Тофалария. Наскальный рисунок Танец Черного Гуся Хозяина Неба

Опубликовано: 4242 дня назад (14 сентября 2012)
Рубрика: Без рубрики
Просмотров: 492


Кочуя по уникальным местам Центральных Саян с охотником из рода Чептэй и изображая мир Тофаларии, через месяц путешествий мы приблизились к Священным Скалам с нанесенными на них Рисункам. Восхищенный их величием и красотой, я вежливо попросил старого охотника рассказать, как он понимает вечные сюжеты Наскальной Живописи. Пожилой охотник внимательно осмотрел Наскальные Рисунки, и мысленно общаясь с духами, озвучил свои впечатления.
Рассматривая Наскальные Рисунки, невольно задумываешься, откуда охотник кочевал в Священные Саяны? Зачем привел его долгий путь, к вершинам гор, к туманным перевалам, и к осыпям камней на склонах гольцевых. К охоте на изюбря с собаками по насту, и к каменистым речкам вперемешку со мхами? В чем смысл его дневных перекочевок, в умении выжить или увидеть красоту?
Наши предки полагали, что жизнь присутствовала во всех окружающих их предметах. Душой были наделены камни, деревья, скалы, воздух, река, земля, то есть всё вокруг.
Охотники и таежные кочевые оленеводы и сегодня почитают духов Хозяев Тайги, горы, воды, неба, Священные скалы с наскальными рисунками, где предки запечатлели свои мифы, обряды, поверья, посвященные животному миру и жизни сложившиеся в далекие времена. Наскальное искусство часть культуры охотников и таежных кочевых оленеводов и создавались, как передача прекрасных чувств и история взаимоотношений человека и тайги. Видение мира человеком прошлого, возможно, было совершенно иное, чем наше сегодня. Поэтому понять смысл и дать объяснение первобытных рисунков интересно художникам нашего времени, чтобы понять ту суть, которая рождает современное творчество.
Наскальное полотно в верховьях Уды Саянской, древний художник нанес на вертикальной скале, выбрал ровную плотность, прямоугольную форму и темно красный цвет камня. Скалы с рисунками обращены к воде реки Уда в спокойном ее течении и очень зрелищны, вписаны в таежный пейзаж красивой местности и отражаются в воде. Наскальные рисунки созданы с южной стороны, хорошо освещены солнечным светом, освещение играет особую роль в их восприятии. В разное время суток: утро, полдень, вечер рисунки на скале дают разные живописные оттенки, изменяются, и сюжеты как бы оживают. Наскальная живопись написана естественными красками, охрой красных тонов с жиром оленя. Фигуры оленей и Гуся изображены в профиль, а человек показан анфас в движении, над головой солярный знак. Все фигуры живы. Динамика передана согнутостью ног, рук, наклоном тела или поворотом головы. Взаимные пропорции различны, птица выделена крупно.
В изобразительном мотиве просматривается таежный животный мир Саян и Модели Вселенной связанные с мифами и мировоззрением охотников. Изображены стадо оленей, человек, образ птицы и следы медведя
Охотники и таежные кочевые оленеводы почитают Черного Гуся, как Священную птицу. Гуси оставили след в мировосприятии охотников. Первым с неба был послан в бескрайний водный океан Гусь, создавать свой дом-гнездо Саяны. Гусь плавал, нырял и доставал со дна глину и создал землю, нырял, доставал со дна океана камни и создал горы. Прекрасные горы Саяны понравились Гусю, он сделал их своим любимым местом кормежек, и снес небесные яйца: луну и солнце.
Сохранились легенды рода Чептэй с которыми Черного Гуся связывало их происхождение. Охотник, спасал Небесную Птицу, найдя ее раненой, кормил, лечил и ухаживал. Небесная птица окрепла, поправилась. Охотник был восхищен ее красотой и взял ее себе в жены. У них родились дети и назвали их Кара-Гасы или Черные Гуси. Они стали охотится, и кочевать с оленями в Саянах. С тех времен Гуси стали помогать своим спасителям в промысле. Черный Гусь и сегодня хозяин весеннего неба и охотников. Охотники ощущают свою связь с Черным Гусем, мифическим предком, и пользуется силой птицы, ее интуицией. Личная приязнь и родственное ощущение запрещает уничтожать и употреблять Гуся в пищу. В охотничьих обрядах посвященных Священному Черному Гусю, тотему рода Чептэй, платят за защиту и покровительство, делая подношения в виде еды, питья. На местах перелетов возносят просьбы, изготавливая своими руками амулеты Священной птицы. Амулеты носят на груди. И если Черный Гусь покровительствует, охотник всегда мудр и вынослив, умеют беречь силы и не теряет самообладания. Самые Священные амулеты хранились у старейшин, и предназначалась для Танца Черного Гуся - церемонии звероловов на Суглане, продолжавшейся несколько дней. Во время танца возносилась совместная молитва всех родов Чептэй, Чогду и Хаш, в которой ему испрашивалось благоденствие, здоровье и удача в охоте.
В сюжете Наскального полотна нарисован вверху, посланник небесного мира, птица Черный Гусь. Стада Оленей разных родов и центральное место композиции занимает танцующий Танец Черного Гуся человек с солярным знаком старейшины.
В низу справа, приметы мира земли, следы медведя, Хозяина Тайги, олицетворяющего силу природную, защиту, мудрость. Родство с хозяином леса, имевшим божественное происхождение и способным покровительствовать людям, связано признанием его следов когтей и лап магическим символами, сохраняющими медвежью энергию в качестве оберегов.
Главным героем Наскального полотна остается домашний северный Олень, который символизирует солнце, а солнце символизирует Оленя, вместе согревая весь Мир, Тайгу, образ жизни и культуру от страшной зимней стужи. Северные Олени кочуют по границам небесных океанов, отражая глазами бездонное небо, грудью раздвигают наплывающие облака.
В этой бескрайней вселенной таежный кочевой оленевод вечно охраняет Солнечных Оленей дающих жизнь, пищу, одежду и кров, постигая тайну протоптанных в тайге следов, и глубину небес бездонных. Ежегодно совершает обряд посвящения Хозяину Гор самого сильного и крупного оленя. В торжественном Танце Черного Гуся, под звуки Хомуса, Оленю на шею вешает ремешок, к которому привязывает много разноцветных ленточек Джалама и каждой ленточкой просит Духов помогать оберегать стадо оленей. Сколько ленточек у Посвященного Оленя, столько и Оленей в стаде. Посвященного Оленя называют Солнечным, на этом Олене запрещено ездить верхом, перевозить грузы и спиливать ему рога. Ходит красивый Олень свободным по высокогорной тундре в вершинах Саян и вольные ветры развивают цветные ленточки вокруг его шеи, напоминая лучи солнца. Солнечный Олень тропой измерят глубины небесного свода, ровняясь созвездиям, плывущим в вечных снегах, касается копытами вершин. В задумчивых мечтательных дневных перекочевках, он иногда смотрит в низ, на дно гранитного каньона, в источник чистых рек, стремительных и своенравных, рассматривая отражение звезд в лазури небосвода. В этой бескрайней вселенной таежный кочевой оленевод бережно охраняет Солнечных Оленей дающих жизнь, постигая тайну протоптанных в тайге следов, и глубину небес бездонных. Священная Птица Черный Гусь Хозяин Неба и Медведь Хозяин Тайги, верно, помогают охотнику, исполняющему традиционный Танец Черного Гуся, вечно встречаясь в небесной бесконечности.
Слушая внимательно рассказ, пожилого таежного оленевода и рассматривая детали живописи, современному наблюдателю можно уловить момент, когда древний Наскальный Рисунок превращается в знак. Попытаться объяснить текучесть и зыбкость границ между миром игры природы и символом, наделенным способностью к самостоятельным пониманию полной картины Мира, действиям одновременности и искоркам этнофутуризма. Черпая вдохновение в древнем наскальном искусстве, традиционной кочевой мифологии и обрядах, ощутить себя частью Сибирской культуры. Влюбленный в природу и духовные ценности вселенной, кочуя вместе с таежными оленеводами вверх по горным ручьям, хребтам и каменистым тропам, ближе к плывущим облакам и вечному снегу, ощущая время и вечность, можно и сегодня написать цельную картину прекрасного Тофаларского Мира.
Тофалария – Суглан Священных Амулетов Ээрен рода Кара-Чогду
Комментарии (1)
Андросова Людмила # 21 июня 2016 в 01:04
интересно!!!!!! smile
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Новосибирск
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Ташкент
 ()
Сам не... Москва
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Фотолюбитель Самара
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотограф Pleven
 ()
Фотолюбитель Одинцово
 ()
Фотолюбитель
 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Краснодар
 ()
Фотолюбитель