Кострома. Народный дом
Комментарии (1)
Стерхъ # 15 июля 2015 в 22:30
Двухэтажное кирпичное здание — яркий образец общественной архитектуры эклектики с элементами кирпичного стиля. Народный дом был выстроен в 1902-1903 годах на средства Костромского попечительства о народной трезвости. Здание, по всей вероятности, сооружа­лось по проекту гражданского инженера И.В. Брюханова, осуществлявшего руководство строительством. Оно предназначалось для размещения зала для спектаклей, лекций и собра­ний на 560 человек, библиотеки-читальни, чайной и столовой. В 1902 году рядом со строя­щимся зданием, в глубине квартала, было приобретено пустопорожнее место, на котором в последующие годы был разбит сад “для летних гуляний и развлечений”. Этот небольшой сад с радикальной планировкой сохранялся до 1970-х годов.
Народный дом начал свою деятельность с 1904 года. Здесь проводились занятия воскрес­ной школы, народные чтения, ставились спектакли труппой Костромского театра. В 1905-1906 годах он стал местом заседаний 1-го Костромского Совета рабочих депутатов, возник­шего в ноябре 1905 года во время забастовки рабочих. Была избрана исполнительная комис­сия Совета, утвержден его устав, председателем Совета стал большевик С.В. Малышев. По­сле революции 1917 года Народный дом передан Костромскому Союзу Текстильщиков, в 1923 году. переименован в клуб “Красный ткач”. Вытянутый в глубину участка корпус имеет симметричный относительно продольной оси план со сложным ступенчатым абрисом. Живо­писная пространственная композиция здания состоит из нескольких объемов различной вы­соты. В ней доминирует корпус с вальмовой кровлей, выходящий на улицу. Его силуэт обога­щен четырехлотковым чешуйчатым куполом с аттиком, который возвышается над централь­ным ризалитом. Примыкающий сзади к основному объему, протяженный более низкий пря­моугольный в плане корпус покрыт двускатной кровлей. Центральное ядро здания по бокам фланкируют одноэтажные пристройки, отступающие от красной линии улицы. Главный фа­сад со строго симметричной композицией отмечен в центре ризалитом на три оси проемов. Скругленные углы ризалита и простенки между проемами рустованы. Рустом выделены так­же угловые огибающие лопатки фасада. Два боковых проема ризалита — входные. На всю ширину ризалита на втором этаже размещен балкон, который опирается на кронштейны, с кирпичным глухим парапетом, обработанным арочками. Окна первого этажа с лучковыми перемычками оформлены полуналичниками. Окна второго этажа выделяются стрельчатой формой и стрельчатым переплетом фрамуг. Горизонтальные членения фасада выявлены меж­дуэтажным и венчающим карнизами с зубцами. Венчающий карниз обогащен также аркатур­ным поясом со ступенчатыми кронштейнами. Средняя ось фасада акцентирована стрельча­тым щипцом, возвышающимся над карнизом ризалита. На боковых фасадах повторяются основные декоративные мотивы главного фасада.
Внутренняя планировка образована капитальными стенами. Основное пространство зани­мает прямоугольный в плане вытянутый по продольной оси зрительный зал со сценой.

[Link]
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Калининград
 ()
Фотолюбитель Калининград
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Красноярск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Владикавказ