|
Трескучее декабрьское безмолвиеЦИТАТА ДНЯ: Придёт время, когда не гонения, а деньги и прелести мира сего отвратят людей от Бога, и погибнет тогда больше душ, чем во времена открытого богоборчества. С одной стороны, будут воздвигать кресты и золотить купола, а с другой – настанет царство лжи и зла. (прп. Серафим Вырицкий) |
Дата публикации: 2 декабря 2022 |
Фото нравится: +66 |
Великий святой, известный своими богословскими трудами, пастырской деятельностью, при жизни получивший дары прозорливости и исцеления почти свободен от «докучений» просителей. 2 декабря он – в центре внимания, в блеске службы, к мощам его идет непрерывный поток, но проходит день, и все стихает. Может быть, поэтому он так участлив, когда его молитвенной помощи ищут не в праздник…
ПАСТЫРЬ:
…Черный шелк оттенял матовую бледность лица не лишенного привлекательности, однако, не красивого в привычном смысле. Это был тот тип внешности, который, несмотря на «неправильности», может быть назван…прекрасным. Но в тот момент посетительница митрополита Филарета производила иное впечатление: большие широко расставленные глаза казались потухшими и придавали лицу усталое болезненное выражение.
Она приходила уже не в первый раз, вдова погибшего на батареях Бородина генерала Александра Тучкова. Тонкая, аристократичная и совершенно несчастная. Что мог сказать ей Владыка, когда утешить было нечем? – После гибели мужа единственной ее радостью был сын, преданный, любящий, поселившийся вместе с ней в домике на месте Бородинской битвы. Но, вот, не стало и его: Николенька «сгорел» за несколько дней, после консилиума врачей, уверявшего, что болезнь его не опасна, и Маргарита Михайловна осталась «один на один» со своим горем.
Сильный человек, – не так давно сопровождала мужа во время военных переходов, – теперь она ни в чем не находила опоры, и металась в переездах между Москвой и Бородино. Молилась непрестанно, однако не получала облегчения. Наконец, отчаявшись справиться с бедой, она обратилась за помощью к Владыке Филарету. В обеих столицах его знали как выдающегося архипастыря и духовного наставника.
На этот раз, проводив предыдущих посетителей – пожилую женщину с тремя подростками, митрополит обронил: «Тоже бородинская вдова… и ее сироты». Ответом ему стал невольный возглас: «Три сына! А у меня все отнято! За что?» И тут Владыка дал выход чувству, которое сдерживал до сих пор: «Вероятно, она более заслужила своею покорностью милость Божию».
Краткий разговор – еще несколько фраз, и она ушла, но после ее ухода, словно тень, сошла на душу, – Владыка Филарет не мог найти покоя. Невольно вырвавшийся упрек его был вызван тем, что в свое время Маргарита Михайловна выходила замуж за Александра Тучкова после расторжения первого церковного брака. Тогда трудно было добиться развода, еще труднее – получить благословение на венчание во второй раз. Но взаимное чувство, связывавшее ее и Александра Тучкова, было настолько сильным, что все препятствия оказались «преодолимы». Исключительный случай заставил говорить о себе, на венчание съехалось множество представителей высшего общества…
Разум говорил в пользу соблюдения правил, а перед глазами было лицо Тучковой в момент, когда она уходила. Час спустя Владыка был у ее парадного. Лакей ответил: «Барыня не принимает». Пришлось настоятельно просить…
Когда же хозяйка вышла в гостиную, митрополит обратился к ней: «Я оскорбил Вас жестоким словом, Маргарита Михайловна, и приехал просить у Вас прощения».
Так же непосредственно и «непредсказуемо» поступил митрополит Филарет однажды и на заседании тюремного комитета, где он председательствовал, когда известный своей сострадательностью доктор Федор Гааз в очередной раз усиленно хлопотал за осужденных.
По-видимому, уставший от энергичного наступления «защиты», митрополит сказал что-то вроде того, что «не бывает совершенно невинных», на что импульсивный Гааз воскликнул с места: «Да вы о Христе позабыли, Владыка!» Повисла тишина, и, поднявшись с поникшей головой, митрополит ответил: «Нет, Федор Петрович! Когда я произнес мои поспешные слова, не я о Христе позабыл, — Христос меня позабыл!» – благословил всех и вышел...
Полностью материал читайте на Правмире:[Link]
Как переврали одну цитату:
Может ли христианин ненавидеть другого человека? Пускай даже самого плохого, самого злого и никудышного – можно ли его ненавидеть и при этом продолжать с чистой совестью считать себя христианином? Такие вопросы невольно возникают, когда читаешь интернет-перепалки на многих православных форумах, где участники почем зря громят друг друга с чувством, которое иначе как ненавистью и назвать-то не получается. Громят не за что-нибудь, а заступаясь за Истину, за Бога, за Православную веру. В качестве же неоспоримого аргумента своей правоты приводят слова святителя Филарета Московского, ставшие сегодня неким девизом такой «праведной» христианской ненависти: «Люби врагов своих, ненавидь врагов Божиих и бей врагов отечества».
Эту фразу мне приходилось читать и слышать довольно часто, и каждый раз в душе возникало какое-то смутное противление услышанному. Разве может Церковь устами святого объявлять о том, что в мире, оказывается, есть категория людей, которых можно и даже нужно ненавидеть? Но со святителем не поспоришь… А согласиться с этой репликой тоже не получалось, потому что она прямо противоречит Евангелию. Чтобы разрешить это недоумение, я нашел полный текст документа, из которого взята фраза святителя Филарета о ненависти к врагам Божиим. И все тут же встало на свои места: оказалось, что святой никогда не говорил ничего подобного, а приписываемая ему в многочисленных цитатах фраза просто переврана самым банальным образом. Вот слова святителя Филарета: «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша. Аминь».
Нетрудно заметить, что слова «ненависть» здесь нет, а под словом «гнушайтесь» предполагается лишь призыв не участвовать в злых делах врагов Божиих, отвращаться от их идей. Конечно, при желании эту фразу и в неискаженном ее виде можно «подтянуть» под значение – «ненавидьте врагов Божиих». И оспаривать такую трактовку придется столь же долго, сколь и безуспешно (как, впрочем, и любой другой тезис, построенный на одном лишь субъективном мнении). Поэтому я не буду заниматься этим малопродуктивным делом, а просто предлагаю рассмотреть слова святителя Филарета в общем контексте документа, из которого они были взяты. Вот он, с небольшими сокращениями.
(Александр Ткаченко)
[Link]
Слово святителя Филарета Московского в неделю 19-ю по Пятдесятнице
«Любите враги ваша и благотворите»...
И не "боготворить" их, а благотворить им (делать во благо), если случилась такая нужда...
Например, сосед твой по даче чем-то тебе досаждает, ну, не дружите, мягко говоря, но вдруг случилась беда - пожар у него или Скорую вызвать нужно - ТЫ ОТКАЖЕШЬСЯ?!
Нас учит САМ Христос, в котором свет Истины!
Серёж, пожалуйста, внимательно перечитай окончание первого абзаца слов святителя Филарета (в комментариях)...
И про соседа написала, что "например"...
А любить врагов Отечества никто и не обязывает, но НЕНАВИДЕТЬ нельзя никого! Потому как иначе и сами мира лишаемся...
А вот слова Александра Ткаченко: Чтобы разрешить это недоумение, я нашел полный текст документа, из которого взята фраза святителя Филарета о ненависти к врагам Божиим. И все тут же встало на свои места: оказалось, что святой никогда не говорил ничего подобного, а приписываемая ему в многочисленных цитатах фраза просто переврана самым банальным образом. Вот слова святителя Филарета: «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша. Аминь». То есть : любите враги ваши! А к этому я и не готов! Может быть мне надо было просто промолчать, не всё надо говорить, что крутится в голове, извини, Лиза! Зря затеяли... Сапиенс имеет право на своё мнение...
И ничего не зря затеяли... Вот, представляешь, ТОЛЬКО что нашла... случайно, как всегда -
[Link]
«Не могу любить врагов»: как выполнить заповедь Христову и не сойти с ума.
«Не могу любить врагов», часто слышу я от верующих людей. Да и сам о себе могу это сказать. С горечью и стыдом. Горечь и стыд — оттого, что прекрасно знаю: врагов любить надо. Это же прямые слова Христа.
А дальше я начинаю размышлять. Что же получается? Господь дает Своим ученикам (а мы, современные христиане, тоже ведь Его ученики) заповедь о любви к врагам. Ее, эту заповедь, невозможно толковать в переносном смысле, здесь всё предельно четко и понятно. Любите, благословляйте, благотворите, молитесь. Если это невыполнимая заповедь, так зачем же Господь нам ее дал? А если выполнимая, то почему же у нас при всем желании не получается ее выполнять? Почему все попытки возлюбить тех, кто вызывает у нас ярость и отвращение, заканчиваются ничем?...
Вернемся к теме о неспособности любить врагов. Когда, вдохновляемый евангельской заповедью, я пытался их возлюбить, я ведь пытался — что? Пытался искусственно сгенерировать в своей душе некие глубокие чувства, сопоставимые с любовью к родным людям. Позднее понял, что это неправильная цель. Все равно не получится.
В итоге решил для себя так: надо ставить достижимую цель. То есть не вдохновляться ненавистью, злостью. Постараться отнестись к своим врагам максимально спокойно, то есть понизить градус эмоций. Поступать по отношению к ним так, как того требуют заповеди. Не делать им зла, не проклинать и, более того, — помогать, если они попали в серьезную беду и у меня есть возможность им помочь. Не испытывая при этом к ним теплых чувств, но понимая, что так — надо, так — правильно. И это вполне реально, потому что здесь от меня требуются не чувства (которые возникают внутри самопроизвольно), а дела, которые в разумной мере выполнимы.
Далее, что тоже вполне достижимо, что требует отнюдь не запредельного волевого усилия — это молитва за врагов. Естественно, молиться за них не означает просить Бога, чтобы они, враги, и далее преуспевали в своих злодеяниях, чтобы все у них было разлюли-малина. В такой молитве надо настроиться на то, что твои враги — враги для тебя, но не для Бога. Даже если они сами Его ненавидят, Он-то их все равно любит. И поэтому просить нужно об их спасении, а значит — об их покаянии, о пробуждении спящей совести, об очищении загрязненного ума. Надо просить Бога, чтобы Он использовал все возможности, все зацепки для их духовного исцеления. Это и будет выполнением Христовой заповеди.
Перейдет ли когда-нибудь это отсутствие ненависти в любовь — лучше заранее не загадывать, это знает только Бог. Но я думаю, что обязательно перейдет, — если будет, куда переходить. Если дом души расширится и очистится от грязи. Потому что я трезво смотрю на себя и понимаю, что Бог пока не может даровать мне любовь ко всем гитлерам, чикатилам и прочим крокодилам — такая любовь в меня не вместится.
А уж думать, что вот прямо сейчас я обязан возлюбить злодеев, и если кишка тонка, то тем самым предаю Христа — это уж тем более глупо и вредно для души. Не надо стараться запрыгнуть с первой ступеньки лестницы сразу на последнюю. Разобьешься.
Даже нашим святым нелегко при жизни было!
Но хотя бы научится прощать!
Помню, историю читала, как пришёл один прихожанин к духовнику на исповедь и сказал, что не может и не хочет простить своего обидчика! На что священник ему ответил: "Ну, тогда ты и молитву "Отче наш" читать не имеешь права!
Тот удивился: "Это почему так?!"
и получил ответ: "Ты же просишь в молитве - "и остави нам долги наша", яко же и МЫ оставляем должникам нашим", а сам не оставляешь (не прощаешь) твоему должнику... Который, может, уже и наказан был Господом и покаялся.
А если Вы имеете ввиду врагов Отечества, то любить их, да, не получится, но и ненависти слепой быть тоже не должно...
С праздником - входом в храм Пресвятой и Пречистой нашей Заступницы небесной!
в предпоследнем комментарии Саша ссылку прислал на беседу Осипова, на там есть весьма интересное объяснение - на примере КАК ХРИСТОС ТРИЖДЫ вопрошал апостола ПЕТРА - ЛЮБИТ ли он ЕГО?!
Спасибо большое!
Царь Давид сказал о своих врагах (Тэилим 35, 13): «А я, когда болели они, одевался во вретище, мучил постом душу свою! А молитва моя — пусть бы вернулась она в лоно моё (ко мне)!», т.е. если они болели, он постился и молился об их выздоровлении.
4. И в Мишлей сказал Царь Шломо (24, 17): «При падении врага твоего не радуйся, и, если споткнулся он, да не возликует сердце твоё».
Все так, Лиза.. но вот не легко это!
В 2017-м у меня был опыт исповеди в пещерном Успенском монастыре Крымского Бахчисарая. Когда я начала сокрушаться о своей нелюбви к обижающим меня и т.д. - о. Валериан неожиданно остановил меня и спросил, что я понимаю под выражением "любить людей"?! И тут же добавил - это не сюсюкать с ними, просто научись хотя бы для начала их НЕ ненавидеть. Очень много дала мне эта встреча в пещерном помещении, освещённом только свечой на аналое возле иеромонаха, принимающего исповедь... А ведь он первый раз меня видел, но словно с доброй знакомой общался!
А ещё по поводу твоего верхнего комментария хотела разместить, но не смогла сходу найти точный текст (хотя недавно дважды встречалось), как Господь запретил радоваться гибели фараона (Исход), "потому что и он Моё создание"...
Хор министерства внутренних дел России! Неожиданно было услышать
"Но коль черти в душе гнездились —
Значит, ангелы жили в ней."
Так и не нашла для себя никакого противоречия - оно же от несогласия происходит, а я согласна с КАЖДЫМ словом!
Интересно, что белый цвет природы, находящейся во сне, и цвет траурного облачения заупокойных церковных служб тоже белый...