Тула. Успенский кафедральный собор в Кремле
 
+83
Фото нравится: +83

 

 

 

Комментарии (3)
Стерхъ # 31 августа 2019 в 00:29
Тула. Успенский кафедральный собор в Кремле
Адрес: Тула, Кремль, улица Менделеевская 8/1, 8/2
Строительство: 1762-1766 годы, колокольня — 1772-1776 годы, восстановление колокольни — 2013-2014 годы
Стиль: Барокко

Успенский собор Тульского кремля красотой и воздушностью форм напоминает праздничный торт. Этот эффект достигается благодаря особенностям архитектурного стиля, в котором выстроен собор, – русского барокко, а также из-за редкого для церковной архитектуры оттенка. Однако перед нами не сладкая бутафория, а настоящий храм с богатейшей историей. Чем он известен, расскажем далее.
Изначально в Тульском кремле была возведена небольшая деревянная церковь – Архангельская, – появившаяся в 1626 году. Каменный храм на её месте построили в 70-80-е годы того же столетия, однако его «первая версия» быстро пришла в негодность. В мае 1762 года был заложен новый храм. Строительство благословил епископ Коломенский и Каширский Порфирий.
Спонсировали стройку Софрон Сиднев, Андрей Володимиров и купец Лукьян Коптельцев (после его смерти – бургомистр Тимофей Чечулин). Возведение прихода завершилось спустя два года, а уже в 1766 году прошло его освящение. Однако храм изначально не отапливался, поэтому выполнял функции «летней» церкви и открывал свои двери только с Пасхи по Покров.
В 1930-м году Советская власть закрыла храм. В нём хотели организовать музей атеизма, но создания так и не дошло. Иконы и облачения частично отошли Николочасовенской церкви.
В 1945 году храм стал памятном Всесоюзного значения. Через 15 лет здание поставлено на государственную охрану, однако это не помешало в следующем же году разместить в Успенском соборе склад промтоваров. Реставрация проходила в рамках восстановления тульского кремля и началась в 1965 году; иконостас реставрировался с 1975 года в плоть до 1986 года.
Огонь в разные периоды времени повредил стенопись. В 1988 году восстановить её взялись московские художники во главе с В. Л. Лагутиным.
Возрождение храма началось в 1991 году храм был передан Тульскому епархиальному управлению. Предполагалось совместное использование собора с краеведческим музеем, отвечавшим за архитектурное сооружение в целом. Но из-за отсутствия финансирования реставрационные работы постепенно сошли на нет и возобновились лишь в 2013 году, опять же в рамках общей реставрации кремля. До этого, в 2005 году, впервые включена была подсветка собора.
Торжественно открыли восстановленный храм в 2015 году, когда в городе праздновался день рождения.
Светлый, нарядный, богатый деталями и разнообразным декором, собор представляет собой основную достопримечательность Тульского кремля. Имя зодчего, спроектировавшего это рукотворное чудо, осталось, увы, неизвестным. Однако история сохранила для нас имена мастеров, занятых при возведении, – это кирпичники Емельян Цыбин и Онисий Добрынин, кузнец Осип Журов с помощниками. Главы стали золотыми при участии купца из Тулы Лариона Сорокина.
Крепкий, устойчивый, почти кубический массив храма внезапно устремляется ввысь лёгкими луковичками глав, которых у него пять – по количеству «накрытых» ими световых барабанов. С востока к корпусу примыкает низкий алтарь – решение, отсылающее к городским соборам XVI–XVII вв. С объёмом, выполненным без изысков, вступает в спор изобильный декор храма – влияние русского барокко. Формы и материалы украшений на стенах особенно разнообразны.
Два ряда окон обеспечивают церкви прекрасное освещение. Все три входа обрамлены порталами. Главный вход украшен двуглавым орлом – символом российской государственности.
Ярославские живописцы периода расцвета своей школы показали на примере этого храма всё своё искусство. В тёплое время года в 1765–1766 гг. они работали без устали командой в 36 человек под руководством Афанасия Андреевича Шустова.
Изобразительное оформление стен, простенков, оконных откосов монументально, придаёт облику торжественности. Росписи расположены в соответствии с ярусами, сюжеты их традиционны для православных храмов. Особенностью живописи здесь является чёткая прорисовка даже незначительных деталей.
Иконы работы неизвестных мастеров – наёмных художников Л. Сорокина – и калужского священнослужителя Андрея Филиппова расположены в семь ярусов. Ещё три иконы написал оружейник Григорий Белоусов – признанный иконописец из Тулы. Изначально иконостас состоял из 66 икон, но до наших дней их дошло меньше на 10.
Колокольня строилась в период с 1772 по 1776 годы. В работах принимали участие Софрон Сиднев, Иван Гурьев, Иосиф Журов. Колокольня поднялась в высоту 70,4 метра (без креста), звучала 22-мя колоколами и часами с боем над ними.
Храм носит имя Тихона Амафунского. Очевидно, это «наследство» первого каменного собора, имевшего придел во имя святого Тихона. Построен храм в 1778 году на средства местного купечества. Иконостас и придельный алтарь во имя Иоанна Златоуста устроены при участии соборного старосты Вукола Кузовлева.
В 2014 году после реставрационных работ храм получил название Дмитрия Донского (освящён в 2015 году).

[Link]
Василий Кудрявых # 8 сентября 2019 в 23:07
+5
Стерхъ # 9 сентября 2019 в 01:30
Спасибо.
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Истра
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Rastatt
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Калининград
 ()
пенсионер Орда
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Тюмень
 ()
Фотолюбитель Тюмень