|
Маленький водопадКРЕСТ СВЯТОЙ НИНЫ: Равноапостольная Нина родилась около 280 года в каппадокийском городе Коластры. Она происходила из знатного римского рода... В двенадцать лет святая вместе с родителями пришла в Иерусалим. Из житийной литературы известно, что её спутницы приняли мученическую смерть в Армении[2]. Сама равноапостольная Нина чудом избежала смерти и ок. 310 года достигла города Мцхеты — столицы Иверийского царства. Источники указывают на то, что святая стала пленницей иверийцев[3]. Возможно, её захватили в плен по прибытии в иверийскую столицу, а возможно пленили ранее, во время пребывания в Армении, а после доставили в Мцхету. Некоторые исследователи полагают, что наименование “пленница” — всего лишь формальность[4]. В пользу данного утверждения говорит тот факт, что святая жила в уединении в маленькой хижине, построенной специально для неё. Необычный распорядок жизни пленницы-христианки удивлял иверийцев: она была воздержанной, каждую ночь возносила молитвы Богу. Соседи часто приходили к ней с вопросом: для чего всё это? И равноапостольная Нина рассказывала им о своей вере, о Том, к Кому она обращалась в ночных молитвах. Так совершалась её проповедь. Её просили о молитвенной помощи, и по молитвам святой происходили чудеса. Они привлекали внимание множества людей. Послушать о Христе приходили с разных концов Иверии, и многие приходящие крестились. В 324 году иверийский царь Мириан (†265–†342 гг.), потрясённый чудесами, совершавшимися по молитвам равноапостольной Нины, принял христианство. Летописи часто сравнивают его с императором Константином и называют апостолом Иверии. При нём новооснованная Иверийская Церковь вошла в Антиохийский Патриархат, были приглашены священники, началось строительство церквей... |
Дата публикации: 27 января 2022 |
Фото нравится: +66 |
Отвоевание святынь Иерусалима у иноверцев закончилось политическим и духовным фиаско: реки крови, пролитые у стен Иерусалима; разграбление христианского Константинополя — и конечное поражение. И в противовес всему этому — образ пленницы, пришедшей в страну, где великая христианская святыня также находилась в руках язычников, и просветившей их силой Креста Христова, сплетённого из веток виноградной лозы и перевязанного её собственными волосами.
Надо сказать, что хитон Спасителя так и не был найден равноапостольной Ниной, но по преданию ей было открыто место, где он был зарыт и где она подолгу молилась. Присутствие святыни под корнями раскидистого кедра, спиленного ещё при жизни святой, подтверждалось истечением благовонного и целительного мира, которое прекратило истекать в XIII столетии, когда хитон всё же был вырыт из земли.
В отличие от крестовых походов, проповедь святой равноапостольной Нины была мирной и ненавязчивой. Обращение людей против их воли противоречило её пониманию христианской миссии. Сначала у неё просто не было возможности действовать иначе. Но затем, когда царь Мириан стал христианином и в её руках оказался “административный ресурс”, святая всё равно была против предложений обратить оставшуюся часть Иверии силой меча. И можно лишь восхищаться тем, насколько она была права!
Источники свидетельствуют, что вопреки завету святой равноапостольной Нины царь предпринял попытку обратить силой некоторые горские племена. Однако эта цель по сути не была достигнута: многие горцы, покинув свои селения, перебрались в другие горные области и оставались язычниками вплоть до XIX столетия[10].
Трепетное отношение равноапостольной Нины к проповеди Евангелия определило форму её миссионерства. Называя святую просветительницей Грузии, мы, может быть, воображаем её пламенную проповедь на улицах Мцхеты и других иверийских городов и селений. А между тем она просто жила рядом с иверийцами, исполняя свой христианский долг. Они приходили к ней, расспрашивали о её вере, просили помочь. Строгая христианская жизнь вызывала удивление и восхищение у соседей. Кто-то из них уверовал во Христа, кто-то задумался о Нём, были и такие, что просто проходили мимо. Но несмотря ни на что, за короткий период времени — а проповедь Равноапостольной продолжалась по разным данным от двадцати пяти до тридцати пяти лет — целый народ обратился ко Христу и до сих пор сохраняет Ему верность. Поистине прав был преподобный Серафим Саровский, говоря: “стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся”!
В проповеди равноапостольной Нины исполнились слова Спасителя: Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме (Мф.5:14-15). В Евангелии Христос нигде не говорит, чтобы каждый из нас стремился стать оратором, богословом или миссионером в том смысле, в котором это слово употребляется в наши дни, когда создаются миссионерские факультеты и миссионерские курсы. Однако Он совершенно определённо говорит, что каждому христианину следует прославлять Его своей чистой жизнью и своим ответственным трудом, являть собой пример истинной веры окружающим.
По преданию, последним местом проповеди равноапостольной Нины стало селение Бодри. Сюда в маленькую утлую хижину к ней, как некогда в Мцхете, люди приходили услышать о Христе. Здесь святая предала свою душу в руки Божии (по одним данным 14 января 335 года, по другим — в 347 году).
[Link]
Святая скончалась в 340 году. Просветительница Грузии никогда не расставалась со своим крестом и завещала его царю Мириану, который принял крещение благодаря святой Нине. В Мцхете, бывшей столице Грузии, крест находился до 458 года.
Далее в стране начались войны и гонения. Крест святой Нины хранился у армянского воеводы 175 лет, в монастыре Ванадад — больше 450 лет, в Карсе — 164 года. Царь Давид в 1125 году нашел его в городе Ани и перенес в Мцхету. Оттуда его перенесли в церковь Святой Троицы на горе Казбек. В 1746 году по повелению царя Теймураза II, чтобы избежать поругания, крест спрятали в крепости Ананур. Оттуда в 1749 году митрополит Тифлисский Роман тайно переправил крест царевичу Бакару. В 1801 году его внук, Георгий Александрович, преподнес крест императору Александру I.
КРЕСТ СВЯТОЙ НИНЫ:
Российский император восстановил историческую справедливость — крест святой Нины как достояние грузинской церкви отправили с почестями в Сионский кафедральный собор в Тбилиси. «…Зная, сколь драгоценна сия святыня для Грузинского народа и желая возвращением ее дать новое доказательство моего о нем попечения, я препроводил сей крест туда для помещения его в Тифлисском главном Соборе…» — писал император Александр I князю Георгию Александровичу в феврале 1802 года.
КАК ВЫГЛЯДИТ КРЕСТ СВЯТОЙ НИНЫ:
Крест равноапостольной Нины легко узнать: концы его горизонтальной перекладины опущены вниз и с виду он напоминает игуменский или архиерейский посох. Он полностью сделан из виноградной лозы и на стыке перекладин переплетен волосами святой Нины. В иконографии равноапостольную просветительницу Грузии принято изображать с характерным крестом и Евангелием в руках.
ГДЕ СЕЙЧАС НАХОДИТСЯ КРЕСТ:
С 1802 года крест находится в Сиони, кафедральном соборе города Тбилиси. Святыню поместили в серебряный кивот, на крышке которого изображены сюжеты из жития святой Нины.
[Link]
Ты родился в горах и устремлен вперед
Очень красивое определение, благодарю!!
Вчера в нашем храме разглядывала (висит высоко) икону Равноапостольной Нины - очень одухотворённый святой лик...