|
Четверг Светлой седмицы. День памяти Великомученика Георгия ПобедоносцаПРИТЧА ДНЯ: – Батюшка, кому ставить свечку, если я родилась в год змеи? – Великомученику Георгию Победоносцу!) ************************************************************************** УКРОТИТЕЛЬ ЗЛА: Сегодня в православном календаре – день памяти великомученика Георгия. Этот римский воин-христианин символизирует победу над злом, воплощённым в образе отвратительного дракона. Он пронзает его высоко занесенным копьем – потому и зовётся Победоносцем. Согласно преданию, Георгий был полководцем императора Диоклетиана и мученически окончил жизнь в 303 г., отказавшись отречься от веры во Христа. Сочетание христианской святости и военной доблести (включая защиту дамы, обреченной на съедение змею) делает Георгия образцом рыцаря. Крестоносцам он являлся при осаде Иерусалима (в 1099 г.) в белом плаще с красным крестом, а король Ричард Львиное Сердце считал его своим особым покровителем. На Руси почитание Георгия Победоносца начинается с принятия христианства. В 988 г. великий князь Ярослав получил при крещении имя Георгий, а в 1030 г. заложил недалеко от Новгорода знаменитый Георгиевский (Юрьев) монастырь, – вероятно, древнейшую русскую монашескую обитель, возрождаемую в настоящее время. Простой народ почтительно величает святого Георгия Егорием Храбрым и делает его героем многочисленных наивных легенд; а в одном «духовном стихе» он выступает даже «устроителем земли Русской». Особое значение в нашей истории имеет воинская функция святого Георгия. Со времен Ярослава его изображают на печатях и монетах, а при Дмитрии Донском (1359–89) он становится покровителем Москвы, – отсюда появление св. Георгия на русском государственном гербе. При царе Федоре Иоанновиче (1584–98) монету с изображением Георгия давали воинам за храбрость для ношения на шапке, а при императрице Екатерине II учреждается Орден Святого Георгия (1769). Знакомый нам Георгиевский крест существует с 1913 года. Особую роль он играл как солдатская награда, причем вручался он только за подвиг, поэтому для офицера было честью получить солдатского «Георгия». Вспомним строки поэта-рыцаря Николая Гумилева, также мученически закончившего свою жизнь: «Знал он муки голода и жажды, Сон тревожный, бесконечный путь, Но Святой Георгий тронул дважды Пулею нетронутую грудь». Знаменательно, что имя этого «патрона военных» переводится как «Земледелец»! Это значит, что война, даже справедливая, – состояние вынужденное и ненормальное, в которое нас ввергают всё ещё многочисленные последователи Каина. Это хорошо понимал автор уникальной фрески в Георгиевской Церкви Старой Ладоги: он отказался от привычного изображения святого Георгия убийцей, пусть даже змея! Спасённая им царица Александра ведёт кроткого дракона, словно котёнка, на белом пояске. Бог нашел сотворенный Им мир «весьма хорошим», и с возникающим в нём злом можно бороться по-разному: либо по ветхой заповеди «око за око», либо, подражая евангельскому Христу, Который боролся и победил мировое Зло (куда страшнее дракона!) совсем иным способом. «Ладожские» Георгий и Александра так и сделали. У каждого из нас – свои данные Богом таланты; но все мы призваны быть «земледельцами» – то есть возделывателями нашей маленькой и хрупкой планеты по имени Земля. И от наших ума, воли и совести зависит, чтобы «драконов» на ней становилось всё меньше и меньше. ( Юрий Рубан, канд. ист. наук, канд. богословия) |
Дата публикации: 6 мая 2021 |
Фото нравится: +77 |
ПОРАЗИВШИЙ ЗМИЯ:
6 мая Церковь празднует память одного из самых почитаемых христианских святых — великомученика Георгия Победоносца. С его именем связано много различных, порой не очень согласуемых друг с другом легенд. Исторические мотивы, церковное предание и народные сказания нашли отражение в иконографии святого.
ЕГОРИЙ ХРАБРЫЙ:
К домонгольскому периоду относится и фреска Георгиевского собора в Старой Ладоге (около 1164 года), на которой представлен Георгий на коне. Но всадник не поражает змия, как это бывает обычно, он лишь попирает его, при этом царевна ведет змия на пояске, как на поводке. Такая необычная интерпретация отсылает нас к русскому духовному стиху о Егории Храбром, в котором освобожденная царевна помогает святому Георгию укрощать змия, повязав его шею своим шелковым пояском. В данном случае мы видим, что змий — как символ зла — не повержен, а приручен, зло искореняется путем преображения, а не умерщвления твари. Не случайно в народных легендах Егорию Храброму приписывалось «утверждение на Руси веры православной и искоренение басурманской».
ГЕРБ, ОРДЕН И ПРОСТАЯ КОПЕЙКА:
Начиная с XV века иконография «Чудо Георгия о змии» усложняется, обогащаясь все новыми деталями. Появляется образ Христа в небесном сегменте или изображение Его благословляющей десницы, фигурка парящего ангела или двух ангелов, возлагающих венец на главу Георгия. На некоторых иконах изображается конное воинство, выезжающее из городских ворот навстречу Георгию.
На протяжении многих веков иконописцы, скульпторы и художники изображают святого Георгия. Его образ украшает герб Москвы со времен Ивана III.
В XVI веке святой Георгий появился на русских монетах. Даже название «копейка» связано с образом великомученика, ведь воин с копьем на Руси звался копейщиком. Орден Святого Георгия был высшей наградой для солдат и унтер-офицеров в дореволюционной России. Образ юного воина, отдавшего жизнь за Христа и готового сразиться со страшным змием, до сих пор вдохновляет иконописцев. Яркий пример — образ святого Георгия современного иконописца Дмитрия Хартунга, в котором соединились черты канонической иконы и отголоски античности.
Текст: Ирина Языкова
По материалам: [Link]
ПОЧЕМУ св. Георгия Победоносца часто изображают в виде всадника-змееборца?
Среди многих изображений святого великомученика Георгия Победоносца, от древнейших до современных, образ змееборца на коне занимает особое место. Он действительно встречается очень часто. По сути, это житийное клеймо с изображением «Чуда о змие». Причем житие описывает много чудес святого Георгия, например, «Чудо об избавлении отрока из плена», но именно победа над змием получила широкое распространение в православной иконографии.
Такая популярность в значительной степени связана с символикой образа всадника. В изобразительном искусстве со времен античности воин на коне — это триумфатор, победитель.
В христианской традиции эта символика обрела высокий смысл: всадник-змееборец сражается и одерживает победу в духовном бою, духовной брани. Именно о триумфе веры рассказывает нам икона.
Однако не будем забывать, что изначально Победоносцем святой Георгий стал, приняв страшные мучения за веру во Христа. Мученическая смерть отражена в житийных образах святого, чаще всего — в клеймах. Великомученика пишут и пешим, в рост или по пояс. Как гласит русский иконописный подлинник, святой «кудряв, млад во бронях»: в доспехах, с копьем, мечом и щитом. Мученичество Георгия Победоносца подчеркнуто на иконах, где он изображен с крестом в руке и направленным вниз острием меча. Кстати, изображение святого с крестом возле престола Богоматери — самое древнее из дошедших до нас (VI век, монастырь св. Екатерины на горе Синай).
(Дмитрий Трофимов)
[Link]
Места прекрасны несказанно, согласна, Серёжечка!
Спасибо, Виталий!