ИЛИОТРОПИОН

ИЛИОТРОПИОН

15 ЦИТАТ CВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ТОБОЛЬСКОГО (МАКСИМОВИЧА): ************************************************************************** 1. Что разорительные войны и прочие беды происходят не без воли Божией, дело ясное, но отсюда не следует, что не должно ни вооружаться против врагов, ни прибегать к врачеванию наших болезней, считая это противодействием воле Божией. ************************************************************************** 2.) Также нередко Божие правосудие употребляет нечестивых царей и князей в значении своих орудий для научения праведных терпению и для наказания негодяев за их преступления и проступки. Много видим примеров тому в древности. Бог обнаруживает Свою благую волю в злонамеренных стремлениях и деяниях нечестивых людей с тем именно, чтоб их неправдой совершить праведный Свой суд над виновными пред Ним, и как чадолюбивый отец наказывает детей лозой за их проступки, но потом, видя их исправление, ласкает их и бросает лозу в огонь, так поступает и Бог с людьми, порочными поступками растлевающими свою нравственность. (3.) Несложно от добра произвести добро, но удивительно злое обратить в доброе; есть общая поговорка: «На спокойном море всяк может быть кормчим». (4.) Если бы Бог не допускал грехопадений и допущенных не исправлял, и не производил бы от злых деяний добрых последствий, то едва ли могли бы мы узнать присущую Богу правду, карающую злых и награждающую праведных. (5.) Святые рассуждали так: всеблагий Бог никогда бы не попустил ничего злого, если бы не знал, что отсюда Он произведет многочисленные великие благодеяния. (6.) Позволь спросить тебя, возлюбленный брат христианин, весьма часто оглашающий небо и землю своими скорбными жалобами. Скажи мне, что тебя оскорбляет: воля ли (умысел) оскорбителя, или только его власть (возможность осуществить умысел), или и то и другое? Ты отвечаешь: меня оскорбляет и то и другое. В ответ на это скажу тебе, что ни воля злонамеренная, ни приведение ее в исполнение (власть) не могут нанести тебе оскорбления: злое намерение (воля) без власти ничтожно и никакого вреда тебе не делает, а приведение намерения в исполнение зависит от попущения, то есть от воли Божией, которая справедлива и свята. (7.) Тебе известно, что всякая власть от Бога, зачем же ты печалишься и жалуешься на оскорбителя за то, что он сделал тебе не что иное, как только попущенное ему Богом, иначе бы он не мог оскорбить тебя без Божиего попущения. (8.) И кто может сделать нам зло, если мы будем ревнителями всего доброго? (9.) Для успокоения себя известно одно только верное средство: когда тебя кто обидел или оскорбил, не обращай внимания на злость оскорбителя; но обратись к правосудному Богу, попустившему обидеть тебя твоему противнику, и не воздавай ему злом за сделанное зло: ибо оно попущено Богом для достижения целей добрых и справедливых, хотя и неизвестных тебе до времени. (10). Человеческую волю крепко держат в противлении Богу три недобрых качества: а) злые обычаи (навыки), б) недостаток долготерпения и в) непостоянство (изменчивость) желаний нашей воли. (11). Почему неправый пост отвергнут Богом? Потому что в дни поста лицемер вместо самоотвержения угождает преимущественно своей воле, употребляя пост для удобнейшего достижения ее похотений; но Бог говорит: «Я люблю пост, но ненавижу и отвергаю лицемерие, оскверняющее пост». (12). Неужели между горшечником и глиной меньше различия, чем между Богом и человеком, ничтожным червем? Кто же дерзнет сказать Богу: зачем Ты, Господи, так делаешь? (13.) О Боже, суды Твои — бездна великая, бездна без меры глубокая! (14.) Все преуспеяние наше в жизни христианской зависит от того, как собственную нашу волю мы будем покорять воле Божией. (15.) Как воин обязан быть во всем послушным своему командиру, следовать его примеру и быть готовым исполнить каждое приказание, так каждый истинный христианин должен всей жизнью своей находиться как бы под рукой и под словом Божиим. (Источник: «Илиотропион, или Сообразование с Божественной волей»)

Дата публикации: 29 октября 2022
Просмотров: 889

 
+66
Фото нравится: +66

 

 

 

Комментарии (22)
ЭЛИС:) # 29 октября 2022 в 07:01
ПОСЛЕДНИЙ ЦАРСКИЙ СВЯТОЙ

СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН, МИТРОПОЛИТ ТОБОЛЬСКИЙ
(29 октября – Обретение мощей, 1914 год).
Святитель Иоанн родился в 1651 году в городе Нежине недалеко от Чернигова в знатной и благочестивой семье Максимовичей. С детства он любил бывать в церкви и читать Священное Писание. По окончании Киевской духовной академии он восемь лет преподавал в ней латынь. Частые посещения пещер питали его стремление к иноческой жизни. Именно в Киево-Печерской обители он и принял монашество.
Святой Иоанн обладал талантами писателя и проповедника. Он опубликовал несколько книг духовных поучений, написанных прекрасным, понятным для всех языком. Одно из наиболее замечательных его произведений называлось «Илиотропион» («Подсолнечник»). В нем святитель говорит о том, что душа должна постоянно обращаться к Богу, как подсолнух поворачивается к солнцу.

В 1677 году его литературная деятельность была прервана угрозой вторжения турок в Малороссию. Он спешно направился в Москву просить помощи у царя Феодора, и в Киев были направлены войска. Святителя Иоанна назначили игуменом Свенского монастыря, который находился рядом с Брянском и служил прибежищем для монахов Киево-Печерской лавры.

Пастырская заботливость и многочисленные дары, которыми он славился на протяжении 20 лет, привлекли внимание Черниговского архиепископа Феодосия. Он назначил Иоанна наместником одного из монастырей города, намереваясь впоследствии сделать своим преемником по кафедре. Спустя год, в 1696 году, святитель Феодосий умер, и его первым посмертным чудом стало исцеление Иоанна от смертельно опасной горячки. Усопший архиепископ явился Иоанну и повелел готовиться к совершению Божественной литургии на следующий день. Святой подчинился и во время Евхаристии был совершенно исцелен. 10 января 1697 года по просьбе народа он был поставлен епископом Черниговским. В своей епархии святитель основал первую в России семинарию.

Когда через несколько лет митрополит Филофей Тобольский и Сибирский (память 31 мая) принял схиму и оставил кафедру, святитель Иоанн был назначен на его место. Он прибыл в Сибирь в 1711 году и, встав во главе огромной епархии, множество жителей которой оставались еще язычниками, принялся за тяжелые пастырские труды. Он возложил на бывшего митрополита Филофея проповедь Евангелия среди языческих племен и организовал русскую миссию в Пекине (1714).
Сам святитель Иоанн проповедовал преимущественно среди жителей Тобольска. Он усовершенствовал школу, открытую его предшественником, и занялся неустанным наставлением и благотворительностью, заботясь о душевном покое и телесном благополучии верующих. Он вел подвижническую жизнь, не жалея собственных сил, но всегда снисходил к немощам других, был полон сострадания и неизменной тишины. Его никогда не видели праздным, и больше всех других трудов святитель Иоанн предавался молитве. Святой редко бывал в домах богатых людей, он любил тайно помогать бедным, особенно вдовам. Святитель посылал им милостыню через других людей или приходил к ним ночью и стучал в окно со словами: «Прими это во имя Иисуса Христа!» Он навещал также заключенных в темнице и всегда был там, где скорбь или нужда.

Благодаря дару прозорливости святой предрек царю Петру Великому победу над шведами и предсказал нашествие Наполеона на Россию. Заранее зная день своей кончины, святитель Иоанн отслужил последнюю литургию 10 июня 1715 года. После этого он пригласил духовенство и городских бедняков на трапезу, за которой сам прислуживал. Потом, простившись со всеми, святитель удалился в свою келью. Когда к нему пришли просить благословения благовестить к вечерне, нашли его усопшим. Святитель Иоанн скончался в молитве, стоя на коленях перед Черниговской иконой Божией Матери.

В тот же день в далеких и пустынных степях его друг Филофей сказал сподвижникам: «Наш брат Иоанн только что преставился. Вернемся же в Тобольск!» Мощи святителя были положены в Тобольском соборе, где от них совершилось множество чудес. Святитель Иоанн был официально канонизирован Церковью через два века после кончины – в 1916 году.
(23 июня 2013 г.)

https://pravoslavie.ru/62351.html2.
ЭЛИС:) # 29 октября 2022 в 07:13

"ИЛИОТРОПИОН" (Святитель Иоанн Тобольский)
Книга «Илиотропион» посвящена сложнейшей проблеме соотношения человеческой свободы и Божественного Промысла. Ее автором традиционно считается известный просветитель и неутомимый архипастырь митрополит Тобольский Иоанн (Максимович).
Изданию предпослано предисловие научного редактора, где рассматривается вопрос о происхождении текста, его авторстве и особенностях. По сравнению с предшествующими изданиями книга существенно переработана: исправлен ряд вопиющих смысловых ошибок, которые вкрались в текст в результате двойного перевода; устранены многочисленные грамматические ошибки и стилистические погрешности; архаичные и недостаточно ясные места по возможности приведены к современной литературной норме.

В 1714 г. в Чернигове была издана книга с длинным заглавием «Илиотропион, то есть Подсолнечник, представляющий сообразование человеческой воли с Божественной, переложенный с латинского на славяно-русский язык трудами высокопреосвященнейшего архиепископа Черниговского Иоанна Максимовича, впоследствии митрополита Тобольского и всей Сибири, изданный по его же благословению в типографии Св. Троицкой Ильинской Черниговской обители, напечатанный року 1714. Пять книг». Эта книга сразу привлекла к себе интерес как читателей, так и издателей; за короткое время она выдержала несколько переизданий.

Святитель Иоанн Тобольский в качестве оригинального латинского текста пользовался текстом произведения немецкого писателя и проповедника монаха Иеремии Дрекселя (1581–1638), еще в 1627 г. в Мюнхене издавшего сочинение «Heliotropium, seu conformatio humanae voluntatis cum divina» (Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественной) в пяти книгах. В 1630 г. «Илиотропион» Дрекселя был переведен на польский язык, а в 1688 г. в Москве издан перевод с польского на русский, выполненный иеродиаконом Феофаном. Святитель Иоанн (Максимович) использовал для своего перевода оригинальный латинский текст, несколько переработав его и адаптировав для православного и, в частности, русского читателя.
(Священник Александр Гумеров)

Из славного рода Максимовичей происходит и другой замечательный святитель — иерарх Русской Православной Церкви за рубежом Иоанн, епископ Шанхайский и Сан-Францисский (1896–1966). Между этими святителями очевидна не только родственная, но и глубокая духовная связь. Известно, что первую Православную миссию в Китае благословил святитель Иоанн Тобольский, а его младший сродник в течение пятнадцати лет нес в Китае архипастырское служение. «Илиотропион», переведенный святителем Иоанном Тобольским, изобилует ссылками на блаженного Августина Иппонийского, которого, как и других западных святых единой неразделенной Церкви, весьма почитал и сан-францисский святитель.
ПОЛНОСТЬЮ ЗДЕСЬ -
[Link]
ЭЛИС:) # 29 октября 2022 в 09:07
Всея Сибири чудотворец. Свт. Иоанн Тобольский (Максимович). (Православные авторы)
Сергей Лошаков # 29 октября 2022 в 15:29
Попытаемся и мы обращать злое в доброе! Красивое фото, Лиза! Доброго тебе вечера! smile
ЭЛИС:) # 31 октября 2022 в 17:02
Серёжа, в юности память была хорошая - вот, помню такую фразу: «Ты должен сотворить добро из зла, потому что больше его не из чего делать».
И очень рада, что понравилось это давнее фото!
Woland # 2 ноября 2022 в 12:37
scratch v
ЭЛИС:) # 2 ноября 2022 в 13:15
Вот, нашла, Серёжа!
[Link]
«Ты должен сотворить добро из зла, потому что больше его не из чего делать» - этими словами Р.П. Уоррена в виде эпиграфа начинается один из самых знаменитых романов братьев Стругацкий «Пикник на обочине».

Прочитали эту замечательную книгу миллионы читателей, и яркая фраза осталась в памяти даже у тех из них, кто не очень задумывался о природе зла и добра. Она притягивает внимание, как любой парадокс, и в каком-то смысле даже ломает сложившиеся стереотипы. Ну в самом деле, традиционно (по крайней мере в европейской культуре) добро и зло противопоставлены друг другу, и никакой связи между ними быть не может. А тут вдруг оказывается, что связь не просто есть, но еще и носит фундаментальный характер: зло является «строительным материалом» для добра. Такая революционная точка зрения на этику оказалась весьма востребована сегодня. В этом нетрудно убедиться, взглянув на количество пользователей социальных сетей, сделавших эти слова девизом своей страницы.

Между тем, из контекста самого романа Стругацких не очень понятно, каким образом можно сделать добро из зла. Некий намек на это можно усмотреть, разве что, в финальной сцене, когда главный герой, обращаясь к Золотому Шару, исполняющему желания, вдруг с ужасом осознал, что все его желания есть зло. И герой обращается к Золотому шару с совсем неожиданной просьбой: «…если ты на самом деле такой... всемогущий, всесильный, всепонимающий... разберись! Загляни в мою душу, я знаю, там есть все, что тебе надо. Должно быть. Душу-то ведь я никогда и никому не продавал! Она моя, человеческая! Вытяни из меня сам, чего же я хочу, - ведь не может же быть, чтобы я хотел плохого!..»

На мой взгляд, это очень сильные слова, без всяких преувеличений сопоставимые с покаянной молитвой. Вот только про сотворение добра из зла в этой молитве героя тоже ничего не сказано. Скорее тут можно увидеть веру героя в то, что человеческая душа добра по самой своей природе. А человек своими действиями, своей неправедной жизнью, затемняет её природное добро и делает его невидимым, недоступным даже для себя самого. Но и в таком помраченном состоянии он всё же продолжает верить, что это добро в его душе неистребимо.

Эта картина соотношения добра и зла в душе человека выглядит куда более традиционно, и практически не отличается от христианского мировоззрения. Но, в таком случае, парадоксальный эпиграф перестает выполнять свою функцию. Из зла невозможно сотворить добро, потому что добро – изначальная данность. А вот зло как раз и есть испорченное неправильным употреблением добро. Поэтому знаменитый эпиграф я бы переформулировал для себя примерно так: «Ты можешь сотворить зло только из добра. Потому что больше его не из чего сделать». В таком виде он куда более соответствовал бы содержанию романа. И мало чем отличался от утверждения святителя Василия Великого: «Зло не живая и одушевленная сущность, но состояние души, противоположное добродетели, происходящее в беспечных вследствие отпадения от добра. Поэтому не доискивайся зла вовне, не представляй себе, что есть какая-то первородная злая природа, но каждый да признает себя самого виновником собственного злонравия».
Woland # 2 ноября 2022 в 13:25
Последний абзац (Василия Великого), очень правильный, на мой взгляд scratch
ЭЛИС:) # 2 ноября 2022 в 14:42
И внешнее зло тоже есть, и оно имеет на нас влияние вследствие нашего же отпадения от добра... Поэтому и сказал великий святитель, чтобы были внимательны к его поползновениям внутри нас, а не кивали бы на внешние причины...
У меня книжка хорошая на руках появилась - возьму в Енисейск в дорогу, а потом тебе дам почитать, если хочешь!
Woland # 2 ноября 2022 в 16:32
scratch v
Сергей Лошаков # 5 ноября 2022 в 16:23
Конечно интересно мне стало и дальше поразмышлять на эту тему! Мне думается, что добро можно делать и из зла, и из другого добра, как-бы увеличивая это добро либо в количестве, либо в качестве! smile Спасибо, Веточка, за такую прекрасную ссылку!
ЭЛИС:) # 5 ноября 2022 в 16:36
Рада, Серёжечка, что посмотрел! Но, согласись, что из добра, как исходного материала всё-таки положительного, сотворить что-то ещё "добрее" как-то полегче, чем из отрицательного... glasses
Сергей Лошаков # 5 ноября 2022 в 16:39
Да, конечно полегче и больше можно сотворить! smile
ЭЛИС:) # 5 ноября 2022 в 17:16
Ага, или натворить... hoho
kostya.yalta.2009 # 30 октября 2022 в 16:57
Чудесный цветок !
ЭЛИС:) # 31 октября 2022 в 17:15
Совершенно согласна, спасибо!
marina # 30 октября 2022 в 20:56
"Каждый человек как семя подсолнуха — сколько б не было шелухи снаружи, внутри всё равно светлое ядро."
Понравился снимок, Лиза!
ЭЛИС:) # 31 октября 2022 в 17:28
Ох, Марина... Если бы так со всеми было! look
Увы, часто в блестящей и нарядной семечке - ядрышко испорченное бывает, затхлое... По себе знаю sick smoke
marina # 31 октября 2022 в 20:58
Загляните в свои собственные души и найдите в них искру правды, которую боги поместили в каждое сердце и из которой только вы сами сможете раздуть пламя.
Сократ.

Мы чувствуем состояние своей души: «душа не на месте», «душа ушла в пятки», «душа горит»…
Счастье – это состояние души, которое сопровождает нас в течение всей жизни, это умение видеть все: и хорошее и плохое, что дает нам жизнь и благодарить людей и Бога за это.
Woland # 2 ноября 2022 в 12:39
Лиза, очень красивый снимок v
ЭЛИС:) # 2 ноября 2022 в 12:48
Ну, Сергей, ты слишком добрый... Если брать лучшие макро-снимки на Расфокусе, то я в последней пятёрке плетусь, скромно потупив глазки! joke
Woland # 2 ноября 2022 в 12:56
Не знаю, я сам макро почти не снимал hoho
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Комп.обработка Армавир
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Калининград
 ()
Фотолюбитель Одинцово
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотограф Дубна
 ()
дизайнер... Москва
 ()
Фотограф Одинцово
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель Истра
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Люблю... Владивосток
 ()
Фотолюбитель