| Витраж "ВоскресениеХристово" по эскизу Н. А. Бруни исполнила фирма Ф. К. Цеттлера (Мюнхен). НИМРАХ.В собрание Музея Академии Художеств витраж попал в 1930-е годы. Автором статьи установлено, что он находился в церкви второго кадетского корпуса в Петербурге.
Сохранившиеся на металлической обвязке, вмурованной в кладку стены, элементы крепежа, профилированный подоконник с внутренней стороны окна, предназначенный для упора металлической рамы витража, размеры полуциркульного проема убеждают в этом. Церковь Св. Александра Невского была устроена во втором кадетском корпусе на набережной Ждановки в 1804 году. Витраж с изображением Воскресения установлен значительно позднее, в 1899 году во время ремонтных работ, которые были произведены на средства карачаевского купца Ивана Алексеевича Меньшикова. Стены церкви были выкрашены «масляною краскою в тонах», потолок украшен живописью. Сдержанная золотисто-белая цветовая гамма витража с орнаментом на темно-зеленом фоне по периметру как нельзя лучше подходила для классицистического зала с массивными дорическими колоннами. Когда во время службы торжественно открывались царские врата иконостаса, подсвеченный неярким светом петербургского дня витраж лишь немного выделялся среди других образов в иконостасе. Фирма Ф. К. Цеттлера, выполнившая витраж, о чем есть надпись в левом нижнем углу окна возле рамы, в XIX столетии была одной из крупнейших в Европе. Она была основана в 1871 году как дочерняя фирма художественного ателье христианского искусства Йозефа Габриэля Майера. Мастерская Цеттлера, быстро вступившая в конкуренцию со своим родителем, специализировалась исключительно на изготовлении живописи на стекле, и именовалась «Институт для церковной живописи на стекле». Работы ателье можно было видеть в немецких церквях Бремена, Фрайбурга, Магдебурга, Аугсбурга, Франкуфрта-на Майне, и конечно, в Мюнхене,
/С. 87/
где располагалось производство. Мастерская была очень успешной, заказчики ее работ были в Стокгольме и Вене, в Греции и Румынии, в Англии и Ирландии, в Италии и в России. |