Смоленск. Спасо-Вознесенский монастырь. Вознесенский собор

 

 

Комментарии (1)
Стерхъ # 21 октября 2015 в 11:35
Собор Вознесенского девичьего монастыря - единственный в Смоленске памятник культурного зодчества XVII века, сохранившийся без значительных переделок. Его крупный объём хорошо читается даже в современной застройке. Композиция собора складывается из высокого объёма собственно церкви с тремя полукруглыми аспидами, удлинённой трапезной и трёхъярусной колокольни, которые расположены на одной оси. Завершается собор восьми­гранным барабаном со шлемовидной главой, такое же завершение, только меньших размеров, на колокольне. Этот композиционный тип был принесён в Смоленск московскими мастерами, которые вели каменное строительство в Смоленске во второй половине XVII века. Здание двухэтажное, в XVIII в. с севера к нему примкнула каменная придельная церковь.
С собором Вознесенского монастыря связаны широко распространившиеся в местной ли­тературе известия о том, что в монастыре воспитывалась будущая царица Наталья Нарышки­на, что построено здание по собственноручному чертежу Петра I в связи с помилованием им по просьбе игуменьи монастыря Олимпиады Рыдванской мятежных смоленских стрельцов. В серьёзных работах XIX в. о русских монастырях Денисова и Ратшина подобных сведений нет, как нет их и в документах XVII в., относящихся к монастырю, которые находятся в Рос­сийском государственном архиве древних актов. Излагая эти сведения в работе "Смоленск в истории дома Романовых", И. И. Орловский упоминает, что впервые они были записаны "в 1774 г. со слов старицы монастыря Рыдванской", имени её он не называет. Заметим, что в се­редине XVIII века игуменьей монастыря была Олимпиада Рыдванская, при ней поновлялся собор, и в 1764 г. выведена придельная церковь Екатерины, странным образом время её дея­тельности сместилось в XVII-й век. Стрелецкое восстание, после которого последовала массовая казнь стрельцов, произошло тогда, когда собор был уже построен, кроме того, как известно, казни были только в Москве.
История девичьего монастыря в Смоленске начинается с 1665 г., когда из Оршанского Ку­теинского монастыря сюда переводят стариц во главе с игуменьей Ираидой Куракиной. По­местили их при церкви Вознесения (сама деревянная церковь и кельи остались со времён ка­толического монастыря), дали весьма скромное государственное содержание на пропитание рожь и пшеницу из местных запасов, немного денег на воск, ладан, жалованье священнику. Монастырь был бедным, содержание давали нерегулярно, однажды игуменья жаловалась, что дали гнилую пшеницу, от которой отказались стрельцы. В 1673 году игуменья Ираида просит в челобитной на царское имя денег на ремонт обветшавших строений. В 1675 г. приказано выдать ей согласно смете 107 руб. 20 алтын. Нигде в этих документах не упомянуто имя На­тальи Нарышкиной, которая уже несколько лет была царицей и родила сына, хотя такое упо­минание непременно было бы, если бы она имела отношение к этому монастырю.
Отец Натальи, стрелецкий полковник, был в Смоленске в 1667 - 1670 г.г., переведён сюда из Полоцка. У военачальников имелись в городе свои дома, прислуга, так что отдавать дочь в бедный монастырь необходимости не было. Кроме того, ни школы, ни пансионата в монасты­ре не имелось, практики "воспитанниц" не существовало. Если юная Наталья и была в Смо­ленске (о чём известно только из злого высказывания современника), то очень недолго в кон­це 60-х годов она воспитывалась в доме Артамона Матвеева, царского приближённого, чьей жене приходилась племянницей.
К 90-м годам XVII в. строения монастыря вконец обветшали. И уже другая игуменья Евпрак­сия просит о помощи. В апреле 1692 г. поступает царское распоряжение построить здесь ка­менную соборную церковь, в июне приезжает московский зодчий Гура Вахромеев для со­ставления смет на ремонт крепостной стены и строительство этого собора, за образец для со­ставления сметы он взял указанную игуменьей надвратную церковь на Соборной горе, доба­вив к ней трапезную. В мае 1693 г. для закладки здания приехал один из крупнейших зодчих конца XVII в. Осип Старцев, он привез "чертёж и образец" (вероятно, модель) для строитель­ства. В царской грамоте митрополиту сказано: " Л. по чертежу, какавый учинён на Москве, буде в Смоленску церковь..." (далее указаны размеры). Имени Петра нигде нет, очевидно, что чертёж сделан специалистами Приказа каменных дел.
Размеры, приведённые в документе, отличаются от размеров, заложенных в смете Вахро­меева, появился придел.
Осип Старцев выполнил ответственную миссию - привязал собор к местности. Справился он с этой задачей великолепно-даже сейчас собор не потерялся в застройке. 30 мая (по н. ст. - 9 июня) под его руководством "начали рвы копать, и сваи бить, и бут бутить". Пробыл Осип Старцев в Смоленске всего две недели - уехал в Киев, затем в Львов, на смену же прислан Данила Калинин, он же был и в следующем 1694 году, к концу сезона которого (работали до Покрова) были сведены своды всех объёмов (кроме придела, который впоследствии разобра­ли), оставалось поставить завершающий восьмерик, закончить колокольню. Основные рабо­ты вела артель ярославских каменщиков из крестьян во главе с Фёдором Артемьевым, им по­могали смоленские стрельцы и солдаты, крестьяне возили известь и белый камень из Липиц.
В 1695-1696 гг. работы на соборе почти не велись, все силы правительство направило на ремонт стены. В 1697 г. установили часы на колокольне, осталось покрыть главы, сделать крыльца, оформить интерьер. Однако над городом пронёсся ураган, сильно повредивший смоленские церкви и стену. Только в 1701 г. возобновились работы на соборе, наблюдал за ними московский зодчий Кондрат Мымрин, он автор эффектных крылец собора. Нарядные барочные кресты ковали смоленские кузнецы, стрельцы выполняли плотницкие работы. В 1704 г., возможно, в праздник Вознесения Господня, собор был освящён.
В облике собора сказалась строгость петровского времени,фасады лишены узорочья, окна в строгом уступчатом обрамлении, расположены строго регулярно, несколько оживляют зда­ние только 8-гранные барочные окна. Кровля четырёхскатная, первоначально было покрытие деревянное гонт, в XVIII в. заменено железом. Украшением нового собора был великолепный резной иконостас верхней церкви Вознесения. С. Д. Ширяев называет его автором Марка Бо­родавкина, но это не так. В документах указано, что всю резьбу делал иноземец Юрий Бек, сохранилось полное описание иконостаса замечательного произведения в стиле барокко. В нижней церкви установили старый иконостас, два клироса столярной работы сделал с това­рищем столяр села Красного Марк Бородавкин.
Иконы выполнил протопоп Успенского собора Игнатий, "писал тот иконостас добрым ма­стерством и золотил красным золотом... кроме сницарской рези". Резьбу золотил и писал не­которые иконы, в частности, в нижней церкви, Лука Галицкий с шестью товарищами.
В конце 20-х годов нашего века здание собора отдано под клуб рабочих типографии им. Смирнова. Колокола пошли на нужды индустриализации, судьба иконостаса и часов коло­кольни неизвестна. В годы Великой Отечественной войны собор сильно пострадал, реставри­рован в 1968 - 1969 гг. по проекту Г. М. Аптекина и В. В. Шеко, интерьер приспособлен под выставочный зал по проекту С. В. Шестопала.
«Свод памятников архитектуры и монумен­тального искусства России. Смоленская область»:
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Фотограф Пятигорск
 ()
Фотограф Москва
 ()
Сам не... Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Истра
 ()
Фотолюбитель
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Калининград
 ()
Комп.обработка Армавир
 ()
Репортажный... Москва
 ()
Фотограф Ивдель
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург