Фрески Воскресенского собора в Ростове Великом.(Иконостас)

Фрески Воскресенского собора в Ростове Великом.(Иконостас)

Церковь Воскресения располагается над Святыми воротами Ростовского кремля. Ворота с церковью находятся в центре северного фасада кремля и обращены к главному храму комплекса — Успенскому собору. Датой постройки церкви Воскресения считают 1670 год. Она была возведена первой из домовых церквей и представляет собой начальный этап грандиозного архитектурного замысла митрополита Ионы по созданию Митрополичьего двора. Церковь Воскресения пережила два крупных пожара, в 1730 и 1758 годах. После 1788 года в церкви, как и во всех остальных домовых храмах Ростовского кремля, не проводились богослужения. На ее нижних этажах были размещены склады и ледники. В XIX веке здание церкви Воскресения, как и остальные строения Ростовского кремля, начало приходить в упадок. В 1861 году был проведен ремонт храма. Произошло это благодаря инициативной группе ростовского купечества, главным вдохновителем которой являлся И. И. Хранилов, а жертвователями — Д. М. Плешанов и М. А. Хлебников. Однако восстановление церкви ограничилось ремонтом крыши и обновлением фресок. Из-за того, что нижний этаж в течение многих лет использовался в качестве склада льда и погреба, кирпич фундамента отсырел и начал разрушаться. Поэтому, несмотря на ремонт, церковь продолжала находиться в аварийном состоянии. В 1890 году была проведена реставрация первого этажа, в ходе которой была предотвращена угроза обрушения здания. Также был восстановлен декор церкви. Во время смерча, пронесшегося над Ростовом 24 августа 1953 года, с церкви Воскресения была снесена кровля и четыре главы. Одна из глав упала в пруд, другая застряла между звонницей и стеной церкви, остальные были отброшены от здания на некоторое расстояние. Реставрационные работы по восстановлению Ростовского кремля были поручены Ярославской специализированной научно-реставрационной мастерской под руководством архитектора Владимира Сергеевича Баниге. Реставрация проходила в 1954–1957 годах. Баниге видел главную задачу в восстановлении первоначальной формы покрытия церкви и вида ее башен. В ходе работы реставрационной мастерской храму Воскресения были возвращено первоначальное многоскатное покрытие и древняя система водоотвода. В 1954–1955 годах под руководством Б. Г. Брюсовой были реставрированы росписи интерьера церкви. В 1954-1955 гг. были отреставрированы под руководством В.Г. Брюсовой и стенные росписи интерьера. Реставраторы промыли и укрепили красочный слой, удалили записи XIX века, укрепили отставшую штукатурку, а также заделали множество утрат в местах выпадения левкаса над шляпками металлических гвоздей, которые мастера XVII века применяли для лучшего сцепления фрескового грунта со стеной. На местах утрат были сделаны тонировки темперными красками. Роспись стен церкви Воскресения относятся к одному из известнейших памятников русского искусства XVII века. Однако исследователи до сих пор спорят насчет даты создания и авторства фресок храма. Называются даты между 1670 и 1680 годами. А среди возможных участников росписи стен значатся лучшие художники того времени: Севастьян Дмитриев, Гурий Никитин, Дмитрий Григорьев, братья Константин и Василий Ананьины, Лаврентий Севастьянов, Иван и Федор Карповы. Главный реставратор церкви Вера Григорьевна Брюсова высказывала мнение, что роспись была осуществлена несколькими мастерами. Росписи фресок церкви Воскресения делят на три группы, соответствующие основным частям храма: росписи алтаря, церкви, галереи. Сюжеты, изображенные на фресках, расположенных в алтарной части делятся на верхнюю и нижнюю зону. Границей служит ярус изображений херувимов с распростертыми крыльями и полоса облаков. Таким образом, символически верхняя зона предстает как открытое небо. На склонах свода алтаря помещены крупные изображения: «О Тебе радуется», «Се Агнец Божий», «Похвала Богоматери», «Благослови Бог день седьмой», «Распятие с церковными таинствами» и «Великий вход». Эти композиции связаны между собой как начало и конец повествования. В начале Бог Отец благословляет своего Сына на подвиг Искупления. Путь к этому лежит через принятие человеческой плоти и рождение от Богородицы, которая благословляется, потому что послужила вочеловечению Спасителя и явила «образ грядущего прославления спасенного человечества. Время действий в этих композициях можно определить как „предвечное бытие“ и „жизнь будущего века“.

Дата публикации: 27 ноября 2018
Просмотров: 533

 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотограф Балашиха
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Евпатория
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Норильск
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Фотолюбитель Истра
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Электросталь
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотограф Хабаровск