| Собор Воскресения Христова и подземная церковь Константина и Елены в Новоиерусалимском монастыре в городе Истре.Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, построенный в 1658-1685 годах, был задуман как копия храма Гроба Господня в Иерусалиме, но при постройке получилось не точное повторение первообраза, а скорее его художественное преображение. Возведен был собор по обмерам, привезенным из Иерусалима, и на первом этапе строительства работы контролировал лично патриарх Никон. Он же присылал мастеров патриаршего двора. Из-за опалы и ссылки Никона строительство всего монастыря и собора в частности приостановилось, и продолжилось по указу царя Федора Алексеевича в 1679г.
Собор Воскресения Христова – уникальное храмовое сооружение, как по сложности, так и по красоте. Основные составляющие его части: в центре – храм Воскресения, с запада от него – перекрытая высоким шатром ротонда с часовней Гроба Господня, а с востока – подземная церковь Константина и Елены. У южного фасада собора возвышалась семиярусная колокольня, взорванная фашистами в 1941г. Со стороны аспид собор дополняют главы приделов.
Изначально в соборе было заложено 14 приделов. В XVIII-XIX вв. богатые богомольцы и члены царской семьи устроили еще 15 приделов. Основной объем собора увенчан массивным световым барабаном, обильно украшенным полихромными изразцами и с большой золоченой луковичной главой. Сам собор снаружи богато украшен резными наличниками, карнизами, фризами, балюстрадами; многие детали декора были выполнены из тех же изразцов, изготовленных Степаном Полубесом и Игнатием Максимовым – известными белорусскими мастерами. Уникальные керамические иконостасы в пяти приделах были выполнены также белорусским мастером Петром Заборским, наставником Полубеса и Максимова. Самый известный и красивый рисунок, украшавший собор, назывался «павлиньим оком» и представлял собой стилизованный цветок граната, похожий на глазки на перьях в хвосте павлина. Сейчас эти изразцы сохранились только на апсиде основной части собора, снаружи и внутри; вообще же она была очень распространена в декоре храмов Московской земли в XVII веке. |