ТРИ СВЯТИТЕЛЯ: ОРГАНИЗАТОР, МОЛИТВЕННИК, ПРОПОВЕДНИК :
Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Василий, Григорий и Иоанн столь часто поминаются вместе, что отдельно мыслятся уже с трудом. Вместе с тем они, как Петр и Павел, во многих аспектах являются яркими противоположностями. Выяснение этих противоположностей не разрушает, но, наоборот, подчеркивает то единство, которое им подарено в Духе Святом и которое так органично вошло в сознание Церкви. Главное место в этом маленьком соборе святителей можно все же отдать Василию. Все, что есть у Григория и Иоанна, есть и у него. Они борцы с ересями – и он; они яркие проповедники Слова – и он. Мужественный дух, любовь к пустыне, скромный быт, глубокое постижение догматов – все это и многое другое у трех отцов общее. Все трое вышли из святых семейств. Их матери, отцы, братья составляют целые созвездия удивительных в святости личностей. Но Василия отличает высочайшая степень самодисциплины. Василий – организатор, чего не скажешь о Григории и Иоанне или скажешь с натяжкой. Всюду, куда приходил Василий, он оставлял после себя строгую иерархию и порядок. Сам он, без сомнения, был харизматичным человеком, но полагался в церковной практике на далеко не одну лишь силу личного влияния и духовные дары. Дисциплину и устав, закон и организацию – порядок, одним словом, вносил Василий Великий всюду. А ведь дела в Церкви тогда были подобны ночному бою, где всякий разил своих и чужих, ничего не видя и не понимая. Ум и познания Василия позволяли ему стать ученым, воля и строгость могли сделать из него настоящего монаха, подобного Антонию. Но он пожертвовал всеми талантами ради борьбы за Церковь. Глубоко спрятал он душевную мягкость, чтобы стать несокрушимым, и лишь втайне, подобно другу – Григорию, мог тосковать о жизни безмятежной, о пустыне и уединении. Мало кому понятно, что значит, любя Писание и безмолвие, пожертвовать собою и броситься в гущу борьбы за Церковь и ее догматы, не имея покоя, рискуя жизнью, сгорая ежедневно. Совсем другой был Иоанн, и уж еще более отличным от первых двух предстает Григорий. Иоанн – народный любимец и вождь, но он – вне системы. Епископы его не любят, причем не только еретические епископы. Двор вне себя от его поучений и обличений. После себя Златоуст оставляет имя, слово и память, но не организацию, не боевое построение. Его друзья и ближайшее окружение после изгнания Иоанна попадают в немилость и становятся жертвами. И это не упрек, а подчеркивание несхожести, ибо во Христе каждый воин воюет как умеет. А Григорий – это созерцатель. Он, конечно, живет среди людей и назидает паству, поскольку носит высший сан. Но он тяготится саном, тяготится тем, чего так жадно ищут недостойные сана. Епископский омофор становится причиной обиды Григория на Василия. Последний все, не исключая и дружбы, подчиняет интересам Церкви и, по сути, принуждает друга стать архипастырем в тяжелый для Церкви момент. Как проповедник Григорий не столько увещевает и говорит, сколько поет. Именно на сладкий голос его вещаний, называемых Церковью «пастырской свирелью», люди, зараженные заблуждениями, стекаются в ограду Церкви и принимают Православие.
У Василия нет свободного времени. Григорий на досуге пишет стихи. Иоанн толкует послания Павла, и сам апостол языков является ему, чтобы разъяснять сложные места своих посланий. Трудно найти трех людей, более психологически несхожих между собою.
***Тот конфликт, который свел память трех святителей воедино, очень даже понятен. Люди способны все самое святое превратить в предмет пререканий и ссор. Коринфяне ссорились, говоря: «Я Павлов, а я Аполлосов» (см.: 1 Кор. 3: 4). Тогдашние христиане затеяли спор, кто из трех больший и славнейший. Вся сложность в том, что при взгляде на каждого в отдельности каждому, без сомнения, можно присуждать первенство. Рассмотри жизнь Василия (а каждый из нас обязан это сделать), вникни в нее, и ты воскликнешь: «Велик Василий! Кто подобен ему во святых?!» Но начни следом рассматривать образ Иоанна, и вскоре с изумлением произнесешь: «Нет такого, как Иоанн!» Если же вчитаешься в слова Григория и в тишине рассмотришь смиренные черты этого обладателя небесного ума, то забудешь всех, кого хвалил перед этим, говоря: «Моли Бога о мне, чудный Григорие!» Большего среди них нет. Нет именно потому, что они разные. В красоте и точности слов нет равного второму Богослову. А в ревности о славе Божией со Златоустом встанет рядом, быть может, только Илия Фесвитянин. Василий же не просто борец, и аскет, и мудрец, и начальник монахов. Он еще и военачальник, умеющий собрать многих разрозненных борцов и превратить их в войско. Все трое велики, и велики по-разному.
***У Церкви во все эпохи должны быть и организаторы, и пламенные ораторы, и тихие созерцатели. Горе Церкви и народу Божиему, если кого-то из этих трех нет у нее в одну из эпох. Трижды горе Церкви, если никого нет! Тогда за привычной и благообразной наружностью усиливаются и умножаются лютые болезни, и некому исцелить их.
Всякий муж, поставленный Богом на священную степень, должен испытать себя на предмет того, какой из этих трех талантов более соответствует его душевному складу и опыту. Не может быть, чтобы ничто из упомянутого не относилось хоть как-то к каждому из пастырей. Но и соединение всех трех дарований в одном лице решительно невозможно!
(Проповедник, организатор, уединенный молитвенник. Усмиритель людского моря, сын битвы и сын молитвенной тишины). Что-то одно из трех *** Если человек командует другими, распоряжается, управляет, пусть смотрит на образ Василия Великого. Он должен не только управлять, превращая все пять пальцев правой руки в указательные, но должен также запасаться всякими знаниями, как это делал Василий. Должен любить пост и книги, в уединении должен черпать силы для борьбы за Истину среди многолюдства.
Если человек проповедует вовремя и не вовремя, как и заповедал Павел апостол, пусть убежит от празднословных трапез и заискивания перед богатыми, по образу Златоуста. Пусть к чтению и проповеди присоединит горячее служение литургии и обильную милостыню, по примеру великого отца, и пусть пожертвует всем для того, чтобы его уста стали устами Слова.
Если же любит уединение человек, любит долгие молитвы и с неохотой отрывает ум от небес ради дел земных, пусть глянет на Григория. Тот, как ни страдал, но оставлял пустыню и занимал кафедру, если Церковь того требовала. Тот пренебрегал своим ради общего и шел трубить в серебряные трубы проповеди, чтобы пали толстые стены Иерихона. Что-нибудь одно, пусть в самом скромном количестве, должно быть у каждого мужа, носящего льняной ефод. В обновлении памяти относительно этой истины, быть может, и заключается главный смысл совместного почитания Церковью Василия, Григория и Иоанна.
Протоиерей Андрей Ткачев 11 февраля 2012 г. [Link]
Посреди многоэтажного жилого микрорайона за дачу бы никто и не принял.. Рядом огромный выставочно-деловой центр, новая спортивная ледовая арена "Кристалл" и т.п. Благодарю, Вера!
О, Вера, ты права! Думала, что ранее выкладывала... Но если на метку нажать, то всего одна фоточка у меня здесь - где видно издалека.. Солнышко, не успела сегодня на всё ответить - День рождения у Дани, братика младшего моего крестника Артемия! ДВА года человеку стукнуло - еду в гости с боольшим тортом!!
Поздравляю от души, Лиза! Здоровья Данилке и счастливого детства! Приятного вечернего времяпровождения! Так тортика хочется... Засними и фото выстави у себя, чтобы угоститься виртуально хотя бы...
Благодарю, дорогая моя! Фото заснять не успела... Но покажу тебе фото на витрине - где Тёма, ещё летом, выбирает его братику Даньке на Д.Р. Он вчера и маме своей уже выбрал - "Красный бархат" называется! А ещё, Вера, я наконец-то поправила "метки" и теперь можно увидеть то фото, которое издали, моего храма... [Link] И нашла (урраа!!) тот снимок, где я в кадре есть! [Link]
Лиза, спасибо! По твоим ссылка посмотрела, всё рассмотрела, всё поняла, отзывы свои оставила... Наконец-то разобралась А тортик "Красный бархат" мне знаком... У нас тоже продают, но я пока не успела попробовать... Последний раз покупала "Чёрный бархат", который с чёрносмородиновым джемом... То "Бедный еврей" покупали, то "Юппи"... Но почему-то возвращаюсь к своему любимому "Киевскому"... Вот уже третье десятилетие неизменно заказываю и не надоедает его вкус... И снова запланировала сделать заказ на свой любимый торт к 9 Мая...
А я тоже его пока не пробовала! Вообще, торты не очень часто ем - только в гостях и смотря какие! Торты я в этой кулинарии часто покупаю в подарок. Любимый у меня даже есть и давно - "Кремлёвский" называется! Там курага и чернослив и мак... А где много крема и жирностей всяких - есть не могу! А вот Киевский у них не видела... Нужно будет спросить!
Вера, извиняюсь заранее... На сайте поменяли способ доставки уведомлений в почту - ты уже заметила наверняка! Так вот - мне стало ещё сложнее и дольше выиискивать - где комменты, где лайки.. И почему-то пропускаю которые мне! :sad
А мне очень долго и сложно! До рези в глазах сижу в почте, ищу, отвечаю... И уже выкладыывать ничего не хочется! А то, что иногда загружаю - смотрю потом и не нравится, потому что из последних сил обрабатывала...
Понимаю тебя... У меня часто складывается такая же ситуация, т.к. тщательно просматриваю почту, как и ты... Поэтому лучше сначала отредактировать свои фото и выставить, а затем разбираться с почтой... Стараюсь сейчас так и делать...
И тоже так думала, но за время отсутствия - соскучилась тем не менее... Хотя за эту неделю снова уже начала расстраиваться - все долги по лайкам так и висят, а фоточку только одну и загрузила всего!
Помнишь... Часто думаю, а как другие выходят из этой ситуации... У многих на порядок и отзывов поболее, и лайков, и всем ответить надо, и свои новые фото загружают по 4-8 штук за день...
Мне это вообще крайне непостижимо!! я два дня по две фоточки загрузила - так потом сутки разгребаю уже, и ещё не всё! Так это в условиях, что на самоизоляции 3 дня дома сидела... Ну, насчёт комментов - понятно как раз, но вот сайт быстрее у них вряд ли работает, а на 100 лайков нужно столько же нажать кнопку в ответ!
Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
Василий, Григорий и Иоанн столь часто поминаются вместе, что отдельно мыслятся уже с трудом. Вместе с тем они, как Петр и Павел, во многих аспектах являются яркими противоположностями. Выяснение этих противоположностей не разрушает, но, наоборот, подчеркивает то единство, которое им подарено в Духе Святом и которое так органично вошло в сознание Церкви.
Главное место в этом маленьком соборе святителей можно все же отдать Василию. Все, что есть у Григория и Иоанна, есть и у него. Они борцы с ересями – и он; они яркие проповедники Слова – и он. Мужественный дух, любовь к пустыне, скромный быт, глубокое постижение догматов – все это и многое другое у трех отцов общее. Все трое вышли из святых семейств. Их матери, отцы, братья составляют целые созвездия удивительных в святости личностей. Но Василия отличает высочайшая степень самодисциплины. Василий – организатор, чего не скажешь о Григории и Иоанне или скажешь с натяжкой. Всюду, куда приходил Василий, он оставлял после себя строгую иерархию и порядок. Сам он, без сомнения, был харизматичным человеком, но полагался в церковной практике на далеко не одну лишь силу личного влияния и духовные дары. Дисциплину и устав, закон и организацию – порядок, одним словом, вносил Василий Великий всюду. А ведь дела в Церкви тогда были подобны ночному бою, где всякий разил своих и чужих, ничего не видя и не понимая.
Ум и познания Василия позволяли ему стать ученым, воля и строгость могли сделать из него настоящего монаха, подобного Антонию. Но он пожертвовал всеми талантами ради борьбы за Церковь. Глубоко спрятал он душевную мягкость, чтобы стать несокрушимым, и лишь втайне, подобно другу – Григорию, мог тосковать о жизни безмятежной, о пустыне и уединении. Мало кому понятно, что значит, любя Писание и безмолвие, пожертвовать собою и броситься в гущу борьбы за Церковь и ее догматы, не имея покоя, рискуя жизнью, сгорая ежедневно.
Совсем другой был Иоанн, и уж еще более отличным от первых двух предстает Григорий. Иоанн – народный любимец и вождь, но он – вне системы. Епископы его не любят, причем не только еретические епископы. Двор вне себя от его поучений и обличений. После себя Златоуст оставляет имя, слово и память, но не организацию, не боевое построение. Его друзья и ближайшее окружение после изгнания Иоанна попадают в немилость и становятся жертвами. И это не упрек, а подчеркивание несхожести, ибо во Христе каждый воин воюет как умеет.
А Григорий – это созерцатель. Он, конечно, живет среди людей и назидает паству, поскольку носит высший сан. Но он тяготится саном, тяготится тем, чего так жадно ищут недостойные сана. Епископский омофор становится причиной обиды Григория на Василия. Последний все, не исключая и дружбы, подчиняет интересам Церкви и, по сути, принуждает друга стать архипастырем в тяжелый для Церкви момент. Как проповедник Григорий не столько увещевает и говорит, сколько поет. Именно на сладкий голос его вещаний, называемых Церковью «пастырской свирелью», люди, зараженные заблуждениями, стекаются в ограду Церкви и принимают Православие.
У Василия нет свободного времени. Григорий на досуге пишет стихи. Иоанн толкует послания Павла, и сам апостол языков является ему, чтобы разъяснять сложные места своих посланий. Трудно найти трех людей, более психологически несхожих между собою.
***Тот конфликт, который свел память трех святителей воедино, очень даже понятен. Люди способны все самое святое превратить в предмет пререканий и ссор. Коринфяне ссорились, говоря: «Я Павлов, а я Аполлосов» (см.: 1 Кор. 3: 4). Тогдашние христиане затеяли спор, кто из трех больший и славнейший. Вся сложность в том, что при взгляде на каждого в отдельности каждому, без сомнения, можно присуждать первенство. Рассмотри жизнь Василия (а каждый из нас обязан это сделать), вникни в нее, и ты воскликнешь: «Велик Василий! Кто подобен ему во святых?!» Но начни следом рассматривать образ Иоанна, и вскоре с изумлением произнесешь: «Нет такого, как Иоанн!» Если же вчитаешься в слова Григория и в тишине рассмотришь смиренные черты этого обладателя небесного ума, то забудешь всех, кого хвалил перед этим, говоря: «Моли Бога о мне, чудный Григорие!» Большего среди них нет. Нет именно потому, что они разные. В красоте и точности слов нет равного второму Богослову. А в ревности о славе Божией со Златоустом встанет рядом, быть может, только Илия Фесвитянин. Василий же не просто борец, и аскет, и мудрец, и начальник монахов. Он еще и военачальник, умеющий собрать многих разрозненных борцов и превратить их в войско. Все трое велики, и велики по-разному.
***У Церкви во все эпохи должны быть и организаторы, и пламенные ораторы, и тихие созерцатели. Горе Церкви и народу Божиему, если кого-то из этих трех нет у нее в одну из эпох. Трижды горе Церкви, если никого нет! Тогда за привычной и благообразной наружностью усиливаются и умножаются лютые болезни, и некому исцелить их.
Всякий муж, поставленный Богом на священную степень, должен испытать себя на предмет того, какой из этих трех талантов более соответствует его душевному складу и опыту. Не может быть, чтобы ничто из упомянутого не относилось хоть как-то к каждому из пастырей. Но и соединение всех трех дарований в одном лице решительно невозможно!
(Проповедник, организатор, уединенный молитвенник.
Усмиритель людского моря, сын битвы и сын молитвенной тишины).
Что-то одно из трех ***
Если человек командует другими, распоряжается, управляет, пусть смотрит на образ Василия Великого. Он должен не только управлять, превращая все пять пальцев правой руки в указательные, но должен также запасаться всякими знаниями, как это делал Василий. Должен любить пост и книги, в уединении должен черпать силы для борьбы за Истину среди многолюдства.
Если человек проповедует вовремя и не вовремя, как и заповедал Павел апостол, пусть убежит от празднословных трапез и заискивания перед богатыми, по образу Златоуста. Пусть к чтению и проповеди присоединит горячее служение литургии и обильную милостыню, по примеру великого отца, и пусть пожертвует всем для того, чтобы его уста стали устами Слова.
Если же любит уединение человек, любит долгие молитвы и с неохотой отрывает ум от небес ради дел земных, пусть глянет на Григория. Тот, как ни страдал, но оставлял пустыню и занимал кафедру, если Церковь того требовала. Тот пренебрегал своим ради общего и шел трубить в серебряные трубы проповеди, чтобы пали толстые стены Иерихона.
Что-нибудь одно, пусть в самом скромном количестве, должно быть у каждого мужа, носящего льняной ефод. В обновлении памяти относительно этой истины, быть может, и заключается главный смысл совместного почитания Церковью Василия, Григория и Иоанна.
Протоиерей Андрей Ткачев
11 февраля 2012 г.
[Link]
Признательна за отзыв!
Спасибо тебе!
Рядом огромный выставочно-деловой центр, новая спортивная ледовая арена "Кристалл" и т.п.
Благодарю, Вера!
Солнышко, не успела сегодня на всё ответить - День рождения у Дани, братика младшего моего крестника Артемия! ДВА года человеку стукнуло - еду в гости с боольшим тортом!!
Приятного вечернего времяпровождения!
Так тортика хочется... Засними и фото выстави у себя, чтобы угоститься виртуально хотя бы...
Фото заснять не успела... Но покажу тебе фото на витрине - где Тёма, ещё летом, выбирает его братику Даньке на Д.Р. Он вчера и маме своей уже выбрал - "Красный бархат" называется!
А ещё, Вера, я наконец-то поправила "метки" и теперь можно увидеть то фото, которое издали, моего храма...
[Link]
И нашла (урраа!!) тот снимок, где я в кадре есть!
[Link]
А тортик "Красный бархат" мне знаком... У нас тоже продают, но я пока не успела попробовать... Последний раз покупала "Чёрный бархат", который с чёрносмородиновым джемом... То "Бедный еврей" покупали, то "Юппи"... Но почему-то возвращаюсь к своему любимому "Киевскому"... Вот уже третье десятилетие неизменно заказываю и не надоедает его вкус... И снова запланировала сделать заказ на свой любимый торт к 9 Мая...
А вот Киевский у них не видела... Нужно будет спросить!
Вера, извиняюсь заранее... На сайте поменяли способ доставки уведомлений в почту - ты уже заметила наверняка! Так вот - мне стало ещё сложнее и дольше выиискивать - где комменты, где лайки.. И почему-то пропускаю которые мне! :sad
я два дня по две фоточки загрузила - так потом сутки разгребаю уже, и ещё не всё! Так это в условиях, что на самоизоляции 3 дня дома сидела...
Ну, насчёт комментов - понятно как раз, но вот сайт быстрее у них вряд ли работает, а на 100 лайков нужно столько же нажать кнопку в ответ!