***

***

С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ ПРИНОСЯТ ОСВЯЩАТЬ В ХРАМ ВЫРАЩЕННЫЕ ИМИ ПЛОДЫ?__________________________ Часть «от плодов земли» приносилась Богу уже сыновьями Адама (Быт.4:2-4). Со времён пророка Моисея, первый сноп пшеницы, первая корзина фруктов, первая чашка меда приносились в храм в дар Богу, в знак благодарности, с надеждой, что милость Божья пребудет с человеком и в дальнейшем. «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» (Исх.23:19). Смысл такого приношения не в освящении плодов, как особенной святыни, кожуру от которой нельзя выбрасывать, как иногда думают нецерковные люди. Человек жертвует в храм первые плоды урожая, который ему дал Бог, тем самым признавая, что источник плодов — благость Божья. Через эту жертву Господь благословляет и весь остальной урожай. Конечно, этот дар домой не забирали, приношение оставалось в храме для причта и неимущих. Так же, как принося другие жертвы в дар Богу: свечу на подсвечник, деньги в церковную кружку или в руку неимущего, — их не забирают обратно, но надеются, что получат за эту лепту милость Божию. Материальное меняется на духовное, временное — на вечное. Выражая свою преданность Богу через эту жертву — часть урожая, принесенного в храм, — христианин получал благословение на весь свой урожай, свой дом, свою жизнь. Об этом говорит молитва на освящение плодов.

Дата публикации: 20 августа 2019
Просмотров: 817

 
+63
Фото нравится: +63

 

 

 

Комментарии (11)
ЭЛИС:) # 20 августа 2019 в 12:47
МЕДОВ ЛИ СПАС?
– По­че­му Бог из­гнал Ада­ма и Еву из рая?
– По­то­му что они яб­лоч­ко до Спа­са ску­ша­ли…
(Цер­ков­ный анек­дот)

Сра­зу ска­жу, что всё ни­же­из­ло­жен­ное – моё су­гу­бо част­ное мне­ние, ко­то­рое очень силь­но рас­хо­дит­ся со сло­жив­шей­ся тра­ди­ци­ей.
... У всех, да­же нецер­ков­ных лю­дей, на слу­ху на­зва­ния: «Ме­до­вый Спас», «Яб­лоч­ный Спас» (есть ещё «Оре­хо­вый» или «Хлеб­ный» – 29 ав­гу­ста). Все зна­ют, что эти дни в цер­ков­ном ка­лен­да­ре спе­ци­аль­но при­уро­че­ны для освя­ще­ния мё­да и яб­лок, по­это­му тол­пы лю­дей при­хо­дят в хра­мы «свя­тить» их.

Но мне ка­жет­ся, что са­ми сло­во­со­че­та­ния: «Ме­до­вый Спас», «Яб­лоч­ный Спас» – ко­щун­ствен­ны. Спас – это ведь не на­зва­ние дня неде­ли, это Хри­стос, Он не мо­жет быть ме­до­вым, яб­лоч­ным или оре­хо­вым. Он мо­жет быть «слад­чай­шим», как Его зо­вёт цер­ков­ная по­э­зия (в ака­фи­сте Иису­су Слад­чай­ше­му), но не фрук­то­вым. При­сва­и­вая на­род­ные на­зва­ния дню про­ис­хож­де­ния (из­не­се­ния) Чест­ных Древ Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня (14 ав­гу­ста) и Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня (19 ав­гу­ста) мы про­сто уби­ра­ем Хри­ста из это­го празд­ни­ка. А что оста­ёт­ся? Ме­док и яб­ло­ко… Ведь лю­бой нор­маль­ный свя­щен­ник это под­твер­дит: ка­ков про­цент хри­сти­ан, при­шед­ших в эти дни в храм про­сла­вить Спа­са-Хри­ста, по срав­не­нию с тол­пой языч­ни­ков, при­шед­ших освя­тить про­дук­ты, ко­то­рые «нель­зя бы­ло ку­шать до спа­са»? Очень ма­лень­кий про­цент. Но нас это не очень вол­ну­ет, ведь по­сле языч­ни­ков оста­ют­ся на сто­лах ме­ды и фрук­ты… Как лю­бят по­рой го­во­рить: «не нам су­дить, у ко­го ка­кая ве­ра». Мо­жет быть. Но нам, свя­щен­ни­кам, по­ло­же­но при­учать хри­сти­ан от­вра­щать­ся от язы­че­ских воз­зре­ний.
Лич­но я бы во­об­ще от­ме­нил освя­ще­ние мё­да и яб­лок (мо­же­те ки­нуть в ме­ня са­мым гни­лым огрыз­ком). Ка­кой в этом смысл? Я по­ни­маю, ко­гда па­сеч­ни­ки и са­до­во­ды при­но­сят в храм на­чат­ки сво­е­го уро­жая, чтобы по­бла­го­да­рить Бо­га за Его да­ры и при­не­сти Ему и Церк­ви в жерт­ву ма­лую часть от сво­их тру­дов. Да, в та­ком слу­чае освя­ще­ние пло­дов име­ет хри­сти­ан­ский смысл. Но ко­гда го­ро­жане бе­гут на ба­зар за мё­дом или яб­ло­ка­ми для то­го, чтобы по­том их освя­тить – то за­чем это нуж­но? В чём тут смысл? А со­вер­шать бес­смыс­лен­ные дей­ствия – не по-хри­сти­ан­ски.
Так­же ча­сто лю­бят ука­зы­вать, что мы освя­ща­ем яб­ло­ки по­то­му, что по уста­ву их мож­но вку­шать толь­ко по­сле Пре­об­ра­же­ния. Но устав-то пи­сан для мо­на­хов, ко­то­рые к это­му вре­ме­ни со­би­ра­ли пло­ды, за­тем при­но­си­ли их к Бо­гу в храм, освя­ща­ли, а за­тем вку­ша­ли в тра­пез­ной. По­это­му мо­нах, жу­ю­щий яб­ло­ко до по­ло­жен­но­го мо­мен­та, со­вер­ша­ет грех тай­но­яде­ния и непо­слу­ша­ния уста­ву. Вот в чём смысл это­го дей­ствия – в вос­пи­та­нии мо­на­хов, в бла­го­чи­нии. Но ка­кое от­но­ше­ние это всё име­ет к ми­ря­нам? Да ни­ка­ко­го. Укреп­ле­нию язы­че­ства спо­соб­ству­ет и толь­ко. Ведь есть стра­ны, в ко­то­рых (страш­но ска­зать) и мё­да-то с яб­ло­ка­ми нет… Как же им, бед­ным, быть? Спе­ци­аль­но им­пор­ти­ро­вать?
Мне по­па­да­лась ин­фор­ма­ция, что в Ав­стра­лии пра­во­слав­ные освя­ща­ют пло­ды на… Сре­те­ние Гос­подне, ибо в Юж­ном по­лу­ша­рии пло­ды по­спе­ва­ют к это­му вре­ме­ни. И ни­че­го, жи­вут се­бе без «яб­лоч­но­го спа­са»…
Но у нас ни­ко­гда не из­ме­нит­ся эта тра­ди­ция. Ибо ес­ли от­ме­нить все освя­ще­ния ку­ли­чи­ков, яи­чек, яб­ло­чек (а кое-где и ма­ка, чет­вер­го­вой со­ли и про­чих чу­дес), то кто же нам бу­дет при­но­сить до­хо­ды и про­пи­та­ние?.. Пра­виль­но од­на­жды за­ме­тил диа­кон Ан­дрей Ку­ра­ев: «Цер­ковь жи­вёт на день­ги ате­и­стов»…
Ко­го воз­му­ща­ет по­доб­ное по­пра­ние освя­ти­тель­ной тра­ди­ции но­га­ми свя­щен­ни­ка, то­му на­по­ми­наю пер­вые стро­ки мо­ей за­мет­ки...
Священник Алексий.
[Link]
Андросова Людмила # 21 августа 2019 в 13:29
Интересны ваши мысли и рассуждения. Я думаю для людей, которые соблюдают пост и молитвами, и воздержанием в пище, освящение меда, яблок и других плодов - большое подспорье.
Однажды мы остановились на ночь в одном монастыре в Воронежской области, монахов увидели только поздним вечером, они трудились в поле, заготавливали сено для скота. Мясо они сдают в детские дома, молоко в непостные дни пьют конечно. Утром после литургии, настоятель собрал нас и сказал: я не против паломничества, но если есть у вас есть храмы, есть духовники, то и на одном месте, молясь, можно жить по-хритиански и спастись. Это он не всем говорил, но были нами женщины, которые ходили по храму во время евхаристии, свечи ставили, и много чего, что вызывает печаль священнослужителей. Ведь, если бы мы не приехали, они помолились бы келейно - и в поле, пока погожие дни - сено заготавливать. Я думала над его словами и согласна с ним. Ведь есть у нас примеры и Сергия Радонежского, Серафима Саровского и др.
Доброго вам дня, Элис!
ЭЛИС:) # 21 августа 2019 в 15:16
Да, ты права, Люся!
Только хочу обратить внимание, что мысли не мои (куда мне!) - внизу есть имя священника и ссылка...
Но я с ними СОгласна, поэтому и разместила!
Люся! Как я тебе благодарна за этот душевный комментарий-рассказ! Можно книжечку составить из таких вот заметок angel
Обнимаю!
Андросова Людмила # 21 августа 2019 в 16:55
Элис! Я поняла все и ссылку видела.
У меня есть книга, где очень редко, но я пишу свои мысли, воспоминания, связанные с душой, с верой. А также и стихи.
Но их немного. Пишу, когда уже не умещается в душе, а вылить хочется... Тем более, было время, когда мой духовник ушел в мир иной, а я не могла определиться с новым, но все-таки сложилось
и я благодарю Бога за то, что есть у меня наставник в этом мире и молитвенник на небесах, о своем первом духовнике я молюсь постоянно и помощь приходит. Его фото есть у меня на странице:
[Link]
ЭЛИС:) # 22 августа 2019 в 07:38
Люся! Посмотрела - вечная память о. Игорю!
Светлый человек был - видно даже по снимку или ты так передать смогла своё духовное родство...
А насчёт книги - значит я не ошиблась... angel
Андросова Людмила # 24 августа 2019 в 15:39
angel
Сергей Лошаков # 21 августа 2019 в 17:51
Спасибо! Буду знать о принесение плодов в храм!
ЭЛИС:) # 22 августа 2019 в 07:41
Друг мой! Благодарю за всё! Пиши... smile
Сергей Лошаков # 22 августа 2019 в 16:14
smile
Вера Мраморова # 21 августа 2019 в 19:41
Просветительница ты моя, драгоценная..! angel v На твоих страничках я как в школе... Спасибо тебе!!! smile
ЭЛИС:) # 22 августа 2019 в 07:40
Это ты сама драгоценная!!! angel
Нет ничего ценнее слов дружбы - самое огромное накопление, которое мы можем взять с собой!
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Краснодар
 ()
Фотограф Звездный
 ()
. Ульяновск
 ()
Фотограф Омск
 ()
Фотолюбитель Усть-Кут
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Фотограф Красноярск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Хабаровск