Мой город

Мой город

Мост Ломоносова (Чернышов мост, по другим данным - Чернышёв), находится в Центральном районе Санкт-Петербурга. Мост перекинут через реку Фонтанку в том месте, где её пересекает улица Ломоносова. За период 1784-1787 годов через реку Фонтанку было перекинуто семь однотипных мостов: Чернышов (Ломоносова), Симеоновский, Аничков, Семёновский, Обуховский, Измайловский и Старо-Калинкин. В первоначальном виде до нашего времени дошли только два: Чернышов (Ломоносова) и Старо-Калинкин. Все остальные сохранились в сильно изменённом виде. Сперва будущий мост Ломоносова был деревянным, и назывался Екатерининским мостом в честь императрицы Екатерины II. Но такое название продержалось совсем немного, и уже к моменту капитальной перестройки в 1785 году он назывался - Чернышов, так же, как и подходящий к нему переулок, название которому давала находившаяся здесь загородная усадьба генерала аншефа Г.П. Чернышова (в то время Фонтанка была границей города Санкт-Петербурга). Площадь на другой стороне Фонтанки (ныне площадь Ломоносова) с момента своего создания Карлом Росси так же носила название Чернышовой. Действительный статский советник, генерал аншеф, граф Чернышов, был дипломатом во многих европейских столицах, таких как Берлин, Париж, Лондон, Копенгаген и др. Он участвовал в Азовском походе, сражениях при Нарве и Полтаве. Постоянно служа России, и много времени проживая за границей, граф редко появлялся в Санкт-Петербурге, но имел рядом с Фонтанкой большое и богатое имение, земли которого распространялись на те места, где располагался переулок, мост, и будущая площадь Ломоносова. Автором проекта каменных мостов через Фонтанку по большинству источников является французский инженер Ж-Р. Перроне. Мост имеет каменные опоры, каменные береговые арочные пролётные строения. В центрально части - четыре башни на гранитных быках, в которых находится разводной механизм. Первоначально средний, разводной пролёт, оставался деревянным. Практически, каменный мост не менял своего внешнего вида с тех пор, как был построен. Ширина Чернышова моста - 14,66 метров, длина - 57,12 метров. Особенность моста заключается в том, что он располагается под углом к набережной реки Фонтанки. Фасадные стороны моста, обращённые к воде, при этом получились неодинаковой ширины. Башни моста так же имеют не квадратную форму, хотя если идти по мосту, или смотреть на него со стороны, это трудно заметить. Боковые пролёты моста остаются одинаковыми по величине, они перекрыты коробовыми каменными сводами. Средний пролёт перекрыт металлическими балками. Перильное ограждение моста точно такое же, как и ограждение всей остальной набережной реки Фонтанки. Оно представляет собой металлические секции, установленные между гранитными тумбами. Как и все мосты через Фонтанку, Чернышов мост не избежал попыток переустройства. В 1826 году было предложено перестроить центральный пролёт моста, перекрыть пролёт чугунными сборными ящиками-клиньями. Для этого нужно было разобрать деревянный разводной пролёт, демонтировать башни и расширить проезжую часть, вынеся тротуары за пределы моста, при помощи специальных кронштейнов. 20 июля 1826 года проект был утверждён. По счастью, неизвестные причины не дали его осуществить. В дальнейшем, чтобы расширить проезжую часть, мост пытались перестроить несколько раз. Сперва вопрос о перестройке моста поднимался в 1894 и 1896 годах. Потом, в 1902 году Городская Дума поручила инженеру Г.Г. Кривошеину разработать новый проект, мотивируя это тем, что: "в целях создания сооружения вполне рационального, удовлетворяющего условиям движения экипажного и судового, а также условиям художественным по внешней форме моста, следует отказаться от мысли сохранить на мосту башни, потерявшие свое прежнее назначение". По мнению Городской Думы, башни мост не украшали, и только мешали проезду. Перестраивать мост с сохранением башен было дороже, и такая трата виделась нерентабельной. Кривошеин, вместе с другим архитектором - В.П. Апышковым, разработал совершенно новый проект, по которому предполагалось разобрать старый мост полностью, и возвести новый, со стальным пролётным строением. Проект был одобрен, но на этот раз его осуществлению помешала первая русская революция 1905-1907 годов. В 1910 году городскими властями снова был поднят вопрос о реконструкции Чернышова моста. Однако, на этот раз за сохранение внешнего облика вступились Академия Художеств и Общество архитекторов. Мост так и не был перестроен. Тем не менее, в 1912-1913 годах мост был капитально отремонтирован. Руководил работами архитектор А.П. Пшеницкий. Опоры и своды моста полностью переложили, часть гранитных блоков заменили новыми. Вместе деревянного подкосного строения на месте бывшего разводного пролёта установили стальные балки. Башни и цепи сохранились. В 1915 году архитектор И.А. Фомин предложил проект освещения моста при помощи четырёх невысоких гранитных обелисков с гранёными фонарями, на кронштейнах с золочёными фигурками морских коньков. В таком виде мост остаётся и по сей день. Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда Чернышов мост был сильно повреждён. Пострадали гранитные парапеты и обелиски. Они были отреставрированы после окончания войны. А 23 августа 1948 года мост потерял своё привычное название. Его переименовали в честь российского учёного и поэта М.В. Ломоносова. Такое же название получила и примыкающая к мосту площадь, и улица. В течение последующих лет на Ломоносовом мосту проводился ряд реставрационных работ. Его ремонтировали в 1950-1952, 1967 и 1986 годах. Были восстановлены утраченные обелиски с гранёными фонарями и кронштейнами. На мост Ломоносова можно попасть с левого берега, пройдя от станции метро Владимирская по Загородному проспекту, до Пяти Углов, и далее - к реке Фонтанке по улице Ломоносова. Перейдя по мосту на правый берег, вы окажетесь на площади Ломоносова, от которой по улице Зодчего Росси можно пройти к театру драмы имени А.С. Пушкина, и обойдя театр, выйти к Невскому проспекту. Если же пройти через площадь Ломоносова и продолжить движение по улице Ломоносова, то можно выйти на улицу Садовую, к углу Гостиного Двора.

Дата публикации: 17 февраля 2016
Просмотров: 440

 

 

Комментарии (1)
Владимир Ховрашов # 17 февраля 2016 в 18:13


 ()
Фотограф Саратов
 ()
Люблю... Владивосток
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Скопин
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
fotoamator Запорожье
 ()
Фотолюбитель Норильск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Новосибирск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Ташкент
 ()
Сам не... Москва
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Фотолюбитель Самара
 ()
Фотограф Москва