| Николо-Кремлёвская церковьЦерковь XVIII века во имя Николая Чудотворца (Угодника) находится в самом центре Владимира, по соседству с Рождественским монастырем, зданием исторического музея и площадью, на которой стоит памятник Александру Невскому.
Эта церковь относится к категории храмов, еще до конца не оправившихся от гнета советской власти, несущих на себе постыдное клеймо «Дома мракобесия», оскверненная, до сих пор не возвращенная епархии.
Она часто вызывает у посетителей (в зависимости от их мировоззрения) чувства, варьирующиеся от изумления до негодования. И в этом нет ничего удивительного, ведь внутри храма находится Владимирский городской планетарий. Службы в церкви прекратились еще в далеком 1920-м году, и в 1962 году здесь открылся планетарий и народная библиотека. С тех пор она стала Храмом народного просвещения.
Известно, что предшественница современной Николо-Кремлевской церкви была деревянной и появилась во Владимире в 1626 году. Свое второе название она получила за то, что находилась на территории древнего Владимирского кремля. Просуществовал деревянный храм до 1719 года, когда был уничтожен большим пожаром. Строительство в камне началось в 1761 году и продолжалось 8 лет. Возведенная заново церковь получила при строительстве новый большой северный придел и высокую четырехъярусную колокольню. Еще один придел - в честь Симеона Столпника – был пристроен к храму с юга в 1850 году.
В целом композиция храма представляет собой типичный образец посадских церквей эпохи барокко. Его основной объем, выраженный высоким бесстолпным двусветным четвериком, крыт четырехскатной кровлей и несет двойной восьмигранный барабан с небольшой изящной главой барочной формы. К основному объему храма примыкает прямоугольная трапезная и помещение алтарной апсиды, расположенное с востока. Увенчанная шпилем колокольня имеет четыре яруса и построена по типу «восьмерик на четверике». Храм хранит в себе иконы древнего письма, оставшиеся в первозданном виде: образ Спасителя, икону Святителя Николая и Казанскую икону Божией Матери. В четверике основного объема церкви сохранилась настенная живопись |