Болхов. Спасо-Преображенский собор

 

 

Комментарии (5)
Стерхъ # 6 июля 2015 в 09:14
Храм поставлен на вершине Красной горы в историческом центре Болхова на территории бывшего Болховского кремля. Крупный объем храма господствует над городом и виден за­долго до подъезда к Болхову.
Впервые Спасо-Преображенский собор упоминается в писцовой книге церковным и дворо­вым землям 1625 г. писца Никиты Ивановича Беклемишева и подьячего Осипа Трофимова, хотя несомненно, что он существовал в городе со дня его основания в XVI в. Согласно писцо­вой книге, в это время в городе было два деревянных собора - Спасо-Преображенский и Ни­кольский, стоявшие в центре Болховского кремля. При соборах находились кладбища, дворы попов и церковного причта. В 1671 г. (по другим данным - в 1661-1666 гг.) вместо деревян­ных выстроили каменный храм, возведенный на средства стольника и воеводы И. И. Ржев­ского, впоследствии геройски погибшего при обороне крепости Чигирин в 1678 г. и похоро­ненного в одном из его приделов. Там же были погребены его сын Т. И. Ржевский, убитый 30 июля 1705 г. во время Астраханского восстания, и протопоп Г. Макарьевич (1695). Собор был небольшой и двухэтажный: вверху находился главный холодный престол во имя Преображе­ния Господня, позднее там же устроили престол во имя Божией Матери «Всех Скорбящих Ра­дость». В нижнем этаже помещались 2 теплых придела: во имя Св. мученицы Софии и трех дочерей ее - Веры, Надежды, Любови и Св. Николая Чудотворца. В 20-30-х гг. XIX в. рядом с собором выстроили высокую классическую колокольню. На металлических связях ее шпиля сохранилась надпись: «сентября 24 дня 1833 года изделан сей шпиль...», а также указаны имена его изготовителей: «...мастер города Мценска Сергей Паншин, мой товарищ мастер го­рода Болхова Матвей Смолкотов, мценский подмастер Василий Паншин, болховский подма­стерье Иван Давыдов».
Новый более вместительный и представительный храм взамен старого был заложен 14 сентября 1841 г. на средства церковного старосты купца Иосифа Дмитриевича Акулова по проекту Павла Алексеевича Малахова. Не дожидаясь утверждения проекта, И. Д. Акулов на­нял рядчика-каменщика Терентия Петрова разобрать старый собор. Но строительство нового храма до получения разрешения и утвержденного Св. Синодом плана было запрещено ар­хиепископом Евлампием, и только прошение прихожан и обязательство городского головы Алексея Ивановича Мерцалова окончить храм в случае смерти Акулова способствовали тому, что оно было продолжено. План же и разрешение были получены, когда выложили половину верхнего этажа. В 1843 г. умер И. Д. Акулов. При нем собор довели до перемычек окон верх­него этажа без нижних сводов. Строительство продолжили купец Филипп Григорьевич Ше­стаков с помощником купцом Матвеем Васильевичем Щербовым. 20-21 ноября 1846 г. при участии архимандрита Макария (Глухарева), бывшего алтайского миссионера, были освяще­ны престолы в нижнем теплом храме: левый - во имя Св. Митрофана Воронежского, средний - Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и правый - во имя Св. Николая Чудотворца. По­сле смерти в 1848 г. Ф. Г. Шестакова строительство закончил его сын Василий Филиппович Шестаков. 20-21 ноября 1851 г. были освящены престолы в верхнем холодном храме; глав­ный - Преображения Господня, Печерской Божией Матери и Св. мученицы Софии и трех ее дочерей. Всего же храм имел 6 престолов. На его постройку израсходовали 26637 руб. 69 коп., из них около 16000 руб. пожертвовал И. Д. Акулов. Кроме того, на его украшение было собрано более 20000 руб. Главный колокол храма весил более 700 пудов и был слышен за 15-20 верст от Волхова. Собор вмещал до 4000-4500 человек верующих.
Из церковных древностей в нем сохранялись: образ Св. Николая Чудотворца XVI в., дары строителя собора стольника и воеводы И. И. Ржевского - серебряный потир, пожертвованный им храму в 1666 г., и напрестольное Евангелие 1614 г.; дары царевны Софьи Алексеевны - ризы, стихарь, Евангелие 1681 г. и др. ценности.
При соборе с 1890 г. действовала одноклассная церковно-приходская школа.
Собор закрыли в 1930 г. Тогда же полностью погибло его богатое внутреннее убранство. В 70-х годах XX века законсервирован. С 2004 года началась активная реставрация собора.
Объемная композиция памятника образуется из крупного кубовидного объема храма с тре­мя высокими апсидами и пятью главами, стоящей к западу от него колокольни, увенчанной шпилем, и соединяющих их крылец, ведущих по сторонам от нижнего яруса колокольни в верхнее помещение храма. Храм выстроен из кирпича на средства купца Акулова.
Колокольня относится к 20-30-м гг. XIX в. (на металлических конструкциях в основании ее шпиля сохранилась надпись об их изготовлении в 1833 г.). Крыльца пристроены в сер.XIX в.
Колокольня является хорошим образцом архитектуры зрелого классицизма. Она состоит из трех поставленных друг на друга четвериков» с арочными проемами в гранях. На флангах граней размещены пары коринфских колонн. Первый ярус завершен горизонтальным карни­зом, второй -треугольными фронтонами, причем поля последних сливаются с плоскостью грани. Здесь у арочного закругления помещены рельефные изображения парящих ангелов, поддерживающих корону.
Небольшой завершающий ярус с часами служит основанием высокого фигурного шпиля.
Основной объем представляет собою двухэтажную крестовокупольную постройку. Как сам тип, так и пятиглавие храма на высоких восьмигранных световых барабанах свидетельствуют о влиянии русско-византийского стиля, как раз в это время входившего в силу. С этим связа­ны: разбивка стен на прясла, их закомарные завершения, килевидные обрамления окон, форм крылец. Однако во многих формах и профилировках все еще сказывается влияние классициз­ма, об этом, например, говорят стенки над закомарами, словно отголоски аттиковых компози­ций 1620-30 гг.
Внутри эффектен просторный и светлый интерьер верхнего храма. Его пространство при­ближается к зальному, ибо все главы помещены примерно на одном уровне. Грани централь­ных столбов и противоположные им участки стен декорированы сдвоенными лопатками, между которыми перекинуты также сдвоенные арки. Рукава креста перекрыты крестовыми сводами. В окнах сохранились узорные металлические решетки. Вдоль стены располагались хоры.

Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры. 2001 г
[Link]
Анатолий Восточный # 6 июля 2015 в 09:20
ПРЕКРАСНО!!!!
Стерхъ # 6 июля 2015 в 12:06
Спасибо.
Игорь Сарапулов # 7 июля 2015 в 14:07
ОЧЕНЬ КРАСИВЫЙ
Стерхъ # 7 июля 2015 в 14:31
Спасибо.
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Владикавказ
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотограф Санкт-Петербург
 ()
Фотограф Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Одинцово
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель Истра
 ()
Фотограф Пушкино
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Фотограф Одинцово
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотограф Краснодар
 ()
Фотограф Москва
 ()
фотохудожник Армавир
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Дубна