Лебедянь. Спасо-Преображенский храм

 

 

Комментарии (1)
Стерхъ # 9 ноября 2015 в 23:13
Лебедянь. Спасо-Преображенский храм
Адрес: Лебедянь, улица Щорса, Старое кладбище
Год постройки: 1812
Стиль: Классицизм

Преображенская кладбищенская церковь в Лебедяни почти всю вторую половину XX столетия была единственной действующей в городе, и для многих лебедянцев именно этот маленький храм среди деревьев за каменной кладбищенской оградой на окраине города был олицетворением и средоточием их духовной жизни.
История же первой кладбищенской церкви Лебедяни уходит своими корнями в XVIII столетие. После указа императрицы Екатерины Великой от 1771 г., запрещавшего из-за частых эпидемий хоронить усопших жителей у городских приходских церквей, для этих целей во всех городах России в 1770-х гг. были отведены специальные загородные погосты.
В Лебедяни городское кладбище было открыто на городском выгоне за р. Городянкой в 1773 г. А в октябре 1775 г. там же освящена деревянная церковь во имя Преображения Господня, которая перенесена была на кладбище из упразднённого в 1764 г. Лебедянского девичьего Преображенского монастыря.
Шло время... Постепенно увеличивалось население Лебедяни, с годами расширялось городское кладбище. К началу XIX столетия древний деревянный храм, пришедший в ветхость, требовал обновления, и было принято решение о строительстве нового храма.
Каменная тёплая кладбищенская церковь во имя Преображения Господня построена была на средства лебедянского купца второй гильдии Ивана Ефимовича Игумнова на месте прежней деревянной церкви. Окончанием строительства нового храма следует считать 19 июня 1811 г., когда И.Е. Игумнов подал прошение в Тамбовскую духовную консисторию «о пришедшей в готовность к освящению устроенной вместо старой деревянной кладбищенской церкви новой каменной во имя Преображения Господня». В том же документе содержалась просьба освятить новый храм на старом антиминсе. После этого в 1812 г. Преображенская церковь на городском кладбище была освящена. Тогда же в трапезной храма был устроен придельный алтарь во имя святой Варвары в память о втором храме Преображенского девичьего монастыря. Спустя почти сто лет, в 1903 г., ввиду тесноты в маленьком храме по предложению епископа Тамбовского и Шацкого Димитрия (Ковальницкого) Варваринский придел был упразднён.
Строитель каменной Преображенской церкви Иван Ефимович Игумнов (1747— 1828), приехавший в Лебедянь из Данкова на рубеже XVIII —XIX вв. со своими сыновьями Иваном и Степаном, был основателем Лебедянской ветви своего рода. Игумновы занимались торговлей, приносившей им хорошие доходы, но при этом не жалели средств на храмоздательство и другие богоугодные дела и прославились как щедрые церковные благотворители. Строитель каменной Преображенской церкви Иван Ефимович Игумнов, который имел художественный талант и писал масляными красками картины и иконы, собственноручно украсил выстроенный им храм образами своей работы.
В 1860 г. вокруг Преображенского храма и окружавшего его городского кладбища на пожертвованные старостой Ново-Казанского собора потомственным почётным гражданином и купцом первой гильдии Николаем Ивановичем Игумновым 1 000 руб. сооружена каменная ограда.
Согласно страховым оценкам 1910 г., кладбищенский храм вместе с колокольней имел длину 38 арш., ширину 11 арш., а наибольшую высоту до верха карниза 28 арш. Колокольня в два яруса имела высоту до карниза 32 арш. Снаружи Преображенская церковь окрашена масляной краской, внутри оштукатурена и покрашена. Иконостас длиной 11, высотой 15 арш., оценён в 4 000 руб.
Достопримечательностью Преображенской церкви являлась местночтимая Корсунская икона Божией Матери древнего письма, перенесённая в храм из упразднённого Преображенского девичьего монастыря.
При храме была кирпичная сторожка в два окна, размером 6×8 арш. и высотой 3,5 арш., крытая железом.
В 1887 г. в ограде кладбищенской церкви построена каменная усыпальница размером 10 на 8 арш. и высотой 4 арш. с четырьмя окнами. Несколько лет она не использовалась, и посетивший в августе 1899 г. Преображенский храм епископ Тамбовский и Шацкий Георгий (Орлов) предлагал использовать это здание под церковно-приходскую школу: «Преображенская церковь надлежаще благоустроенная снаружи и внутри... стоит около пригородной слободы, а школы при ней нет. Весьма было бы полезно открыть при оной церковно-приходскую школу, помещением для которой могло бы служить стоящее в церковной ограде приличное каменное здание, предназначенное для усыпальниц, но совсем не нужное и никогда не употребляемое на сей предмет». Однако в силу каких-то причин церковно-приходская школа при Преображенском кладбищенском храме так и не была открыта.
По данным 1915 г., Преображенскому храму принадлежало 36 дес. земли, из которых 3 дес. занимали сам храм и прилегающее к нему кладбище, а ещё 33 дес. находились при деревне Васильевской Троекуровской волости Лебедянского уезда и были выделены причту Преображенского храма постановлением Лебедянской городской думы, утверждённым тамбовским губернатором в 1884 г.
Земля, сдаваемая причтом храма в аренду, не являлась основным источником дохода, благодаря которому приход мог бы обновлять внешнее и внутреннее убранство своего храма. По традиции, все расходы на церковное благоукрашение ложились на плечи прихожан, а в особенности — старосты храма. Так, в 1889 г. старосте Преображенской церкви Лебедянскому купцу второй гильдии Алексею Петровичу Попову был преподано благословение Святейшего Синода с выдачей установленной на то грамоты за обновление главного алтаря храма и приобретение различной церковной утвари на собственные средства в размере 3 000 руб. С 1911 г. старостой Преображенского храма стал городской голова Лебедяни мещанин Николай Николаевич Чурилин. К 1915 г. частично на его средства были произведены ремонт полов, оконных и дверных рам в самом храме, а также устроена шоссейная дорога от города к воротам кладбища и по самому кладбищу до церкви.
Устройство дороги к Преображенскому кладбищу давно было насущной проблемой для жителей города, которые не только хоронили здесь своих близких, но и часто приходили сюда, чтобы почтить их память и привести в порядок могилы, среди которых и в настоящее время сохраняются надгробия многих лебедянцев, чьи имена будут долго помнить потомки. Это строители и благотворители лебедянских храмов купцы Игумновы с членами своих семей, и летописец земли Лебедянской Пётр Николаевич Черменский, и краевед Павел Дмитриевич Алексеев, воссоздавший Лебедянский краеведческий музей, и многие другие.
На Преображенском кладбище нашли свой последний приют и представители Лебедянского духовенства, часть которого была непосредственно связана с храмом Преображения Господня. Изначально кладбищенский храм не имел собственного штата священно- и церковнослужителей и был приписным к соборному Ново-Казанскому храму. Лишь с 1860-х гг. в Преображенской церкви появился свой причт, состоявший из священника и псаломщика.
В 1901 г. священником Преображенского храма был назначен о. Андрей Николаевич Черменский, во многом благодаря которому Лебедянь «приобрела» впоследствии своего главного летописца — Петра Николаевича Черменского (1884—1973). Будущий священник Лебедянской кладбищенской церкви родился 22 ноября 1858 г. в семье псаломщика с. Чермные Темниковского уезда Тамбовской губернии. В 1883 г. он окончил Тамбовскую духовную семинарию и через два года был рукоположен Преосвященным Палладием (Ганкевичем), епископом Тамбовским и Шацким, в священника к церкви с. Тарадей Шацкого уезда. В 1901 г. о. Андрей Черменский перемещён к Преображенскому храму Лебедяни с назначением на должность внештатного наблюдателя церковно-приходских школ Лебедянского уезда. Именно в эти годы к старшему брату стал приезжать тогда ещё студент Тамбовской духовной семинарии, а потом исторического отделения Петербургского историко-филологического института Пётр Николаевич Черменский. Тогда же у П.Н. Черменского пробудился интерес к истории Лебедяни и Лебедянского уезда, в результате чего ещё до революции увидели свет несколько серьёзных научных работ, среди которых, безусловно, заслуживает самого наилучшего отношения его книга «1613— 1913. Город Лебедянь и его уезд в XVII в. (К трёхсотлетию города Лебедяни)», изданная в Петербурге в 1913 г. Достойный вклад в изучение церковной истории Лебедянского края, в том числе и прошлого Троицкого мужского монастыря, а также городских храмов Лебедяни внесли другие работы Петра Николаевича — «Лицевой синодик XVIII века Свято-Троицкого Лебедянского монастыря» и «Старинные храмы города Лебедяни». В эти годы П.Н. Черменский активно сотрудничал с Тамбовской учёной архивной комиссией. В 1915 г. уже преподаватель истории Императорского историко-филологического института Пётр Николаевич Черменский венчался в Ново-Казанском соборе Лебедяни с девицей Ольгой Севериновой — дочерью личного дворянина Ивана Ксенофонтовича Северинова. Одним из поручителей жениха был сын священника А.Н. Черменского Василий. Пётр Николаевич Черменский жил в Лебедяни в годы Гражданской войны, а затем и с 1950 по 1973 г. Здесь он подготовил немало трудов, посвящённых истории края, навсегда вписав своё имя в историю и культуру Лебедянской земли.
В 1915 г. о. Андрей Черменский был переведён на штатную должность уездного наблюдателя церковно-приходских школ с причислением сверх штата к Ново-Казанскому собору. К сожалению, пока неизвестно, как и когда окончилась земная жизнь о. Андрея. Знаем лишь, что умер он после 1931 г., по-видимому, в Лебедяни.
На место о. Андрея Черменского священником Преображенского храма Лебедяни был назначен о. Вениамин Константинович Романовский, родившийся 26 июля 1874 г. в семье диакона с. Сенцово Липецкого уезда, окончивший в 1894 г. Тамбовскую духовную семинарию и до 1912 г. занимавший должность надзирателя и эконома Липецкого духовного училища. В 1912 г. В.К. Романовский был рукоположен в священника к Успенской церкви с. Успенское, Кузовлево тож Липецкого уезда, откуда в 1915 г. переведён в Лебедянь. О. Вениамин состоял также в должности члена Лебедянского отделения Тамбовского епархиального училищного совета. К 1915 г. он был награждён несколькими благодарностями епархиального начальства и набедренником. Но вскоре грянула революция и о. Вениамину Романовскому как настоятелю православного храма и пастырю пришлось решать совсем другие задачи. Пришлось заново выстраивать отношения с властями, которые относились и к духовенству, и к верующим как противникам существующего строя, а также бороться с внутренним расколом в Русской Православной Церкви, вызванным обновленческим движением. И здесь о. Вениамин показал себя как убеждённый и последовательный сторонник Патриарха Тихона (Беллавина), а затем и митрополита Сергия (Страгородского). Авторитет его как «знаменитого проповедника» на этом поприще признавался не только верующими, но и штатными осведомителями ГПУ: «Романовский... который имел большой авторитет даже у остальных попов и которого считали главой в то время организации „тихоновцев“, так как у Романовского под его началом проводились сборища и беседы, за что он подвергался репрессиям». Неудивительно, что священноначалие ценило активную пастырскую и административную деятельность о. Вениамина, о чём свидетельствует и награждение его в 1924 г. в Москве саном протоиерея, и назначение на должность благочинного Лебедянского округа, в который входило 25 городских и сельских храмов. К о. Вениамину не раз приезжал для решения вопросов по управлению приходами Лебедянского благочиния Липецкой епархии епископ Уар (Шмарин), который вместе с Романовским служил в Преображенской кладбищенской церкви 29 сентября 1931 г.
Власти такого активного и пользующегося авторитетом священнослужителя терпеть долго не могли, и в марте 1932 г. протоиерей Вениамин Константинович Романовский вместе с другими священниками «тихоновской ориентации» был арестован органами ГПУ как руководитель контрреволюционно-монархической организации. После месяца допросов и очных ставок о. В.К. Романовский был приговорён к трём годам ссылки в Северный край.
После ареста и ссылки о. Вениамина кладбищенский Преображенский храм, по всей видимости, был передан обновленцам. По крайней мере, это следует из воспоминаний Д.И. Нацкого, посетившего Лебедянь летом 1934 г.: «Кроме старого собора, действуют ещё три обновленческие церкви, а в других — овощесушилка и зерновой склад. В кладбищенской церкви служит бывший землевладелец и огородник Иван Алексеевич Еремеев, отпустивший шевелюру до плеч и бороду».
Окончательное закрытие Преображенской церкви на городском кладбище произошло около 1936 г., поскольку в декабре этого года верующие Лебедяни, в частности Шестаков Михаил Кузьмич, писали в Лебедянский райисполком заявление об открытии кладбищенского храма. После закрытия храм Преображения Господня использовался как зернохранилище.
Лишь изменение отношения государства к Русской Православной Церкви, вызванное тяжелейшими условиями Великой Отечественной войны, сделало возможным возвращение верующим некоторых православных храмов. Поспешили воспользоваться такой возможностью и жители Лебедяни. 24 ноября 1943 г. верующие обратились в Лебедянский райисполком с просьбой об открытии Преображенской церкви. Письмо было написано Алексеем Ивановичем Кузьминым, подписано ещё 27 лебедянцами, среди которых Любовь Андреевна Рождественская, Серафима Андреевна Огаркова, Варвара Михайловна Русинова, Мария Тимофеевна Маховикова и др. На это письмо ответа не последовало, и 22 декабря 1943 г. верующие отправили новое письмо, теперь уже в облисполком Совета депутатов трудящихся Рязани: «Ходатайственное заявление. Имея желание совершать религиозные обряды: крещение младенцев, погребение умерших и другие таинства в православном храме, а также желание совершать богослужения — вознося молитвы за наших великих полководцев советской страны, о даровании победы над полчищами Германского Гитлеризма, о здравии воинов нашей Красной Армии, о вечной памяти погибшим воинам за Славу и Честь нашей Родины; мы нижеподписавшиеся верующие г. Лебедяни дважды подавали ходатайство в Исполнительный Комитет г. Лебедяни об открытии одной из церквей, но положительного ответа до сих пор не получили. В силу указанного обращаемся в Рязоблисполком с ходатайством разрешить нам открыть кладбищенскую церковь, дав предписание о вывозке из неё зерна (овёс) элеватора. На первое время необходимые ремонты по церкви, церковную утварь и другие принадлежности для совершения богослужений — община верующих путём добровольных пожертвований обеспечением берёт на себя. Для отправления треб и начала церковной службы — священник, как настоятель православной канонической церкви, — имеется. Община верующих г. Лебедяни убедительно просит Облисполком удовлетворить наше ходатайство и дать положительный ответ Лебедянскому Райисполкому. К сему подписуемся от общины верующих Ив. Н. Кузьмин, Волков, Проскурнин Ф.И., Набатникова,…»
В то же время община обратилась к архиепископу Рязанскому Алексию (Сергееву) с просьбой ходатайствовать об «открытии одной из церквей» в Лебедяни, а также о выдаче церковной утвари, находящейся в ведении Лебедянского райисполкома, и назначении настоятелем храма о. Виктора Михайловича Галахова. Письмо подписали Попов А.И., Кривошеина Е.И. , Попова Елизавета Никаноровна, Балашова Александра Ивановна и др. Всего 48 подписей.
Напрасно прождав несколько месяцев, 10 февраля 1944 г. верующие вновь обратились в Рязанский облисполком с просьбой "об ускорении открытия церкви и соответствующем предписании Лебедянскому райисполкому о вывозке 130 тонн овса из кладбищенской церкви. Только после этого Преображенская церковь «в Пушкаро-Кладбищенской слободе Лебедянского района» была открыта решением Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете народных комиссаров СССР № 8 от 08.05.1944 г., утверждённым распоряжении СНК СССР № 10 974 рс от 20.05.1944 г.
3 июля 1944 г. состоялось собрание учредителей приходской общины (двадцатки. — Прим. авт.) Преображенской церкви, избравших церковный совет в составе: Кузьмин Алексей Иванович — староста; Иванов Алексей Петрович — казначей; Огарков Сергей Михайлович — секретарь. Председателем ревизионной комиссии избрали Павлова Тимофея Трофимовича. После этого участники собрания постановили ходатайствовать о назначении священником храма о. Виктора Михайловича Галахова. 14 июля 1944 г. был подписан договор о передаче здания Преображенского храма общине верующих, насчитывающей 200 человек. Из имущества были переданы: ковчег бронзовый, кадило медное, чаша серебряная позолоченная, антиминс шёлковый, ковчег медный, крест серебряный с камнями, Евангелие в металлической оправе, а также священнические одежды.
В 1945 г. церковным старостой Алексеем Петровичем Ивановым в Преображенском храме был произведён ремонт. К маю 1947 г. община приобрела следующую серебряную утварь: дискос, звездница, лжица, копие, лжица малая, крест наперсный, сосуд серебряный вкладной. Позднее двадцатка приобрела ещё два серебряных креста и серебряный ковшик. В Преображенском храме, ставшем единственной действующей церковью на всю округу, было собрано большое количество икон, которые жители спасли из закрытых в 1930-х гг. храмов и монастырей: 51 икона малых размеров, 23 иконы больших размеров, 20 икон средних размеров, два распятия. Так, по данным на 1960 г., в алтаре находились: иконы Воскресение Господне, Святая Троица, Господь Саваоф, запрестольный образ Божией Матери и разных 36 икон, крест запрестольный, 2 трикирия и семисвечник. В иконостасе насчитывалось 17 икон. Указанная икона Святой Троицы ранее была одним из чтимых образов Лебедянского Троицкого мужского монастыря и на долгие годы стала главной святыней Преображенского храма Лебедяни, к которой спешили приложиться и обратиться с молитвенной просьбой тысячи верующих со всей округи.
В середине 1960-х гг. в храме пел церковный хор, состоявший из 16 певчих под управлением регента. И сегодня мало кто даже из лебедянцев знает, что известный краевед Пётр Николаевич Черменский в эти годы по праздникам пел на клиросе Преображенской церкви. К сожалению, в истории кладбищенского храма были случаи и другого отношения к единственному центру духовности в районе: в ночь с 25 на 26 апреля 1965 г. Преображенская церковь была ограблена неизвестными, взявшими из кассы 544 руб. 20 коп.
До конца 1980-х гг. Преображенский храм оставался единственным действующим во всём Лебедянском районе, где постоянно совершались богослужения, а верующие могли причаститься Святых Тайн, крестить своих детей, помянуть близких. Для прихожан кладбищенской церкви в это время значительным событием становились посещения Преображенского храма правящими архиереями Воронежско-Липецкой епархии.
С Преображенского прихода началось возрождение Православия на Лебедянской земле. Здесь, в маленьком храме, прячущемся в тени могучих деревьев городского кладбища на окраине Лебедяни, 28 марта 1990 г. приходское собрание Преображенской церкви единогласно постановило перенести богослужения в переданный недавно общине Ново-Казанский собор. Именно причт и община храма Преображения Господня взвалили на свои плечи восстановление главного храма города, занимающего его центральную площадь, и той роли, которую занимала некогда и должна была занимать в обществе и государстве православная вера.
Подлинной наградой и для прихожан Преображенской церкви, и для всех лебедянцев стало прославление в 2000 г. в лике святых новомучеников и исповедников Российских протоиерея Сергия Анатольевича Правдолюбова (1890—1950), который служил в кладбищенской церкви Лебедяни в 1947 — 1950 гг. Родился будущий священноисповедник 13 июня 1890 г. в с. Маккавееве Касимовского уезда Рязанской губернии, в семье учителя Касимовского духовного училища Анатолия Авдеевича Правдолюбова, ставшего впоследствии настоятелем Успенского храма г. Касимова. Сергий Правдолюбов получил образование в Касимовском духовном училище, Рязанской духовной семинарии и Киевской духовной академии, которую он окончил в 1915 г. со степенью кандидата богословия. В том же году, 26 октября, епископом Вятским и Слободским Никандром (Феноменовым) был рукоположен в священника Спасской церкви слободы Кукарки (будущий город Советск Кировской области. — Прим. авт.) Вятской епархии. В 1919 г. о. Сергий там же стал настоятелем Троицкого собора и благочинным 1-го округа Яранского уезда Вятской епархии. В 1923 г. Правдолюбовы переехали на родину — в Касимов, где архиепископ Рязанский и Зарайский Борис (Соколов) назначил главу семейства настоятелем Троицкого храма. О. Сергий быстро завоевал любовь и уважение своих земляков и прихожан, особенно за проповеднический талант. Его проповеди приходили слушать жители города из других приходов. «За усердное проповедание слова Божия» о. Сергий Правдолюбов в 1928 г. был награждён священноначалием крестом с украшениями, а в 1929 г. арестован светскими властями и заключён в Касимовскую тюрьму. Отсидев несколько месяцев, к Пасхе о. Сергий был выпущен из тюрьмы благодаря многочисленным ходатайствам жителей Касимова. В последующие годы дарования о. С.А. Правдолюбова как пастыря и проповедника раскрылись во всей своей полноте, сделав его подлинным церковным и духовным центром Касимова. Неудивительно, что уже в 1934 г. о. Сергий был награждён архиепископом Рязанским Иувеналием (Масловским) одной из высших наград для белого духовенства — митрой. А в 1935 г. последовал новый арест, в результате которого о. С.А. Правдолюбова приговорили к 5 годам заключения, которые исповедник отбывал на Соловках. После возвращения из лагеря о. Сергий вернулся в Касимов, где в виду закрытия всех храмов вынужден был жить случайными требами и заработками своей супруги Лидии Дмитриевны. В 1943 г. о. Сергия мобилизовали на трудовой фронт в качестве сторожа инвентаря на Малеевском карьере. С 1946 по 1947 г. он служил в одном из храмов Спасска Рязанской области, но по требованию уполномоченного был переведён на самый край тогдашней Рязанской области — в Лебедянь. Здесь, в Преображенском кладбищенском храме города, прошли последние годы жизни и служения Богу и Церкви протоиерея Сергия Правдолюбова. По воспоминаниям близких о. Сергия, его служение в Лебедяни ознаменовалось пастырскими трудами и болезнями — сказалось соловецкое заключение. И в свои шестьдесят лет он выглядел на все восемьдесят. 18 декабря 1950 г. протоиерей Сергий Анатольевич Правдолюбов скончался и был погребён у алтаря Преображенской церкви, а через 50 лет определением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II протоиерей Сергий Правдолюбов был сопричислен к Собору новомучеников и исповедников Российских. Честные мощи священноисповедника Сергия были обретены 4 октября 2001 г. у алтаря Преображенского храма Лебедяни, после чего перенесены в Рязанскую епархию и ныне покоятся открытыми для поклонения в Троицком храме города Касимова. А частичка мощей святого ныне бережно хранится и почитается на Лебедянской земле. О лебедянском периоде жизни священноисповедника Сергия Правдолюбова напоминает и памятная доска на южной стене Преображенского храма, который и сегодня продолжает выполнять функцию кладбищенской церкви и остаётся одним из самых любимых и почитаемых в Лебедяни.

А. И. Гамаюнов, А.Ю. Клоков, А.А. Найдёнов: «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Лебедянский район. Часть I». Липецк, 2009.
 ()
Фотограф Lahti
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Екатеринбург
 ()
фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотограф
 ()
Фотограф
 ()
Фотограф
 ()
Санкт-Петербург
 ()
Фотограф Нефтекамск
 ()
Фотограф Томск
 ()
Фотограф Томск
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Дубна
 ()
Фотограф Дубна
 ()
Фотограф Краснодар
 ()
Санкт-Петербург
 ()
Фотограф Горловка
 ()
Фотограф Горловка
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Севастополь
 ()
Москва
 ()
Фотограф... Москва
 ()
Фотограф... Москва