Фрески Воскресенского собора в Ростове Великом.(Распятие)

Фрески Воскресенского собора в Ростове Великом.(Распятие)

Роспись стен церкви Воскресения относятся к одному из известнейших памятников русского искусства XVII века. Однако исследователи до сих пор спорят насчет даты создания и авторства фресок храма. Называются даты между 1670 и 1680 годами. А среди возможных участников росписи стен значатся лучшие художники того времени: Севастьян Дмитриев, Гурий Никитин, Дмитрий Григорьев, братья Константин и Василий Ананьины, Лаврентий Севастьянов, Иван и Федор Карповы. Главный реставратор церкви Вера Григорьевна Брюсова высказывала мнение, что роспись была осуществлена несколькими мастерами. Росписи фресок церкви Воскресения делят на три группы, соответствующие основным частям храма: росписи алтаря, церкви, галереи. Сюжеты, изображенные на фресках, расположенных в алтарной части делятся на верхнюю и нижнюю зону. Границей служит ярус изображений херувимов с распростертыми крыльями и полоса облаков. Таким образом, символически верхняя зона предстает как открытое небо. На склонах свода алтаря помещены крупные изображения: «О Тебе радуется», «Се Агнец Божий», «Похвала Богоматери», «Благослови Бог день седьмой», «Распятие с церковными таинствами» и «Великий вход». Эти композиции связаны между собой как начало и конец повествования. На фреске «Распятие» в восточной части свода изображены распятые вмести с Иисусом Христом разбойники, а также воины, которые бросали жребий о ризе Христа, и фарисеи. На заднем плане помещено панорамное изображение Иерусалима. Необычной деталью иконографии является расположение ладоней Иисуса Христа на кресте: кисти рук сложены в благословении, при этом правая кисть повернута вниз, а левая повернута вверх. Правая рука Спасителя благословляет расположенных под ней Богородицу, Иоанна Богослова и жен-мироносиц, а также праведного разбойника (над его головой изображен нимб). Левая рука отвращает благословение от изображенных под ней гонителей Христа — воинов, фарисеев, злого разбойника. Такое изображение рук распятого Спасителя встречается в нидерландской и поздневизантийской живописи. Исследователи отмечают, что художники, работавшие в церкви Воскресения, заимствовали сюжеты из гравюр голландских гравёров, напечатанных и изданных в Голландии в Библии Пискатора (или Лицевой Библии Пискатора). В XVII веке иконографические сюжеты из этой книги вдохновляли мастеров стенописи, работавших в Костроме, Ярославле, Вологде и Москве. По описи Ростовского Архиерейского дома в 1691 году известно, что Библия Пискатора имелась в библиотеке митрополита Ионы.

Дата публикации: 18 ноября 2018
Просмотров: 374

 

 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

 ()
мопсист или... Санкт-Петербург
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Москва
 ()
Новосибирск
 ()
Фотолюбитель Норильск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Калининград
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Скопин
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
. Ульяновск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Евпатория
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Скопин
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель Электросталь