой колокольне. В целях увеличения площади собора в 1837 году к задней стене (на место бывшей ветхой паперти) пристраивается кирпичная трапезная, сохранившаяся до наших дней. Эта пристройка резко контрастирует с изящными формами основного здания. Разница в их постройке — 250 лет. Во время проведения реставрационных работ специалисты решили сохранить трапезную, обновить ее, чтобы можно было как на диаграмме проследить за изменениями архитектурных форм. Кроме того, пристройка к собору, выполненная в формах позднего классицизма, интересна тем, что она является самым поздним из всех сооружений монастыря. В 1997 – 98 гг. в помещении пристройки устраивается придел в честь прп. Пафнутия.
Есть еще входы в собор с южной и северной сторон. Декоративно оформленные порталы их выложены из искусно обработанных брусков белого камня. Белый камень использован на фундамент, цоколь и порталы, и лишь в некоторых местах белокаменные бруски встречаются в стенах, которые выложены из толстого тяжеловесного обожженного кирпича.
В прошлом снаружи на стенах собора в отдельных местах была роспись, но к середине XIX века она сохранилась только над южным и северным порталами под укрытием железных зонтов. Над южными дверями написаны святители Пётр и Алексий, митрополиты Московские; выше их – образ Рождества Пресвятой Богородицы, по сторонам – св. Антоний и Феодосии Печерский; а над северными – образ преподобного Пафнутия. В настоящее время лишь чуть видны следы этих изображений.
Внутри собор расписан иконным письмом византийского стиля. Нижнюю часть северной и южной стен церкви Рождества Богородицы занимает цикл жития преп. Пафнутия Боровского. В разные времена фресковая роспись дважды была записана маслом, только в приделе Федора Стратилата сохранились некоторые незаписанные сюжеты. Лишь в XX веке, после возвращения монастыря Церкви, реставраторам удалось восстановить фрески во всей их былой красоте.
Своды центрального купола собора и четырех боковых главок поддерживаются четырьмя столбами, два из которых находятся в середине церкви, а два – в алтарной части за иконостасом. Большой интерес представляет целая система голосников, установленных в специальных местах на разных высотах для усиления акустики собора. Самый большой голосник располагается в северо-западном столбе, его глубина и внутренний диаметр составляют около 1 метра, диаметр горловины – 15-18 сантиметров.
В северной стене, почти от самого западного внутреннего угла собора, имеется дверной проем, отсюда начинается ход в тайник под крышей. Лестница устроена в толще стены. Поднимаясь вверх и делая несколько оборотов, она затем продолжается в восточной стене и выходит на средний алтарный свод. Здесь устроено небольшое помещение для хранения казны и других ценностей.
Есть легенда о двух подземных ходах, начинающихся где-то в соборе и ведущих в Калугу и Москву. Легенда подкрепляется тем, что монахам из Пафнутьева монастыря было разрешено торговать в Москве, где находилось подворье в районе современного Китай-города на Лубянке, а также в Калуге, куда монахи, чтобы не встречаться с мирскими соблазнами добирались по подземным ходам. Полы в соборе в настоящее время каменные, с подогревом, но в прошлом они были выложены железными плитами.
В 1920-годы на территории монастыря размещались ремонтно-строительные мастерские, а собор превратился в ангар хозяйственного назначения. И хотя монастырь был зарегистрирован как памятник ансамблевой архитектуры ХV – ХIХ веков, уникальные постройки находились в аварийном состоянии. Не был исключением и храм Рождества Богородицы: сквозные трещины, зияющие в его стенах, свидетельствовали о серьезных процессах разрушения. В архивных документах еще в XVIII веке отмечалось наличие трещин в стенах и сводах собора, со временем они увеличивались. Хотя их и заделывали при выполнении ремонтных работ, но причину, их вызывающую, не устраняли. Как и большинство монастырских построек, храм веками стоял на фундаменте из деревянных дубовых свай, которые со временем начинали гнить. Расширение окон собора, а затем и прорубка второго ряда оконных проемов в восточной стене также значительно ослабили прочность стен. Тому же способствовало увеличение размеров входной арки в западной стене. Именно здесь, по ослабленным местам восточной и западной стен, проходила главная трещина, раскалывая собор на две части. В 1954 году в ночь с 13 на 14 мая (день памяти преп. Пафнутия) со страшным гулом, подобным взрыву, рухнул центральный барабан собора, раздавив находившиеся там два учебных зерновых комбайна (в монастыре в то время размещалось сельскохозяйственное учебное заведение).
В ходе реставрационных работ, начатых в 1962 году, было обнаружено, что причиной раскола стен является длительный процесс деформации фундамента. Дубовые сваи, которые применялись строителями храма для уплотнения грунта, разрушились, произошла осадка почвы под подошвой фундамента, и теперь, чтобы спасти собор, требовалось полное его укрепление. Поскольку здание собора находилось в крайне аварийном состоянии, внутри пришлось установить надежные леса, которые приняли на себя нагрузку от деформированных сводов и арок. После этого реставраторы подкапывались под стены на глубину пяти-шести метров и ширину около четырех метров и заливали бетон вместо сгнивших свай.
Траншеи под стены рыли с большой осторожностью, не подряд, а одну за другой в разных местах, чтобы не ослабить конструкцию здания. Когда были укреплены фундаменты, начались другие реставрационные работы. В соборе заделали трещины в стенах и сводах, заново сложили центральный барабан с главой, укрепили, а местами переложили цоколь, выполнили целый ряд других работ. При этом реставраторы вернули храму первоначальный вид – вместо увеличивающих его высоту восьмериков были восстановлены шлемовидные верха как центральной главы, так и всех боковых. Тогда же изменили форму кровли, открыли и восстановили украшения барабанов.
Во время этих работ в кладке фундамента собора в забутовке цоколя и в толще стен были обнаружены белокаменные блоки с фрагментами архитектурных декораций с остатками фресок. После того как археологам удалось извлечь часть из них, специалисты по древнерусской живописи определили, что обнаруженные блоки принадлежат белокаменной церкви, построенной при преп. Пафнутии, а уцелевшая фресковая живопись на некоторых из них – живопись кисти Дионисия. В настоящее время несколько наиболее уцелевших композиций хранятся в музее им. Андрея Рублева, остальной материал находится на реставрации.
Был зафиксирован следующий случай, который приостановил процесс восстановительных работ: при раскопке фундамента в Южной части собора возле алтаря, где сейчас находится рака с частичкой мощей Преподобного, техника перестала подчиняться, и на рабочих напал сильный страх. Работы были временно прекращены, но по возобновлении работ все снова повторилось. Реставраторы решили это место оставить, и до сих пор оно остается нетронутым, без фундамента.

[Link]
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Калининград
 ()
Фотолюбитель Калининград
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Красноярск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Владикавказ
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург