Калуга. Свято-Георгиевский собор за верхом

 

 

Комментарии (1)
Стерхъ # 16 июля 2015 в 11:47
Территорию бывшей крепости прикрывал с запада огромный Березуйский овраг, "впадающий" в Оку. В 1777-80 гг., когда никакой крепости уже в помине не было, через овраг выстроили каменный мост высотой 20 м, похожий на римские акведуки: 15 арок расположились в два яруса. Этот мост стал "визитной карточкой" Калуги, одним из самых легендарных мест в городе.
Если от Троицкого собора перейти Березуйский мост и идти дальше по ул. Пушкина, справа за домами вскоре покажется красивейшая церковь Георгия за Верхом (1701 г.). В советское время, когда прочие церкви были закрыты, она стала кафедральным собором Калуги. Статус собора сохранён за ней и сейчас, хотя в качестве кафедрального вновь действует Троицкий храм.
Без Свято-Георгиевской церкви так же невозможно представить себе облик Калуги, как Владимир - без Дмитриевского собора, Ярославль - без Ильинской церкви, Нижний Новгород - без Рождественской Строгановской... С последней калужскую роднит как время постройки, так и пышное убранство, и ярко-красный праздничный цвет.
Кажется, будто она светится, восходя своим пламенным, вытянутым ввысь силуэтом над окружающими тихими переулками. Когда в солнечный день стены местами покрыты тенями деревьев, это ещё усиливает сходство с пламенем. Слитный, упорядоченный в пятиглавие костёр! Роскошная шатровая колокольня похожа на ракету. Но она так прильнула к пятиглавому собору, что летит с ним вместе. У них и высота почти одинакова.
Когда я впервые увидел его ясным сентябрьским утром, даже осенние деревья вокруг казались не очень яркими по сравнению с его пламенем.
Над красным заревом стен - крошечные синие купола, словно приподнимаемые огневым устремлением всего собора к небу... Красные стены символизируют мученическую кровь. Голубые купола - Царство Небесное, ждущее праведника.
Одним из величайших вселенских святых почитается великомученик Георгий († 303). Он издревле изображён на гербе Москвы; его считали главным небесным покровителем и католической Англии (до Реформации) и православной Грузии (до сих пор).
Молодого полководца, "тысяченачальника" эпохи Диоклетиана, назвали Победоносцем не за земные победы, а за великую победу над миром сим - мужественное, победительное терпение неимоверных мучений за имя Христово... победу, возводящую в Царство Небесное. Его терпение стало истинным свидетельством о Христе, Распятом и Воскресшем(1), обратило к Церкви множество язычников и даже саму супругу Диоклетиана, царицу Александру, позже тоже ставшую св. мученицей.
После долгих истязаний св. Георгию отсекли голову.
Честная глава его находится в Риме, в церкви его имени; часть мощей - в монастыре св. Екатерины на Синае. В калужской же церкви св. Георгия славится чудотворная икона Великомученика.
Дни празднования св. Георгию - 23 апреля/6 мая и 10/23 ноября (в народе: "Юрьев день вешний" и "Юрьев день осенний", последний знаменит в русской истории как единственное время в году, когда крестьянин или холоп мог уйти к другому господину либо "податься в вольные люди").
Не только отдельные храмы, но и целые города посвящались Великомученику - например, Юрьев-Польский и Юрьевец на Волге (основаны в XII и начале XIII в., соответственно - Юрием Долгоруким и Георгием Всеволодовичем). Калужская церковь св. Георгия появилась в куда более позднюю эпоху - и основателем её был не князь, а купец, земский староста Иван Кириллович Коробов. Его изысканные палаты конца XVII в. - такого же пламенно-красного цвета, - хорошо сохранились в паре кварталов отсюда (это самая древняя гражданская постройка Калуги, ныне - один из отделов областного краеведческого музея). Говорят, после смерти Коробова, многие поколения "энтузиастов" искали в его доме тайники и спрятанные сокровища - не понимая, что сокровище он искал на небесах, а на земле оставил сокровище - церковь...
Здешний храм в стиле раннего московского барокко похож на построенные в ту же эпоху надвратные церкви Троице-Сергиевой лавры и московского Новодевичьего монастыря... В отличие от них, его красоту не оттеняют никакие другие храмы и башни.
Удивительно красив и уютен окружающий его дворик, обнесённый ажурной чугунной оградой с красными, как сама церковь, столпами, с башенками по углам. В северной части двора - белокаменный резной крест, установленный в память "преосвященных архипастырей, пастырей и всех, потрудившихся в Калужской епархии", в ознаменование её 200-летия в 1999 г.
Посреди двора, в окружении невысоких домиков, храм воистину господствует над местностью. Можно себе представить, как он смотрелся в древности - посреди преимущественно деревянного, одноэтажного посада! Поражают его пропорции: 43 м высоты - при длине, с трапезной и алтарём, всего 32 м. Про такие храмы писали, что они "строены полукораблём".
Немного об особенностях убранства этого главного шедевра калужского храмового зодчества. Восьмигранные барабаны на огромной высоте символизируют бутоны райского сада. Сама форма куполов усиливает чувство стремительного вознесения храма к небу: маленькие луковки на раструбах как бы воспаряют над барабанами. Они куда меньше барабанов по ширине и издали смотрятся как маленькие нежно-голубые бусинки. Только центральный барабан имеет окна - узкие, малозаметные щели в гранях: только он продолжает внутри высоту бесстолпного основного объёма. Боковые его собратья - это в сущности, просто декоративные украшения: особенность почти всех пятиглавых храмов того времени.
Над стенами Георгиевской церкви 20 закомар, расчерченных веером, наподобие раковин - по 5 над каждым фасадом. Впервые такие раковины над стенами русского храма появляются у Архангельского собора Московского Кремля (1508 г.), построенного, как известно, итальянцем Алевизом Новым. Через 200 лет, прочно войдя в русское зодчество, они уже довольно часто венчают стены "узорочных" храмов в самых разных уголках России. Очевидно, они полюбились отечественным мастерам за ту лёгкость, ажурность, которую придают церквам.
Ниже - поясок из тонких, длинных кирпичных катушек - балясин, - тоже белых на красном фоне стен. Снизу в него вклиниваются наличники больших окон, увенчаных распятиями наподобие схимнических крестов. Каждый такой крест по бокам обрамлён двумя большими декоративными завитками, образующими при взгляде издали подобие короны.
Казалось бы, не очень пышный орнамент (наличники многих барочных церквей представляют порой куда более роскошные "фруктово-цветочные" композиции), но смотрится так, что не оторвать глаз! Кажется, тонкие узоры вышиты белыми нитками по красному шёлку стен.
Таким изысканным двухцветным убранством мерцает четверик основного объёма церкви. Другая "точка сгущения" узоров - великолепная колокольня, примыкающая с запада. Её зелёный шатёр сочетается по цвету с алым храмом, как лист тюльпана с его лепестками.
Шатёр испещрён 32 окошками - в 4 яруса! Нижние окна - прямоугольные сдвоенные, выше - просто прямоугольные, ещё выше - круглые и на самом верху - опять прямоугольные. Обычно в древнерусской архитектуре "слухи" на шатровой колокольне располагаются в 1-2, иногда в 3 яруса. 4 яруса, как здесь - весьма редкий случай.
Трапезная на уровне второго этажа опоясана галереей, которая когда-то была открытым гульбищем. В 1776 г. её покрыли кровлей и застеклили. Галерея стоит на высоких аркадах. Два восхода ведут на неё с севера и юга. На чугунных плитах обоих лестниц - замысловатый узор, тончайший цветочно-папоротниковый орнамент. Если вам доведётся, как и мне, побывать в Калуге в золотую осень, вы увидите, как необычайно они смотрятся, когда усыпаны опавшими листьями: жёлтые и красные кленовые огоньки соединяются с металлическим узором в единую аппликацию. Составляется такой натюрморт, будто каждое крыльцо - это высокий стол, убранный букетами и венками.
Думаю, Георгиевскому собору как шедевру русской архитектуры были бы посвящены многие и многие страницы различных искусствоведческих работ, если бы ему "посчастливилось" находиться где-нибудь в Золотом Кольце, а не в Калуге.
Внутреннее старинное убранство этой никогда не закрывавшейся церкви хорошо сохранилось. Вознесенский храм на втором этаже славится роскошным 5-ярусным барочным иконостасом 1770 года. Старые иконостасы и киоты сохранились и в нижнем храме, с его боковыми приделами во имя Иоанна Предтечи и иконы Божией Матери "Утоли моя печали".
Георгиевский собор - хранитель многих святынь. Кроме великой чудотворной Калужской иконы (см. Приложение 1) здесь почитаются образы: Божией Матери "Утоли моя печали" (написана по заказу купца Сысоева, получившего чудесное исцеление от Богородицы в Кёнигсберге), Спасителя, святителя Николая, великомученика Георгия, великомученицы Параскевы Пятницы, мучеников Гурия, Самона и Авива (небесных покровителей семьи и супружества). В верхнем храме находится Иерусалимская икона Божией Матери, написанная в 1740 г. иконописцем Семёном Фалеевым. В алтаре хранится напрестольный крест с мощами девяти Киево-Печерских угодников.

[Link]
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Одинцово
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель Одинцово
 ()
Фотограф Красноярск
 ()
Фотограф Красноярск
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотограф Санкт-Петербург
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
. Ульяновск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Новосибирск