|
Икона Богородицы Порт-Артурская в Инкерманском мужском монастыреИкона Богородицы «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская) ************************************************************************** 11 декабря 1903 года, за два месяца до начала русско-японской войны, в Дальние пещеры Киево-Печерской лавры пришел старик-матрос, участник обороны Севастополя. Он усердно молился о русском флоте в Порт-Артуре. Однажды во сне ему явилась Пресвятая Богородица, держащая в руках плат, на котором был изображен лик Спасителя. Обе стопы Ее попирали обнаженные и отточенные обоюдоострые мечи. С правой стороны над пречистым ликом Богородицы находился Архистратиг Михаил, с левой – Архангел Гавриил. Над Нею Ангелы держали в облаках царскую корону, увенчанную перекрещивающимися радугами с крестом наверху. Еще выше Бесплотные Силы поддерживали облака, на которых восседал Господь Саваоф. Пресвятая Богородица поведала старому моряку, что вскоре начнется война, в которой Россию ждут тяжелые потери и испытания. Владычица Небесная приказала изготовить образ, точно отображающий видение, и отправить икону в Порт-Артурскую церковь, обещая помощь, покровительство и победу русскому воинству. Старик-матрос поведал о видении богомольцам лавры, и вскоре была собрана необходимая для изготовления иконы сумма. На образе эмалированной вязью было написано: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей». В начале августа икона «Торжество Пресвятой Богородицы» была доставлена во Владивосток и временно помещена в местный кафедральный собор. Порт-Артур в то время был осажден неприятелем, и вокруг него велись активные боевые действия. С иконы было сделано несколько копий, которые пытались переправить в Порт-Артур, но безуспешно. 21 ноября (4 декабря) 1904 года, в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, после Литургии и молебна перед иконой «Торжество Пресвятой Богородицы», подлинный образ был заключен в специально приготовленный для нее футляр и отправлен из Владивостока. Препроводить святую икону в Порт-Артур взялся отставной ротмистр лейб-гвардии уланского полка Н.Н. Федоров, духовный сын отца Иоанна Кронштадтского. Однако 11 января 1905 года Федоров сообщил, что икона в город доставлена не была ввиду того, что Порт-Артур к тому времени уже был сдан врагу. Получив разрешение из Петербурга, Федоров отправил образ в действующую армию, где она и пребывала в походной церкви Главнокомандующего. О дальнейших событиях, связанных с иконой, ничего не было известно до тех пор, пока Господу не угодно было явить новое чудо. 17 февраля 1998 года в Иерусалиме, в одном из антикварных магазинов Порт-Артурскую икону увидели паломники из Владивостока! Икона была выкуплена на деньги, занятые в русском Горненском женском монастыре. Вывезти святыню из Израиля помогли российские власти и Синодальный Отдел Внешних Церковных Связей Московского Патриархата. 6 мая 1998 года Порт-Артурская икона Божией Матери возвратилась во Владивосток. Встреченная крестным ходом и перезвоном колоколов, взорам ликующих православных «…предстала Божия Матерь, стоящая Своими стопами на берегу залива на двух поверженных и обломанных мечах» – какой явилась некогда старику-севастопольцу. ************************************************************************** Оригинальная икона хранится в Покровском Кафедральном Соборе г. Владивостока. https://azbyka.ru/days/ikona-torzhestvo-presvjatoj-bogorodicy-port-arturskaja |
Дата публикации: 29 августа 2022 |
Фото нравится: +43 |
Перенесение Нерукотворного Образа Христа из Эдессы (сейчас это город Шанлыурфа в Турции) в Константинополь произошло в 944 году. И с того дня, когда эту реликвию в праздник Успения Пресвятой Богородицы торжественно внесли в церковь Большого дворца, она стала главной византийской святыней. Чтобы выкупить ее у эдесского эмира, император гарантировал безопасность городов Эдессы, Харана, Сароци и Самосаты, отпустил 200 пленников и заплатил 12000 серебряных монет.
Согласно православному церковному преданию, изображение лица Иисуса на куске полотна появилось благодаря болезни правителя Эдессы Авгаря V. Наслушавшись рассказов о чудесном израильском целителе, он написал Ему письмо с просьбой о помощи. Но посланцам Авгаря никак не удавалось пробиться к Иисусу, все время окруженному толпой, пока Он сам их не подозвал. Спаситель пообещал прислать в Эдессу одного из своих учеников, а напоследок, умывшись, отер лицо куском полотна, на котором остался его отпечаток, и передал эту первую икону (святой Мандилион) в дар Авгарю, к которому потом действительно послал апостола Фаддея...
... Благодарный правитель Эдессы велел поместить чудесный плат над главными воротами города, и каждый входящий в них должен был поклониться святыне, пока один из правнуков Авгаря, не разделявший религиозных убеждений своего предка, не повелел заложить ее кирпичами.
Со временем о святыне и вовсе забыли и вспомнили лишь несколько веков спустя, когда Эдессу осадили войска персидского шаха Хосрова I Ануширвана. Антиохийский автор VI века Евагрий Схоластик рассказывает, как по откровению, бывшему во сне епископу Евлалию, Мандилион был обнаружен, жители Эдессы совершили с ним крестный ход, и персы отступили. Весть о чудесном избавлении города облетела весь Восток, и даже арабы, в 630 году захватившие Эдессу, не мешали христианам поклоняться их знаменитой реликвии...
В 787 году на Седьмом Вселенском Соборе само существование Нерукотворного Образа стало важнейшим аргументом против иконоборчества. Ведь о чем, по сути, говорит история об Авгаре? Прежде всего о том, что Иисус хотел иметь Свое изображение. Больше того, Он послал это изображение вместо Себя, подтверждая правомочность его почитания. И наконец, Он послал изображение в ответ на просьбу Авгаря об исцелении, что прямо подтверждает чудотворность иконы и целительную силу других реликвий.
«СПАС» НА РУСИ:
Почитание Нерукотворного Образа пришло на Русь в XI–XII веках и особенно распространилось, начиная со второй половины XIV века. В 1355 году новопоставленный московский митрополит Алексий привез из Константинополя список святого Мандилиона, для которого сразу был заложен храм. Вскоре по всей стране стали появляться церкви, монастыри и приделы храмов, посвященные Нерукотворному образу и получавшие название Спасских.
«С этой иконы Иисус смотрит не на человечество вообще, а прямо на тебя»:
Перед иконой Спаса Нерукотворного молился воспитанник митрополита Алексия Дмитрий Донской, получив известие о нападении Мамая. Хоругвь с изображением Спаса Нерукотворного сопровождала русское войско с Куликовской битвы до Первой мировой войны. Со временем эти хоругви стали называть знамениями или знаменами — так слово «знамя» заменило древнерусское «стяг».
Иконы Спаса Нерукотворного размещали на крепостных башнях. Он стал одним из центральных образов русского православия, близким по значению и смыслу к распятию.
[Link]
Вчера ещё праздник "Всецарицы" был - очень почитаемая и известная икона Богородицы!
Спасибо большое за описание!!
Марина, спасибо!
Качество этого, правда, не очень..
Про день сотворения, скорее всего, информация не из православного источника... А то, что 5.500 лет миру - это соответствует писанию!
Про сегодняшний день на Азбуке веры прочитала, что 1.09 в 1939 – началась Вторая мировая война...
А вот про икону - ты точно написал!
Тоже задумалась, почему небесная заступница не явила обещанную помощь?! Потом прочитала внимательнее...
" Владычица Небесная приказала изготовить образ(!!), точно отображающий видение, и отправить(!!) икону в Порт-Артурскую церковь, обещая помощь, покровительство и победу русскому воинству."...
Читаем дальше:
" С иконы было сделано несколько копий(!!), которые пытались переправить в Порт-Артур, но безуспешно(!!)"
И когда " Препроводить святую икону в Порт-Артур взялся ... Н.Н. Федоров... икона в город доставлена не была ввиду того, что Порт-Артур к тому времени уже был сдан врагу."...