| Голенково, Тверская область. Голубой фарфоровый иконостас. Рядом, на другой стороне - розовый.От Селижарово Тверской области еще 20 километров. Погост Голенково. Уникальный фаянсовый иконостас. Говорят, в России сохранилось лишь три таких, еще два - за границей. А изначально в Товариществе Кузнецова было изготовлено тридцать иконостасов.
Удивительно, конечно, как удалось сохранить это чудо в Тверской глубинке до наших дней.
Итак, погост Голенково и церковь во имя Святителя Христова Николая Мирликийского Чудотворца, построенная в русско-византийском стиле с тремя престолами.
Главный престол в честь Святителя Николая, два других престола посвящены Казанской иконе Божией Матери и Рождеству Христову. Церковь построил местный помещик, отставной капитан Александр Павлович Ветлиц из рода Рославльских казаков Ветлицев (предположительно это одна из ветвей древнего рода Дивовых).
Как крестьяне с вилами иконостас защитили
В храме сохранились два фаянсово-эмалевых иконостаса (золотисто-белый и розово-голубой) и напольные подсвечники, изготовленные на одной из фабрик Товарищества М.С. Кузнецова в начале двадцатого века.
Известно, что автором рисунков иконостаса был В.А. Косяков, профессор архитектуры, директор института гражданских инженеров им. Николая I в Санкт-Петербурге. Иконы на металле написаны художником Шваревым. Как удачный образец продукции Товарищества М.С. Кузнецова, иконостас экспонировался на крупнейших выставках, в том числе в 1896 году в Нижнем Новгороде, на Парижской - 1900 года и на Международной строительно-художественной - в 1908 году.
Говорят, в конце 1930-х годов в Голенково прибыл взвод красноармейцев с приказом закрыть церковь и описать ее убранство для реквизиции. Но прихожане, узнав об этом, бросили все работы, прибежали к храму, встали перед входом и заявили, что не позволят тронуть храм. И случилось чудо: командир увел своих людей. Местные рассказывают, что подобные набеги на церковь осуществлялись регулярно, но местные всегда были на чеку, защищали с вилами и топорами. И ведь защитили! |