Кострома. Дом купца И. В. Малышева (Акатовых) Адрес: Кострома, улица Советская (Русина, Кинешемская), 24 / 2 Строительство: Первая половина 19 века, 1825 год Стиль: Классицизм
Последний в данном квартале двухэтажный дом в стиле зрелого классицизма (угол — полуротонда упрощенного коринфского ордера) — памятник архитектуры — возведен в первых годах XIX в. владельцем кожевенного завода и сапожной мастерской И.В.Малышевым на месте его же деревянного. С 1875 г. дом принадлежал «купеческим братьям» И.И. и А.И.Акатовым, прозванным за малый рост «малолетками» и отличавшимися болезненной скаредностью. Однако, оставшись холостяками, Акатовы в 1915 г. дом (и все состояние) отдали городу для устройства в нем Дома ребенка. Вскоре грянула революция, и дом заняли под семейное общежитие коммунистов. Он интересен и тем, что с 1895 г. до смерти в 1907 г. здесь снимал квартиру П.А.Илинский. Уроженец Тверской губернии, окончивший Медико-хирургическую академию, Петр Алексеевич несколько лет проработал врачом в Нерехтском уезде. Вернувшись в Петербург, он стал со временем одним из виднейших деятелей отечественной медицины, автором научных трудов, основателем специальных медицинских газет и журналов. Выйдя в отставку, 58-летний Илинский решил, невзирая на прочное положение в столице и генеральский чин, вернуться в места, где прошла его молодость. В Костроме он служил санитарным врачом, досуг же посвящал краеведению, опубликовав ряд работ. В начале 900-х годов Илинского избирают председателем Костромской губернской ученой архивной комиссии. Когда в Костроме в 1906 г. стала издаваться большая прогрессивная газета «Поволжский вестник», он возглавил ее редакцию.
[Link]
Кирпичное оштукатуренное здание – один из лучших памятников жилой архитектуры Костромы в стиле зрелого классицизма с характерной для угловых домов города кон. XVIII в. композицией и уникальными в настоящее время изразцовыми печами. Дом стоит на углу квартала, северным фасадом выходя на красную линию Советской ул., восточным – на Крестьянскую ул. Здание выстроено в кон. XVIII в. для купца И.В.Малышева. Вероятно, около середины XIX в. был обновлен фасад (добавлен лепной и штукатурный декор). Во второй половине XIX в. пристроен тамбур входа на западном фасаде. Наследники Малышева владели домом до 1868 г., затем он принадлежал А.В.Попову, от которого в 1875 г. перешел к купцам Акатовым. В 1913 г. Акатовы передали дом городу для учреждения городской больницы. В 1895-1907 гг. в доме жил П.А. Илинский, видный деятель русской медицины. П.А. Илинский (1836-1907) после окончания Медико-хирургической академии в нач. 1860-х гг. работал городским врачом в г. Нерехте Костромской губернии, затем был переведен во Владимирскую губернию, где вел борьбу с сыпным тифом и холерой. В 1870-х гг. в связи с научной деятельностью в области судебной медицыны отзывается в Петербург, где работает в Медико-хирургической академии, а затем врачом при Главном управлении военно-учебных заведений. В период русско-турецкой войны работал в полевых госпиталях вместе с Пироговым. Живя в Петербурге, Илинский первым в России читал лекции о физическом воспитании детей, редактировал журнал "Русская медицина", написал "Сборник законов для врачей" и много трудов по вопросам медицины. Выйдя в 1895 г. в отставку, переехал в Кострому и работал здесь санитарным врачом. Активно участвовал в работе Костромской губернской архивной комиссии и в 1906-1907 гг. был ее председателем, опубликовал ряд исследований по истории местного края. В советское время со двора к дому была сделана одноэтажная пристройка, по-видимому, на месте прежних сеней. В результате капитального ремонта 1968 г. частично переделан интерьер: установлены новые перегородки, заложен ряд первоначальных проемов, разобраны печи первого этажа, заменена лестница. Двухэтажный с подвалом и антресолями дом имеет компактную асимметричную композицию, обусловленную острым углом сопряжения двух улиц. Угол здания, соответствующий углу квартала, решен в виде полуротонды с конической кровлей, переходящей в вальмовую кровлю основного объема. Фасады дома обладают развитыми композициями и богатым декоративным убранством. Полуротонда оформлена колоннами, объединяющими оба этажа, с аттическими базами и лепными капителями, близкими к коринфским. Оба уличных фасада акцентированы ризалитами. Все проемы полуротонды и уличных фасадов прямоугольные, на втором этаже обрамлены профилированными наличниками. Окна второго этажа выделены также высоко поднятыми сандриками-полочками. Нарядный характер фасадам придают лепные композиции с растительными мотивами в ромбовидных нишках, а также маски львов в интерколумниях полуротонды. Стены завершены тщательно прорисованным антаблементом, обогащенным поясами мутулов и сухариков. Аналогично уличным решена часть бокового (западного) фасада, хорошо просматривающаяся с улицы. На всем фасаде сохранились междуэтажные ромбовидные и круглые нишки с лепными вставками. В круглых помещены растительные розетки, не встречающиеся на других фасадах. Во внутренней планировке основных этажей сочетаются коридорный и анфиладный приемы композиции. Продольный коридор в центре дома отделяет парадные и жилые помещения с окнами на улицу от хозяйственных, выходящих во двор. Вдоль северного фасада на втором этаже устроена анфилада парадных комнат, включающая угловой круглый зал. Центральное помещение задней части дома (кладовая) перекрыто сводом – крестовым на первом этаже и коробовым с двумя большими распалубками на втором. Подвал и антресоли расположены в задней половине дома. Основное помещение подвала представляет собой двустолпную палату с системой подпружных арок, несущих коробовые своды с распалубками. В художественной отделке интерьеров наибольший интерес представляют две изразцовые печи с кобальтовым рисунком. Одна из них включает сложные композиции (несколько нарушенные в позднейшее время), составленные из цветов, гирлянд, арабесок, вазонов и птиц, имеет развитые профилированные и расписанные цоколь и антаблемент. Вторая печь с одной стороны украшена крупной композицией с вазоном, опирающимся на двуглавого орла, с другой облицована изразцами с мелким рисунком (вазон с цветами). В интерьере сохранились также филенчатые двери, тянутые карнизы, паркетные полы.
Адрес: Кострома, улица Советская (Русина, Кинешемская), 24 / 2
Строительство: Первая половина 19 века, 1825 год
Стиль: Классицизм
Последний в данном квартале двухэтажный дом в стиле зрелого классицизма (угол — полуротонда упрощенного коринфского ордера) — памятник архитектуры — возведен в первых годах XIX в. владельцем кожевенного завода и сапожной мастерской И.В.Малышевым на месте его же деревянного. С 1875 г. дом принадлежал «купеческим братьям» И.И. и А.И.Акатовым, прозванным за малый рост «малолетками» и отличавшимися болезненной скаредностью. Однако, оставшись холостяками, Акатовы в 1915 г. дом (и все состояние) отдали городу для устройства в нем Дома ребенка. Вскоре грянула революция, и дом заняли под семейное общежитие коммунистов.
Он интересен и тем, что с 1895 г. до смерти в 1907 г. здесь снимал квартиру П.А.Илинский. Уроженец Тверской губернии, окончивший Медико-хирургическую академию, Петр Алексеевич несколько лет проработал врачом в Нерехтском уезде. Вернувшись в Петербург, он стал со временем одним из виднейших деятелей отечественной медицины, автором научных трудов, основателем специальных медицинских газет и журналов. Выйдя в отставку, 58-летний Илинский решил, невзирая на прочное положение в столице и генеральский чин, вернуться в места, где прошла его молодость. В Костроме он служил санитарным врачом, досуг же посвящал краеведению, опубликовав ряд работ. В начале 900-х годов Илинского избирают председателем Костромской губернской ученой архивной комиссии. Когда в Костроме в 1906 г. стала издаваться большая прогрессивная газета «Поволжский вестник», он возглавил ее редакцию.
[Link]
Кирпичное оштукатуренное здание – один из лучших памятников жилой архитектуры Костромы в стиле зрелого классицизма с характерной для угловых домов города кон. XVIII в. композицией и уникальными в настоящее время изразцовыми печами. Дом стоит на углу квартала, северным фасадом выходя на красную линию Советской ул., восточным – на Крестьянскую ул. Здание выстроено в кон. XVIII в. для купца И.В.Малышева. Вероятно, около середины XIX в. был обновлен фасад (добавлен лепной и штукатурный декор). Во второй половине XIX в. пристроен тамбур входа на западном фасаде. Наследники Малышева владели домом до 1868 г., затем он принадлежал А.В.Попову, от которого в 1875 г. перешел к купцам Акатовым. В 1913 г. Акатовы передали дом городу для учреждения городской больницы.
В 1895-1907 гг. в доме жил П.А. Илинский, видный деятель русской медицины. П.А. Илинский (1836-1907) после окончания Медико-хирургической академии в нач. 1860-х гг. работал городским врачом в г. Нерехте Костромской губернии, затем был переведен во Владимирскую губернию, где вел борьбу с сыпным тифом и холерой. В 1870-х гг. в связи с научной деятельностью в области судебной медицыны отзывается в Петербург, где работает в Медико-хирургической академии, а затем врачом при Главном управлении военно-учебных заведений. В период русско-турецкой войны работал в полевых госпиталях вместе с Пироговым. Живя в Петербурге, Илинский первым в России читал лекции о физическом воспитании детей, редактировал журнал "Русская медицина", написал "Сборник законов для врачей" и много трудов по вопросам медицины. Выйдя в 1895 г. в отставку, переехал в Кострому и работал здесь санитарным врачом. Активно участвовал в работе Костромской губернской архивной комиссии и в 1906-1907 гг. был ее председателем, опубликовал ряд исследований по истории местного края.
В советское время со двора к дому была сделана одноэтажная пристройка, по-видимому, на месте прежних сеней. В результате капитального ремонта 1968 г. частично переделан интерьер: установлены новые перегородки, заложен ряд первоначальных проемов, разобраны печи первого этажа, заменена лестница. Двухэтажный с подвалом и антресолями дом имеет компактную асимметричную композицию, обусловленную острым углом сопряжения двух улиц. Угол здания, соответствующий углу квартала, решен в виде полуротонды с конической кровлей, переходящей в вальмовую кровлю основного объема. Фасады дома обладают развитыми композициями и богатым декоративным убранством. Полуротонда оформлена колоннами, объединяющими оба этажа, с аттическими базами и лепными капителями, близкими к коринфским. Оба уличных фасада акцентированы ризалитами. Все проемы полуротонды и уличных фасадов прямоугольные, на втором этаже обрамлены профилированными наличниками. Окна второго этажа выделены также высоко поднятыми сандриками-полочками. Нарядный характер фасадам придают лепные композиции с растительными мотивами в ромбовидных нишках, а также маски львов в интерколумниях полуротонды. Стены завершены тщательно прорисованным антаблементом, обогащенным поясами мутулов и сухариков. Аналогично уличным решена часть бокового (западного) фасада, хорошо просматривающаяся с улицы. На всем фасаде сохранились междуэтажные ромбовидные и круглые нишки с лепными вставками. В круглых помещены растительные розетки, не встречающиеся на других фасадах.
Во внутренней планировке основных этажей сочетаются коридорный и анфиладный приемы композиции. Продольный коридор в центре дома отделяет парадные и жилые помещения с окнами на улицу от хозяйственных, выходящих во двор. Вдоль северного фасада на втором этаже устроена анфилада парадных комнат, включающая угловой круглый зал. Центральное помещение задней части дома (кладовая) перекрыто сводом – крестовым на первом этаже и коробовым с двумя большими распалубками на втором. Подвал и антресоли расположены в задней половине дома. Основное помещение подвала представляет собой двустолпную палату с системой подпружных арок, несущих коробовые своды с распалубками. В художественной отделке интерьеров наибольший интерес представляют две изразцовые печи с кобальтовым рисунком. Одна из них включает сложные композиции (несколько нарушенные в позднейшее время), составленные из цветов, гирлянд, арабесок, вазонов и птиц, имеет развитые профилированные и расписанные цоколь и антаблемент. Вторая печь с одной стороны украшена крупной композицией с вазоном, опирающимся на двуглавого орла, с другой облицована изразцами с мелким рисунком (вазон с цветами). В интерьере сохранились также филенчатые двери, тянутые карнизы, паркетные полы.
[Link]