Лысково. Вознесенский собор

 

 

Комментарии (1)
Стерхъ # 5 февраля 2016 в 09:45
А.И. Давыдов. Ансамбль Вознесенской церкви в городе Лыскове Нижегородской области – памятник архитектуры начала XIX века
Ансамбль Вознесенской церкви играет главную роль в формировании пространственно-планировочной структуры города Лыскова, прежде являвшегося владельческим селом. Его возведение связано с именем князя Георгия (Егора) Александровича Грузинского, которому в конце XVIII века – первой половине XIX века принадлежала большая часть этого крупного торгового поселения, расположенного на волжском пути.
В 1808 году в Лыскове насчитывалось 514 дворов, и проживало около 5 тысяч человек. Село успешно конкурировало с Макарьевской ярмаркой, находившейся до 1817 года на про­тивоположном берегу Волги у стен Макарьевского Желтоводского монастыря. Как указывал граф Н.П. Румянцев, изучавший осенью 1816 года вопрос о переводе ярмарки в Нижний Нов­город, торг велся в двух местах: в Макарьеве и Лыскове. В последнем оставались «тяжелые» товары, такие как железо, медь, чугунные изделия, сырые кожи и т.п. Кроме того, в Лыскове велась крупная торговля хлебом. Причем, все это происходило на земле, принадлежавшей князю Грузинскому, который в результате получал немалую прибыль в ущерб государственн­ой казне.
С переводом ярмарки в Нижний Новгород в 1817 году город Макарьев окончательно теряет свое торговое и административное значение. Фактически центр Макарьевского уезда в XIX веке переместился в Лысково. Здесь находились все уездные административные учреждения за исключением одного казначейства, оставшегося в Макарьеве.
Экономическое и административное положение Лыскова отразилось на его облике – оно выглядело как уездный город. «…Чистые, даже роскошно устроенные дома, заставляют вас забыть, что мы находимся в господском селении», - писал о Лыскове в начале XIX века один из путешественников.
«Экономические примечания» к планам Генерального межевания Макарьевского уезда конца XVIII века называют в Лыскове 8 церквей, в том числе Вознесенскую церковь с двумя приделами: Алексеевским и Ильинским. Это одна из предшественниц исследуемого памятн­ика архитектуры. Однако установить местоположение данной церкви не представляется воз­можным, так как планов села Лыскова конца XVIII – начала XIX веков в архивах нами не об­наружено. Какие-либо описания храма нами также не найдены. По всей вероятности, именно эта церковь сгорела во время бывшего в Лыскове 24 июля 1792 года пожара, после чего встал вопрос о ее возобновлении.
По «сочиняемому» в то время плану села, место сгоревшей Вознесенской церкви с суще­ствующим при ней погостом отводилось под улицу. Поэтому, из Нижегородской духовной консистории лысковскому благочинному был послан указ, в котором предписывалось «с при­хожан означенной церкви взять сказку, желают ли они вместо помянутой сгоревшей церкви построить новую и, ежели желание объявят, а прежнее оной церкви место отходит под улицу или частное строение, то ему, благочинному, требовать, чтоб им под ту церковь отведена была в пристойном месте земля…». Указ об отводе места для строительства новой церкви был также дан Нижегородским наместническим правлением губернскому землемеру. В ре­зультате этого место под церковь было выделено, но и по прошествии двух лет ее строитель­ство не началось. «По нерадению прихожан и самого основания еще и по днесь не положено», - жаловались в духовную консисторию в августе 1794 года священнослужители Вознесенской церкви.
Только на следующий 1795 год началось возведение новой каменной церкви. Для строи­тельства требовался кирпич, и князь Г.А. Грузинский добился у духовных властей разрешен­ия на разборку стен бывшего Рождественского монастыря и ветхой Владимирской надвратн­ой церкви.
Дальнейшая история Вознесенской церкви в Лыскове прослеживается лишь по материалам общего характера: годовым отчетам о состоянии как отдельных приходов (клировым ведомо­стям), так и всей Нижегородской епархии, ведомостям о приходе и расходе церковных сумм и тому подобным документам духовной консистории. Речь в них, как правило, идет не о самой Вознесенской церкви, а о приходе, который после пожаров не упразднялся и продолжал значиться в официальных документах, хотя самой церкви, как таковой, не существовало. Так было, например, после 1792 года, когда причт сгоревшей Вознесенской церкви на время ее строительства оказался приписан сначала к Владимирской, а затем к Рождественской церкви. Поэтому по вышеуказанным источникам трудно судить о действительном состоянии исследуемого памятника. К тому же, часть документов Макарьевского и Княгининского духовных правлений за ряд интересующих нас лет не сохранилась.
По клировой ведомости за 1799 год Вознесенская церковь значится еще строящейся. Све­дения за 1800 год отсутствуют. В 1801 году церковь была уже построена, но не освящена. Служба в ней не велась и в 1803 году. Причины, по которым новопостроенная церковь оста­валась длительное время неосвященной (а значит и бездействующей), неизвестны. В доку­ментах 1804-1808 годов среди других церквей села Лыскова значится и Вознесенская. Однако дата освящения церкви в них не названа, поэтому остается не выясненным была ли она вооб­ще освящена тогда.
Клировые ведомости Вознесенской церкви за период 1804-1813 годов не сохранились. Клировая ведомость 1814 года сообщает, что «…оная Вознесенская церковь сгорела, и на ме­сте оной строится каменная». Дата пожара не названа. Маловероятно, что речь здесь шла о первом пожаре 1792 года, но вопрос этот требует дополнительных исследований. Косвенные же данные дают возможность предположить, что второй пожар произошел около 1809 года.
Таким образом, с большой долей уверенности можно утверждать, что в 1814 году началось возведение ныне существующего ансамбля Вознесенской церкви. Закончилось оно в 1838 году. Каких-либо документов об этом строительстве, кроме записей в клировых ведомостях, нами не обнаружено. Неизвестными остаются также имена архитекторов и строителей. На этот счет можно делать лишь предположения. Приведем здесь мнение архитектора С.Н. Сто­ляренко – автора проекта реставрации памятника.
«Годы, в которые возводилась Вознесенская церковь, были временем крупных архитектур­но-строительных работ в России. Сам князь Георгий Грузинский был знаком с правилами ар­хитектуры, как и многие образованные люди своего века, названного веком просвещения…». Далее С.Н. Столяренко ссылался на редкий документ, обнаруженный еще членом Нижего­родской губернской ученой архивной комиссии Н. Иорданским. В нем речь шла об отравле­нии придворного капельмейстера Собека, свидетелями которого оказались приглашенные на обед князем Грузинским архитекторы Ф. Гаврилов и Мезенцов. Факт присутствия зодчих при дворе князя сам по себе примечателен. Однако вопрос, были ли они проектировщиками ан­самбля в центре Лыскова, остается открытым.
Утверждения же (причем, безапелляционные!) краеведа А.Н. Мясниковой о том, что «ан­самбль был построен в честь победы русской армии над наполеоновскими войсками в войне 1812 года», что строительство производилось по проекту О. Монферрана, и «Вознесенская церковь представляет собой вариант Исаакиевского собора С.-Петербурга и Старо-Ярмароч­ного собора Нижнего Новгорода» - голословны и не могут приниматься всерьез.
Имя же одного из мастеров, украшавших храм, стало известно благодаря случайной наход­ке реставраторов, снявших один из уцелевших лепных модульонов большого барабана Воз­несенской церкви. На его обратной стороне было вырезано имя «ДМNТРЕI» - Дмитрий.
Архитектурный облик Вознесенской церкви характерен для культовых сооружений перио­да позднего русского классицизма. Ее центрический объем завершен большим барабаном, на котором покоится купол с крестом. Угловые малые барабаны имеют подобные же заверше­ния. Все барабаны – световые. Над входами в церковь, с трех ее сторон, устроены портики. Алтарь также выполнен в виде портика, но пространство между его колоннами заполнено кладкой. В архитектуре Вознесенской церкви сочетаются колонны трех ордеров: дорического (портики), ионического (малые барабаны) и коринфского (большой барабан). Карнизы имеют лепные украшения.
В ведомостях страховой оценки 1910 года указано, что церковь «внутри и снаружи оштука­турена, покрыта железом, окрашенным зеленой масляной краской». Наружные двери – створчатые железные, а внутренние – филенчатые, со вставленными в них стеклами.
Построенная на средства одного из богатейших помещиков Нижегородской губернии, ка­ким был князь Г.А. Грузинский, Вознесенская церковь поражала богатством внутреннего уб­ранства. «В лысковских церквах нет недостатка в серебряных иконах и другой церковной утвари, в соборе же (Спасо-Преображенском – А.Д.) и Вознесенской церкви есть многие вещи до того богатые и ценные, что бывают предметом удивления для тех, которые посеща­ют Лысково и эти церкви», - сообщали в 1861 году «Нижегородские губернские ведомости». Отмечалось также «отличнейшее состояние» иконостаса Вознесенской церкви, имевшего размеры 10 сажен в длину и 8 аршин в высоту. Известно, что в оформлении убранства инте­рьеров храма принимал участие уроженец города Арзамаса академик живописи А.В. Ступин, написавший для этого 13 картин.
Наиболее ценной реликвией, хранившейся в Вознесенской церкви, был богато украшен­ный напрестольный крест XVII века из Молдавии – дар все того же князя Грузинского. Дру­гими сведениями о внутреннем убранстве церкви мы не располагаем.
Местонахождение Вознесенской церкви было выбрано очень удачно. Поставленная на «по­логом холме» рядом с усадьбой князя Грузинского, она господствовала над окружающей ма­лоэтажной застройкой, как бы подчеркивая значения того места, где жил владелец Лыскова. «Все село лежало у его ног…».
Новая Вознесенская церковь была задумана как композиционный центр архитектурного ансамбля. В него вошли также четыре Г-образных одноэтажных каменных корпуса, располо­женные по углам территории, прилегающей к церкви, и две отдельно стоящие декоративные (?) круглые башни к северу от нее, граничащие с княжеской усадьбой.
Вероятно, первоначально все четыре корпуса строились как торговые. Комплекс задумы­вался как некий противовес Макарьевской ярмарке. Однако, в связи с необходимостью возоб­новления службы в Вознесенском приходе, уже в 1814 году князь Г.А. Грузинский «жертвует» один из корпусов (юго-восточный) под церковь. Она была устроена в нем на сле­дующий 1815 год и получила наименование Георгиевской, в честь небесного покровителя князя. Своего причта у этой церкви не было. Служили в ней священники, причисленные к Вознесенской церкви. После завершения строительства последней, Георгиевская церковь остается при ней в качестве теплого (то есть отапливаемого) храма, служба в котором велась в зимнее время. Известно, что в храме имелись росписи, выполненные вышеупомянутым академиком А.В. Ступиным.
Клировая ведомость Георгиевской церкви за 1820 год сообщает, что «при оной церкви ко­локолов довольно, и оные, за невыстройкою колокольни, висят на столбах». В 1829 году под колокольню был приспособлен юго-западный корпус. Натурные исследования, выполненные Горьковской специальной научно-реставрационной производственной мастерской, позволяют предположить, что для этого барабан круглой башенки на изломе корпуса был заменен на звонницу с арочными проемами. Вместе с тем, корпус продолжал использоваться и под тор­говлю. В 1909 году он полностью перешел в ведение Вознесенской церкви, но по-прежнему сохранил свои торговые функции.
В 1849 году другой (северо-восточный) корпус был «пожертвован» князем Г.А. Грузинским под размещение Лысковского духовного училища и соответствующим образом переоборудо­ван для ведения учебного процесса. В 1871 году он был окончательно передан в собственн­ость училища дочерью князя Грузинского Анной Георгиевной Толстой. Таким образом, лишь северо-западный корпус сохранил свое первоначальное предназначение как чисто торгового.
Стилевое единство корпусов достигалось одинаковой обработкой их фасадов (рустовка), а также круглыми барабанами, расположенными в угловых частях построек на их изломе и яв­лявшихся архитектурными акцентами.
Созданный князем Г.А. Грузинским ансамбль стал центром пространственной композиции урегулированной (восточной) части села, а за самой этой частью закрепилось положение цен­тра Лыскова, ставшего фактически уездным центром (городом) еще в XIX веке. Рядом с ним была сформирована прямоугольная в плане площадь больших размеров. Сам ансамбль распо­лагался к северу от площади и отделял незастроенное пространство от участков усадебной территории.
Создание площади положило начало кардинальной перепланировке села, приданию ей ре­гулярного характера. На площадь с юга, востока и запада выходили прямые ориентированные на нее улицы. Таким образом, новые кварталы жилой застройки при урегулировании разби­вались с учетом главенствующей роли, как ансамбля Вознесенской церкви, так и всей площа­ди в целом. Такая ситуация была закреплена и в плане «на новое урегулирование села Лыско­ва», составленном в 1873 году.
Однако уже в конце XIX – начале XX веков начала проявляться тенденция к дроблению масштаба последующей застройки площади около Вознесенской церкви, на которой распола­гался базар. Первоначально торговля (помимо двух корпусов) велась на свободном про­странстве площади к югу от ансамбля. В дальнейшем, к началу ХХ века, торг распространил­ся и на территорию части бывшей усадьбы Грузинских – Толстых к северу от храма. Все это, вместе взятое, привело к искажению композиции архитектурного ансамбля. Церковь, корпу­са, отдельные башни были обстроены многочисленными каменными и деревянными лавками и рядами. Из этой застройки интерес для нас представляет только двухэтажный магазин И.Ф. Писарева, вплотную примыкающий с запада к колокольному корпусу. Это образчик провин­циальной архитектуры рубежа XIX-XX веков. Его возведение связано с начавшимся фор­мированием застройки четной стороны современной улицы Горького за счет пространства Базарной площади.
План переустройства этой площади, составленный в 1914 году, предусматривал частичную замену деревянных торговых помещений каменными и вносил некоторую регулярность в их расположение. Однако и он не учитывал архитектурной целостности ансамбля. В частности, предполагалось построить каменные лавки между двумя корпусами (колокольным и торго­вым) и Вознесенской церковью. Проект этот остался неосуществленным.
Как культовые учреждения Георгиевская и Вознесенская церкви перестали существовать в советское время. Они были закрыты, соответственно, в 1930 и 1933 годах, в первой размещ­ался музей, склад стройматериалов, вторую приспособили под водонапорную башню. Церковные интерьеры оказались утрачены.
Если княжеская усадьба сохранилась лишь частично, то практически все строения ансамб­ля Вознесенской церкви дошли до наших дней. Лишь северо-западная башня и колокольный корпус находятся в руинированном состоянии.
Ансамбль в Лыскове – один из немногих ансамблей торговых площадей эпохи классициз­ма начала XIX века, сохранившихся на территории Нижегородской области. Постановлением Совета Министров РСФСР № 1327 от 30 августа 1960 года он был взят на государственную охрану как памятник архитектуры республиканского (по современной терминологии – феде­рального) значения. Вместе с тем, градостроительное значение ансамбля так и не было в пол­ной мере оценено и в советское, и постсоветское время. Возобладала вышеуказанная тенден­ция, направленная на ликвидацию огромной Базарной площади. Южная часть ее застраивает­ся комплексом пожарной части, появляется кинотеатр, разбивается небольшой парк. Все это перекрыло вид на ансамбль Вознесенской церкви с дальних точек при въезде в центр города.
Некоторое время пожарная часть была отделена от ансамбля сквером. В настоящее время он ликвидирован за счет расширения служб МЧС и появления здесь строений мясокомбина­та, которые вплотную подступили к зданию Георгиевской церкви. Это еще больше усугубило негативную ситуацию с восприятием памятника, особенно с юго-востока.
С северной стороны ансамбля по-прежнему существуют деревянные павильоны бывшего колхозного рынка и другие строения на площади Революции, никак невяжущиеся с ним.
Что касается самих зданий ансамбля, то противоаварийные работы в Вознесенской церкви были начаты Горьковской специальной научно-реставрационной производственной мастер­ской еще в 1981 году. Затем был разработан проект реставрации ансамбля (автор – архитект­ор С.Н. Столяренко). К настоящему времени полностью отреставрирована Георгиевская церковь, в которой возобновлено богослужение, частично – здание духовного училища и тор­говый корпус. Реставрационные работы продолжаются на самой Вознесенской церкви. Коло­кольный корпус и круглые башни ждут своей очереди.

[Link]
 ()
Фотолюбитель Калининград
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Комп.обработка Армавир
 ()
Репортажный... Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Сам не... Москва
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
дизайнер... Москва
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Екатеринбург
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Ивдель
 ()
Фотограф Краснодар
 ()
Фотолюбитель Москва