| Собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском монастыре города Мурома.Собор был возведен на месте старого разобранного храма. В ходе разбора деревянного сооружения Благовещенский монастырь в Муроме обрел мощи святых князей. В первозданном виде до наших дней не сохранился этот храм, поскольку несколько раз его перестраивали и сегодня, к сожалению, в его внешнем облике практически ничто не напоминает сооружение, которое было возведено московскими мастерами, которых прислал Иван Грозный. Благовещенский собор высится на высоком подклете, и представляет собой прямоугольник, вытянутый с юга на север. Такая планировка вполне характерна для культовых сооружений XVI века. Стены Благовещенского собора представляют собой сложную скульптурную конструкцию, которая состоит из по-разному обработанных оконных наличников: зубчатой короной или килевидным кокошником. Колонки наличников представлены разными по цвету кубышками и бусинами. Архитектурные детали собора имеют много общего и с муромскими традиционными памятниками, и с образцами московского зодчества XVII века. Однако муромские храмы по характеру узоров составляют отдельную, особую группу в истории зодчества России.В архитектурном отношении исключительным можно считать южный фасад. Благодаря очень строгим пропорциям, сохранившимся с XVII века, здесь создана совершенная и гармоничная композиция. Есть подклет, по сути являющийся мощным цоколем, вход в который, обрамляют пилястры. На них опирается фронтон сложной конструкции. В боковых частях находятся окна арочной формы, утопленные в нишах. Во время нашествия польско-литовских войск пана Лисовского (1616) монастырь очень пострадал. Собор был безжалостно разорен и разграблен. После завершения войны и смуты, монастырь стали восстанавливать не сразу, и вновь не обошлось без милостей царя. При этом основные средства для восстановления собора и обители были выделены муромским купцом Т. Б. Цветновым, который в самом конце своей жизни в монастыре принял постриг, получив имя Тихон. Здесь же он был и погребен. Хотя собор одноэтажный, благодаря двум рядам окон создается необычное впечатление, что он двухэтажный. Этот интересный прием использовался во многих храмовых сооружениях XVI-XVII веков. В 1664 году главный собор Свято-Благовещенского монастыря в Муроме был фактически построен заново: от прежнего здания уцелел лишь подклет. Сегодня это пышно украшенное здание в стиле русского узорочья, имеющее пять глав, ряды кокошников, расположенных поверху четверика, красивое шатровое крыльцо и колокольню. На ней на средства Тарасия Цветнова установили часы. Первоначально главы храма имели шлемовидную форму, но позднее их сделали луковичными. Стены украшены великолепной резьбой – резные карнизами, полуколонками, наличниками. В Благовещенском монастыре соборе сохранился изумительный шестиярусный иконостас, выполненный в стиле барокко. Он был установлен в соборе в 1797 году и, вероятно, сохранился лишь благодаря тому, что в советские времена храм не закрывался. В нем сохранились уникальные иконы XVI-XVIII веков. Вполне соответствует иконостасу и интерьер собора: пышный портал, который украсил вход с паперти, поражает разнообразными украшениями. После литовского разорения Благовещенского монастыря в Муроме, оставался каменным только этот собор. В 1652 году в летописях сохранилась запись о каменной церкви Иоанна Богослова, которая не сохранилась до наших дней. Прочие строения по-прежнему оставались деревянными. Лишь в 1828 году был построен келейный корпус, а в 1900 году - возведен дом для игумена. В советское времена монастырь, как и большинство культовых сооружений, был закрыт, братия перешла жить в городские дома, но, как ни странно, Благовещенский собор оставался действующим: по-прежнему в нем велись богослужения.В 1923 году была вскрыта рака с мощами муромских князей. После этого их передали в музей, в качестве экспонатов. Собор все-таки закрыли в 1940 году, но ненадолго – до 1942 года. В 1989 году храму были возвращены святы мощи. |