| Витражи Марка Шагала в Реймсском собореСамые древние из сохранившихся в Реймском соборе витражей были созданы в 1240-х годах. Храм сильно пострадал в результате боевых действий в ходе Первой мировой войны (1914-1918), особенно досталось витражам и статуям. Однако впоследствии множество специалистов, реставраторов и художников приложили максимум усилий для реконструкции и обновления легендарного собора. Одним из них стал французский художник-авангардист российского происхождения Марк Шагал (1887-1985). Мовша Хацкелевич родился в Витебске на территории современной Беларуси в набожной еврейской семье, придерживавшейся хасидских традиций. Шагал с детства воспитывался на священных текстах (Торе и Талмуде), которые сильно повлияли на его творчество. В 1911 году Шагал впервые приехал на учебу в Париж, а в 1937 году получил французское гражданство. В 1971 году Марк Шагал принял предложение создать эскизы витражей для часовни в составе Реймского собора. Специально для этой работы Шарль Марк повторил технику создания витражей, применявшуюся еще в XIII веке. В алтарной части центральной часовни, в строгой симметрии относительно главного 138-метрового нефа, установлены огромные расписанные Шагалом окна: Слева представлено генеалогическое древо иудейских королей и Богоматерь с младенцем«Древо Ессеево», Центральное окно посвящено двум фигурам Старого завета – Аврааму и «Распятие Христа» и Правое окно посвящено королям Франции (прежде всего Хлодвигу, первому принявшему крещение в Реймсе), которые уподобляются правителям Иудеи. |