|
Первый праздник Успенского постаВ греческом часослове 1897года так объясняется происхождение этого праздника: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии - Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста". В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем". Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1". По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда. * * * |
Дата публикации: 14 августа 2021 |
Фото нравится: +78 |
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157–1174) с волжскими булгарами в 1164 году.
Это первый из трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе. Второй - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (19 августа), а третий - перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (29 августа, в попразднство Успения Пресвятой Богородицы). Эти три праздника как бы связуют весь Успенский пост.
[Link]
Существует большая современная проблема –человек ассоциирует церковные праздники с какими-то своими приземленными представлениями о них. Глубина не нужна,смыслы не важны, а вот то, что можно пощупать,потрогать и принять внутрь, интересно и привлекает человека. Люди приземляют христианские праздники с глубоким духовным смыслом, подобные дню празднования Происхождения Честных Древ, не понимая и не желая узнать их смысла, их истинного названия. Скажешь «Медовый Спас» – это всем знакомо, а остальное неинтересно.
Наши предки пытались воцерковить многие хозяйственные и народные обычаи, в том числе – использовать совпадение, совмещение праздников. Медовый Спас, приуроченный к празднику Происхождения Честных Древ Креста Господня, давал возможность поблагодарить Бога за Его милостивые дары. Например, за мед,ведь медосбор начинался буквально в те дни, которые предшествуют или совпадают с этим праздником.
Церковь пыталась воцерковить хозяйственный уклад человека, дать ощущение гармонии жизни. Чтобы не было такого разделения: я живу с понедельника по субботу, как крестьянин, а в субботу и воскресенье я, приходя в храм, становлюсь христианином, чтобы «ублажить» Бога. Крестьянин вел воцерковленный образ жизни. Если человек работает на земле, то он должен благодарить Бога за то, что Господь дает ему как Свою милость –эти дары земли, дары природы. Церкви удалось дать людям это понимание, но богоборчество отбросило многих из нас назад, к примитивным, магическим восприятиям религиозной жизни.
Если говорить о празднике, то мы восприняли этот праздник Происхождения Честных Древ от Византии, когда на улицы Константинополя выносилось древо Животворящего Креста, так как именно в этот жаркий период начиналось распространение разных эпидемий и болезней.
Этот праздник был воспринят на Руси очень близко, но в то же время люди пытались приспособить его под себя. Нужно понять, что мёд в этот день освящается не ради того,чтобы принять его потом, как какое-то мистическое вещество, а чтобы в молитве на освящение поблагодарить Бога за Его дар, оставить часть этого дара в церкви.
То же самое касается и названия – Медовый Спас, Яблочный Спас. Главное слово здесь –не «медовый», а «Спас». От чего Он спасает нас? В первую очередь, от нас самих. А у нас ассоциации: медовый – это мёд, яблочный – это яблоки, а слово «СПАС» становится просто фоном...
Праздник должен делать человека лучше. Когда мы становимся щедрыми, милостивыми,готовы поделиться с ближним, вот тогда и праздник в полном смысле этого слова. И Медовый Спас, и Яблочный Спас – это не только повод добыть для себя освященного яблочка или освященного медку, а возможность поделиться этими дарами Божьими с другими.
[Link]
Только вчера слушала леквию профессора Осипова, о том, как христианство превращается в язычество...
К сожалению, многие думают, что это освящают мед, потому и празднуют, а не празднуют Происхожление честных древ Господень, освящая мед для употребления во время стогого Успенспого поста... Шлют друг другу красивые картинки с пчелами и медом и радуются!!! И это уже давно началось...
Или не кончалось? Язычество...
Скорее, Вы правы, что второй случай - "не кончалось!" Это всё оттуда - когда (на всякий случай) и перекрещусь и поплюю через плечо (ну чисто для полной уверенности ), да ещё дома каку-нибудь "денежную" жабу на полочку поставлю (и со мной похожее было!), да и гороскопчик читануть на будущий год (разумеется, про какого-нибудь "коня" или "овцы", или "быка с петухом"! ) Зато все с крестами и как бы православные...
На днях по радио услышала и, к сожалению большому, не вспомню, кто автор слов о том, что "теперь становится страшно, что мог никогда бы не узнать, не понять... И как же раньше можно было так жить - без веры, без Христа?!"