Пенза. Дом майора А. Н. Арапова. Дом купцов Карповых
Комментарии (1)
Стерхъ # 22 февраля 2017 в 15:15
Пенза. Дом майора А. Н. Арапова. Дом купцов Карповых
Адрес: Пенза, улица Московская, 60
Строительство: 1859 (начало)
Стиль: Эклектика

Этот дом, а точнее, его второй этаж, невольно приковывает к себе внимание своим декоративным великолепием. Может, это просто ничем не обусловленная фантазия архитектора, возможно, проникнутая глубоким смыслом зашифрованная история здания.
Венчается дом по самому центру аттиком, в котором помещена монограмма владельца дома — «АК», что должно означать «Андрей Карпов».
В 1882 году на торги была выставлена усадьба Александры Ивановны Четвериковой со всей обстановкой и с переводом долга. Купил ее богатейший лесопромышленник Пензы Андрей Федорович Карпов, статус которого в купеческой иерархии Пензы потребовал от его жилища соответствующей представительности, в связи с чем новый хозяин полностью обновил фасад здания, сделав его подчеркнуто богатым
Вензель с именем владельца держат в своих руках два старца с рыбьими хвостами. Они знаменуют собой родоначальников торгово-промышленной династии Карповых — братьев Федора и Михаила Ефремовичей, которые, занявшись сплавом леса по Суре, показали своим потомкам направление их будущей предпринимательской деятельности. С другой стороны — это сказочные обитатели водной стихии, хранители сплавляемых по реке плотов, обеспечивающие благополучную доставку леса в Пензу к пристани Карповых.
Над расположенным ниже сдвоенным окном, означающим дружную супружескую пару — Андрея Федоровича и Прасковью Васильевну Карповых, помещен страж их семейного благополучия — грозно оскалившийся и страшно вытаращивший глаза царь всех зверей — лев, держащий во рту лавровую гирлянду, символизирующую почет, благородство и долголетие: попробуй, отними!
Это, так сказать, условное изображение супружеской четы Карповых, а реально их портреты можно увидеть в Пензенской картинной галерее. Написал их в 1886 году академик живописи Иван Кузьмич Макаров, и, наверняка, в этом самом доме Карповых.
Если Андрей Федорович, имея лесопильные заводы в Пензенской, Симбирской и Нижегородской губерниях, был всецело поглощен предпринимательской деятельностью, то Прасковья Васильевна (урожденная Стрыгина) полностью посвятила себя воспитанию детей и благотворительности. На улице Рождественской, рядом с Духосошественской церковью, она содержала богадельню, которая так и называлась — Карповская богадельня. В 1895 году Прасковья Васильевна удостоилась благословения Святейшего синода за пожертвование 1500 рублей на строительство деревянного храма в Вышелее Городищенского уезда. Еще 600 рублей она пожертвовала на постройку гарнизонного храма в Пензе. На ее деньги золотили крест Спасского кафедрального собора. Благодетельница постоянно оказывала бедным жителям Пензы и крестьянам Городищенского уезда помощь деньгами и продуктами. И не случайно в последний путь в знак особого уважения ее пришли проводит вице-губернатор, городской голова, начальство от военного ведомства, а отпевание совершали 12 протоиереев.
Прасковья Васильевна Карпова была похоронена в 1896 году на Мироносицком кладбище в родовой усыпальнице, где за два года до того нашел упокоение ее супруг. Их дети Иван, Андрей и Алексей в память о родителях пожертвовали тысячу рублей на строящийся на этом кладбище новый Успенский храм.
Дом на улице Московской после кончины хозяев перешел к их старшему сыну Ивану Андреевичу, фактически возглавившему после смерти отца учрежденный еще в 1888 году Торговый дом «А. Ф. Карпов с сыновьями в Пензе». Он же продолжил и семейную благотворительную традицию: был попечителем Александринского приюта, городской Александровской богадельни, 2-го городского четырехклассного и двух начальных училищ. Скончался И. А. Карпов 7 июля 1910 года в Берлине. 13 июля его тело привезли в Пензу, и через день оно было погребено на Мироносицком кладбище рядом с родителями.
После этого дом на Московской унаследовали его сыновья от двух браков: Иван, Андрей, Михаил, Николай, Сергей, Борис — от Екатерины Михайловны Фалиной и Дмитрий, Владимир — от Алевтины Александровны Зарубиной. Восемь новых совладельцев — как раз по числу еще не обросших гривами львят, изображены над окнами дома в треугольных сандриках. Словно жизнь привела в соответствие непонятную вначале закономерность, отраженную в архитектуре здания.
Но самое неожиданное, на первый взгляд, в декоративном оформлении четырех других окон — это картуши, имитирующие геральдические изображения, которые более подходят для дворянских жилищ. Правда, эклектичная архитектура очень любила их использовать без всякого разбора, но здесь в них могла быть заложена и конкретная историческая данность, ведь до Четвериковой домом владел даже не просто дворянин, а занимавший пост нижнеломовского и наровчатского предводителя дворянства отставной майор Андрей Николаевич Арапов.
В 1855 году он купил эту усадьбу с расположенным на ней двухэтажным каменным домом, н через три года во время пожара, когда сгорела вся улица Московская, здание тоже пострадало. 18 марта 1859 года А. Н. Арапову был выдан проект на постройку каменного двухэтажного дома с 14 окнами. Столько окон он имеет и сейчас, только отделка здания сильно отличается от прежней
Портрет Андрея Николаевича Арапова, написанный Д. И. Антонелли также представлен в нашей картинной галерее, на нем хозяин дома № 60 изображен в чине поручика лейб-гвардии Кавалергардского полка.
Как весьма состоятельные помещики, Андрей Николаевич и его супруга Елизавета Ивановна, урожденная Ниротморцева, проживая главным образом в своем имении в Андреевке Нижнеломовского уезда, могли позволить себе иметь в губернском центре не один, а даже два дома. Тот, в котором они останавливались, приезжая в Пензу, находится на углу улиц Богданова и Лермонтова. Сейчас его заново отстраивают из нового кирпича, поскольку старый кирпич от времени стал рассыпаться.
Дом внизу Московской, располагавшийся недалеко от Базарной площади, был необходим Араповым, по-видимому, из хозяйственных соображений как место привоза на продажу продукции из своего имения
А вот как часто Араповы бывали в своем нижнем доме, трудно сказать, ведь кроме момента покупки усадьбы им там вроде бы и нечего было делать. Да еще во время продажи дома, которая произошла в 1873 году, незадолго до трагической гибели на охоте Андрея Николаевича Арапова, случившейся 11 мая 1874 года.
Тем не менее факт владения домом дает нам повод поговорить и о них самих. И тут открываются совершенно удивительные связи, соединяющие, казалось бы, несоединимое, увязывающие между собой представителей совершенно разных слоев общества, может быть, в жизни своей друг друга и не знавших или, во всяком случае, не общавшихся.
В нашей картинной галерее хранится портрет, на котором изображены Ольга и Варвара Араповы, дочери владельца дома Андрея Николаевича Арапова. У него еще были и сыновья — Иван и Николай, женатые на дочерях Натальи Николаевны Пушкиной от ее второго брака с Петром Петровичем Ланским — Александре и Елизавете. Чудный парный портрет двух девчушек Лизы и Наташи, дочерей Николая Андреевича и Елизаветы Петровны Араповых, мы также можем видеть в нашей картинной галерее. И оба эти портрета написал замечательный живописец Иван Кузьмич Макаров, который через какое-то время напишет и портреты супружеской четы Карповых, владельцев того ж самого дома.
Посмотрев новым взглядом на декоративное оформление дома, мы теперь понимаем, что включенные в него, казалось бы, случайно элементы как нельзя лучше отражают многогранную биографию этого здания

Автор текста: Александр Дворжанский
[Link]
 ()
Фотограф Красноярск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Звездный
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Сам не... Москва
 ()
Фотолюбитель Истра
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Екатеринбург
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотограф Красноярск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Нижний Ломов
 ()
Фотолюбитель Истра
 ()
Алитус
 ()
Фотолюбитель Москва