Четверг Светлой седмицы. День памяти  Великомученика Георгия Победоносца

Четверг Светлой седмицы. День памяти Великомученика Георгия Победоносца

ПРИТЧА ДНЯ: – Батюшка, кому ставить свечку, если я родилась в год змеи? – Великомученику Георгию Победоносцу!) ************************************************************************** УКРОТИТЕЛЬ ЗЛА: Се­го­дня в пра­во­слав­ном ка­лен­да­ре – день па­мя­ти ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия. Этот рим­ский во­ин-хри­сти­а­нин сим­во­ли­зи­ру­ет по­бе­ду над злом, во­пло­щён­ным в об­ра­зе от­вра­ти­тель­но­го дра­ко­на. Он прон­за­ет его вы­со­ко за­не­сен­ным ко­пьем – по­то­му и зо­вёт­ся По­бе­до­нос­цем. Со­глас­но пре­да­нию, Ге­ор­гий был пол­ко­вод­цем им­пе­ра­то­ра Дио­кле­ти­а­на и му­че­ни­че­ски окон­чил жизнь в 303 г., от­ка­зав­шись от­речь­ся от ве­ры во Хри­ста. Со­че­та­ние хри­сти­ан­ской свя­то­сти и во­ен­ной доб­ле­сти (вклю­чая за­щи­ту да­мы, об­ре­чен­ной на съе­де­ние змею) де­ла­ет Ге­ор­гия об­раз­цом ры­ца­ря. Кре­сто­нос­цам он яв­лял­ся при оса­де Иеру­са­ли­ма (в 1099 г.) в бе­лом пла­ще с крас­ным кре­стом, а ко­роль Ричард Льви­ное Серд­це счи­тал его сво­им осо­бым по­кро­ви­те­лем. На Ру­си по­чи­та­ние Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца на­чи­на­ет­ся с при­ня­тия хри­сти­ан­ства. В 988 г. ве­ли­кий князь Яро­слав по­лу­чил при кре­ще­нии имя Ге­ор­гий, а в 1030 г. за­ло­жил неда­ле­ко от Нов­го­ро­да зна­ме­ни­тый Ге­ор­ги­ев­ский (Юрьев) мо­на­стырь, – ве­ро­ят­но, древ­ней­шую рус­скую мо­на­ше­скую оби­тель, воз­рож­да­е­мую в на­сто­я­щее вре­мя. Про­стой на­род по­чти­тель­но ве­ли­ча­ет свя­то­го Ге­ор­гия Его­ри­ем Храб­рым и де­ла­ет его ге­ро­ем мно­го­чис­лен­ных на­ив­ных ле­генд; а в од­ном «ду­хов­ном сти­хе» он вы­сту­па­ет да­же «устро­и­те­лем зем­ли Рус­ской». Осо­бое зна­че­ние в на­шей ис­то­рии име­ет во­ин­ская функ­ция свя­то­го Ге­ор­гия. Со вре­мен Яро­сла­ва его изо­бра­жа­ют на пе­ча­тях и мо­не­тах, а при Дмит­рии Дон­ском (1359–89) он ста­но­вит­ся по­кро­ви­те­лем Моск­вы, – от­сю­да по­яв­ле­ние св. Ге­ор­гия на рус­ском го­судар­ствен­ном гер­бе. При ца­ре Фе­до­ре Иоан­но­ви­че (1584–98) мо­не­ту с изо­бра­же­ни­ем Ге­ор­гия да­ва­ли во­и­нам за храб­рость для но­ше­ния на шап­ке, а при им­пе­ра­три­це Ека­те­рине II учре­жда­ет­ся Ор­ден Свя­то­го Ге­ор­гия (1769). Зна­ко­мый нам Ге­ор­ги­ев­ский крест су­ще­ству­ет с 1913 го­да. Осо­бую роль он иг­рал как сол­дат­ская на­гра­да, при­чем вру­чал­ся он толь­ко за по­двиг, по­это­му для офи­це­ра бы­ло че­стью по­лу­чить сол­дат­ско­го «Ге­ор­гия». Вспом­ним стро­ки по­эта-ры­ца­ря Ни­ко­лая Гу­миле­ва, так­же му­че­ни­че­ски за­кон­чив­ше­го свою жизнь: «Знал он му­ки го­ло­да и жаж­ды, Сон тре­вож­ный, бес­ко­неч­ный путь, Но Свя­той Ге­ор­гий тро­нул два­жды Пу­лею нетро­ну­тую грудь». Зна­ме­на­тель­но, что имя это­го «па­тро­на во­ен­ных» пе­ре­во­дит­ся как «Зем­ле­де­лец»! Это зна­чит, что вой­на, да­же спра­вед­ли­вая, – со­сто­я­ние вы­нуж­ден­ное и ненор­маль­ное, в ко­то­рое нас ввер­га­ют всё ещё мно­го­чис­лен­ные по­сле­до­ва­те­ли Ка­и­на. Это хо­ро­шо по­ни­мал ав­тор уни­каль­ной фрес­ки в Ге­ор­ги­ев­ской Церк­ви Ста­рой Ла­до­ги: он от­ка­зал­ся от при­выч­но­го изо­бра­же­ния свя­то­го Ге­ор­гия убий­цей, пусть да­же змея! Спа­сён­ная им ца­ри­ца Алек­сандра ве­дёт крот­ко­го дра­ко­на, слов­но ко­тён­ка, на бе­лом по­яс­ке. Бог на­шел со­тво­рен­ный Им мир «весь­ма хо­ро­шим», и с воз­ни­ка­ю­щим в нём злом мож­но бо­роть­ся по-раз­но­му: ли­бо по вет­хой за­по­ве­ди «око за око», ли­бо, под­ра­жая еван­гель­ско­му Хри­сту, Ко­то­рый бо­рол­ся и по­бе­дил ми­ро­вое Зло (ку­да страш­нее дра­ко­на!) со­всем иным спо­со­бом. «Ла­дож­ские» Ге­ор­гий и Алек­сандра так и сде­ла­ли. У каж­до­го из нас – свои дан­ные Бо­гом та­лан­ты; но все мы при­зва­ны быть «зем­ле­дель­ца­ми» – то есть воз­де­лы­ва­те­ля­ми на­шей ма­лень­кой и хруп­кой пла­не­ты по име­ни Зем­ля. И от на­ших ума, во­ли и со­ве­сти за­ви­сит, чтобы «дра­ко­нов» на ней ста­но­ви­лось всё мень­ше и мень­ше. ( Юрий Ру­бан, канд. ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия)

Дата публикации: 6 мая 2021
Просмотров: 1036

 
+77
Фото нравится: +77

 

 

 

Комментарии (22)
ЭЛИС:) # 6 мая 2021 в 10:43
(Георгий Победоносец - фреска в пещерной церкви древних христиан. Каппадокия. Гёреме)[Link]

ПОРАЗИВШИЙ ЗМИЯ:
6 мая Цер­ковь празд­ну­ет па­мять од­но­го из са­мых по­чи­та­е­мых хри­сти­ан­ских свя­тых — ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца. С его име­нем свя­за­но мно­го раз­лич­ных, по­рой не очень со­гла­су­е­мых друг с дру­гом ле­генд. Ис­то­ри­че­ские мо­ти­вы, цер­ков­ное пре­да­ние и на­род­ные ска­за­ния на­шли от­ра­же­ние в ико­но­гра­фии свя­то­го.
ЕГОРИЙ ХРАБРЫЙ:
К до­мон­голь­ско­му пе­ри­о­ду от­но­сит­ся и фрес­ка Ге­ор­ги­ев­ско­го со­бо­ра в Ста­рой Ла­до­ге (око­ло 1164 го­да), на ко­то­рой пред­став­лен Ге­ор­гий на коне. Но всад­ник не по­ра­жа­ет змия, как это бы­ва­ет обыч­но, он лишь по­пи­ра­ет его, при этом ца­рев­на ве­дет змия на по­яс­ке, как на по­вод­ке. Та­кая необыч­ная ин­тер­пре­та­ция от­сы­ла­ет нас к рус­ско­му ду­хов­но­му сти­ху о Его­рии Храб­ром, в ко­то­ром осво­бож­ден­ная ца­рев­на по­мо­га­ет свя­то­му Ге­ор­гию укро­щать змия, по­вя­зав его шею сво­им шел­ко­вым по­яс­ком. В дан­ном слу­чае мы ви­дим, что змий — как сим­вол зла — не по­вер­жен, а при­ру­чен, зло ис­ко­ре­ня­ет­ся пу­тем пре­об­ра­же­ния, а не умерщ­вле­ния тва­ри. Не слу­чай­но в на­род­ных ле­ген­дах Его­рию Храб­ро­му при­пи­сы­ва­лось «утвер­жде­ние на Ру­си ве­ры пра­во­слав­ной и ис­ко­ре­не­ние ба­сур­ман­ской».

ГЕРБ, ОРДЕН И ПРОСТАЯ КОПЕЙКА:
На­чи­ная с XV ве­ка ико­но­гра­фия «Чу­до Ге­ор­гия о змии» услож­ня­ет­ся, обо­га­ща­ясь все но­вы­ми де­та­ля­ми. По­яв­ля­ет­ся об­раз Хри­ста в небес­ном сег­мен­те или изо­бра­же­ние Его бла­го­слов­ля­ю­щей дес­ни­цы, фигур­ка па­ря­ще­го ан­ге­ла или двух ан­ге­лов, воз­ла­га­ю­щих ве­нец на гла­ву Ге­ор­гия. На неко­то­рых ико­нах изо­бра­жа­ет­ся кон­ное во­ин­ство, вы­ез­жа­ю­щее из го­род­ских во­рот на­встре­чу Ге­ор­гию.

На про­тя­же­нии мно­гих ве­ков ико­но­пис­цы, скуль­пто­ры и ху­дож­ни­ки изо­бра­жа­ют свя­то­го Ге­ор­гия. Его об­раз укра­ша­ет герб Моск­вы со вре­мен Ива­на III.
В XVI ве­ке свя­той Ге­ор­гий по­явил­ся на рус­ских мо­не­тах. Да­же на­зва­ние «ко­пей­ка» свя­за­но с об­ра­зом ве­ли­ко­му­че­ни­ка, ведь во­ин с ко­пьем на Ру­си звал­ся ко­пей­щи­ком. Ор­ден Свя­то­го Ге­ор­гия был выс­шей на­гра­дой для сол­дат и ун­тер-офи­це­ров в до­ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии. Об­раз юно­го во­и­на, от­дав­ше­го жизнь за Хри­ста и го­то­во­го сра­зить­ся со страш­ным зми­ем, до сих пор вдох­нов­ля­ет ико­но­пис­цев. Яр­кий при­мер — об­раз свя­то­го Ге­ор­гия совре­мен­но­го ико­но­пис­ца Дмит­рия Хар­тун­га, в ко­то­ром со­еди­ни­лись чер­ты ка­но­ни­че­ской ико­ны и от­го­лос­ки ан­тич­но­сти.

Текст: Ири­на Язы­ко­ва
По ма­те­ри­а­лам: [Link]

ПОЧЕМУ св. Георгия Победоносца часто изображают в виде всадника-змееборца?
Среди многих изображений святого великомученика Георгия Победоносца, от древнейших до современных, образ змееборца на коне занимает особое место. Он действительно встречается очень часто. По сути, это житийное клеймо с изображением «Чуда о змие». Причем житие описывает много чудес святого Георгия, например, «Чудо об избавлении отрока из плена», но именно победа над змием получила широкое распространение в православной иконографии.

Такая популярность в значительной степени связана с символикой образа всадника. В изобразительном искусстве со времен античности воин на коне — это триумфатор, победитель.

В христианской традиции эта символика обрела высокий смысл: всадник-змееборец сражается и одерживает победу в духовном бою, духовной брани. Именно о триумфе веры рассказывает нам икона.
Однако не будем забывать, что изначально Победоносцем святой Георгий стал, приняв страшные мучения за веру во Христа. Мученическая смерть отражена в житийных образах святого, чаще всего — в клеймах. Великомученика пишут и пешим, в рост или по пояс. Как гласит русский иконописный подлинник, святой «кудряв, млад во бронях»: в доспехах, с копьем, мечом и щитом. Мученичество Георгия Победоносца подчеркнуто на иконах, где он изображен с крестом в руке и направленным вниз острием меча. Кстати, изображение святого с крестом возле престола Богоматери — самое древнее из дошедших до нас (VI век, монастырь св. Екатерины на горе Синай).

(Дмитрий Трофимов)
[Link]
Татьяна Селена # 6 мая 2021 в 10:54
Вид замечательный, очень красиво!
ЭЛИС:) # 11 мая 2021 в 09:43
Спасибо, Танечка!
Андрей Ломакин # 6 мая 2021 в 14:00
Прекрасно... С Праздником!!!
ЭЛИС:) # 11 мая 2021 в 09:46
Благодарю, Андрей!
Сергей Лошаков # 6 мая 2021 в 16:26
Чудесное место и фото! smile С праздником, Елизавета!
ЭЛИС:) # 11 мая 2021 в 09:46
Признательна, друг мой, Серёжа! angel
Сергей Лошаков # 11 мая 2021 в 17:02
smile
Сергей Лошаков # 28 сентября 2022 в 09:15
Отлично выбран ракурс, Лиза! Душевное место, благоговейное для нас!
ЭЛИС:) # 29 сентября 2022 в 08:34
smile Ракурсом наш катер управлял... Мне оставалось только покрепче держать руками фотик и ногами - палубу! crazy
Места прекрасны несказанно, согласна, Серёжечка!
Сергей Лошаков # 29 сентября 2022 в 09:13
fotos02 smile v
Вера Мраморова # 6 мая 2021 в 20:37
Вид красивый, истинно крымский! v fotos02 Интересно и дата достойнейшая почитания!! smile
ЭЛИС:) # 11 мая 2021 в 09:48
Да, Вера! Помню - и у тебя было много замечательных снимков к этому дню!
Вера Мраморова # 14 мая 2021 в 11:44
Лиза, спасибо, дорогая, за память и добрые слова!! angel smile
Пётр Виноградов # 7 мая 2021 в 13:44


ЭЛИС:) # 11 мая 2021 в 10:17
И Вам, Пётр, мира и счастья, и доброго здоровья!!
M. Фархетдинов # 7 мая 2021 в 17:43
Прекрасный вид!
ЭЛИС:) # 11 мая 2021 в 10:27
Миша, благодарю!
VITALII VASYLEVSKYI # 8 мая 2021 в 06:53
Замечательное место!
ЭЛИС:) # 11 мая 2021 в 10:28
Покоряет с первой встречи!
Спасибо, Виталий!
Мила # 12 мая 2021 в 14:02
foto01 Хорошая работа! fotos04
ЭЛИС:) # 14 мая 2021 в 09:17
Мила, Благодарю!
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Фотограф Пятигорск
 ()
Фотограф Москва
 ()
Сам не... Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Истра
 ()
Фотолюбитель
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Калининград
 ()
Комп.обработка Армавир
 ()
Репортажный... Москва
 ()
Фотограф Ивдель
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург