Липецк. Интерьер Евдокиевского храма
Комментарии (1)
Стерхъ # 28 июля 2015 в 16:14
Липецк. Евдокиевский храм
Годы строительства: 1817-1818 — храмовая часть, после 1819 — колокольня, трапезная была выстроена позже колокольни
Адрес: Улица Гагарина, 70
Стиль: Классицизм

Кладбищенская церковь во имя святой Евдокии на полощади Героев принадлежит к числу тех немногих липецких храмов, которым относительно повезло: в советское время он не был разрушен и после возвращения его Русской Православной Церкви при помощи благотворителей достаточно быстро вернул себе первоначальный вид, вновь став архитектурным украшением центра города.
Храм был построен в 1817-1818 годах «тщанием коллежского советника Ивана Фёдоровича Лобкова» во имя святой преподобномученицы Евдокии на погосте, возникшем в начале 19 века как кладбище соборного Христорождественского храма.
Строитель храми И.Ф.Лобков посвятил храм памяти своей скоропостижно скончавшейся супруги — Авдотьи Алексеевны Лобковой, в святом крещении Евдокии. Подтверждением этому служила надпись, отчеканенная на медной с позолотой пластине размером 1х150х2000мм, сохранявшейся до недавнего времени в храмовой части Евдокиевской церкви. Она гласила: «Здесь погребено тело супруги коллежсского советника Лобкова, рабы Божией Евдокии, скончавшейся 1816 года сентября 7 дня». Владелица поместья села Гремячка Раненбургского уезда, Авдотья Лобкова лечилась на липецких водах «от расслабления нервов и глухоты» еще в 1812 году. Однако мало кто сегодня знает, что А.А.Лобкова, в девичестве Бунина, которой посвящен этот липецких храм, была двоюродной сестрой Марии Петровны Семёновой, урожденной Буниной - родной бабки нашего земляка, всемирно известного ученого Петра Петровича Семёнова-Тян-Шанского.
Авдотья Алексеевна Бунина, единственная дочь рано умершего майора Алексея Васильевича Бунина, воспитывалась в семье Семёновых в усадьбе Урусово Раненбургского уезда, и, по свидетельству того же Петра Петровича, была «замечательно умной и доброй девушкой, но горбатой с детства и слабой здоровьем». Когда Авдотья выросла, то дед и бабка Петра Петровича решили выдать её замуж, но «за человека, в нравственных качествах которого <...> уверены». Решение принял дед — отставной майор Николай Петрович: «У нас есть такой сосед — добрый человек, с которым Дуня наверное будет счастлива». Этим соседом Семёновых и был Иван Фёдорович Лобков, молодой и небогатый помещик. Он познакомился с Авдотьей Буниной, они понравились друг другу, и около 1810 года состоялась их свадьба, после которой чета Лобковых переселилась в усадьбу в селе Гремячке, в 5 верстах от Урусово. Иван Фёдорович Лобков, пользуясь богатым состоянием своей супруги, «любил задавать пиры на славу, устраивал пикники в находившемся в трёх верстах от усадьбы лесу <...> жену свою он окружил любовью и заботой, но недолго она пользовалась своим счастьем». В 1816 году, на пути в свои тамбовские имения Кареан и Ольшанка Авдотья Алексеевна скончалась в Липецке и была погребена на новом кладбище при начале Лебедянской дороги, получившем в последствии её имя. Молодой вдовец в память своей супруги и соорудил на липецком погосте прекрасный храм, посвятив его престол небесной покровительнице своей супруги - святой преподобномученнице Евдокии.
Прошение на имя Тамбовского Преосвященного о строительстве храма И.Ф.Лобков подал в том же 1816 году. А уже 6 октября Тамбовская консистория обратилась в Липецкую «градскую полицию» с запросом: «Нет ли препятствия к построению на отведенном к Липецкой соборной церкви кладбище, где усопших тела погребаются, каменной церкви?». На что последовал ответ, что таковых препятсвий нет, место «к построению каменной церкви, по -видимому, очень способное».
Евдокиевская церковь строилась в несколько этапов. В 1817-1818 годах была сооружена храмовая часть. В июне 1819 года подано прошение «Его Преосвященству от коллежского советника Лобкова о дозволении ему построить при соборном кладбище каменную колокольню, а по бокам оной богодельни и кругом обнести каменною же оградою». На прошение последовала резолюция Тамбовского архиерея: «Благочестивому храмосдателю господину Лобкову Бог благославит всё прописанное устроить во славу Всесвятого Имени Его, и пользе бедных и немощных, собсвенному же спасению и благоденствию его», о чем Липецкое духовное правление дало предприсание саборномо протоиерею Андрею Калугину.
Ограда, по всей видимости, была построена не сразу, так как еще в документах 1838 года упоминаются работы по ее строительству, на что было потрачено 20 тысч кирпича, а сбор средств на это продолжался даже в 1850 году.
После длительного перерыва была построена трапезная церковь, а колокольня еще долгое время оставалась отдельно стоящей. В 1876 году впервые упоминаются два ппридела, устроенные в трапезной церкви Евдокиевскго храма — во имя святой великомученницы Варвары и святого Алексия, человека Божия.
Так почти всего 19 столетия складывался комплекс Евдикиевскго храма. Сама церковь была построена в классическом стиле, в виде четырёхлепестковой ротонды. К главному объёму, увенчанному по сторонам света фронтонами и перекрытому сферическим куполом с главкой, примыкают полукружия апсид, перекрытых конхами и украшенных колоннами тоскансками ордера. Северный и южный фасады повторяют восточный. К западному фасаду присторена обширная трёхнефная трапезная, украшенная парными пилястрами и карнизами. Внутренне пространство трёхнефной трапезной перекрыто крестовыми сводами по подпружным аркам.
Интерьер храмовой чати имеет круглую в плане форму, вписанную в квадрат наружных стен. К внутреннему объему храмовой части примыкают полукружья в виде ниш, открытых внутрь храма по всей их высоте.
Каменная трёхъярусная колокольня, построенная после 1819 года как отдельностоящая, позднее была соединена с трапезной длинным притвором. Нижний ярус колокольни выполнен в виде сквозных арок с полуциркульными перемычками. Западный его фасад украшен пилястрами, углы скруглены и украшены рустом. Второй ярус колокольни низкий, квадратный в плане, украшенный по сторонам света полуциркульными сквозными арками, рустом и увенчан фронтонами. Третий ярус- ярус звонов, восстановленный после возрождения храма, квенчан небольшим гранёным куполом на стереобате и высоким шпилем. Общие габариты храма- 16х47 метров.
На колокольне Евдокиевского храма в начале 20 века было 6 колоколов: весом в 151 пуд, 41 пуд 20 фунтов, 16 пудов 1 фунт и др. Самый большой колокол, стоивший 4150 рублей, был пожертвован храму в 1907 году вдовою липецкого купца Александрою Ивановною Сидоровой.
В конце 19 века с северной стороны колокольни было пристроено помещение, которое по указу Тамбовской духовной консистории от 15 февраля 1891 года было обращено в квартиру псаломщика. 20 сентября 1894 года такую же пристройку с южной стороны было позволено использовать как квартиру священника.
В 1907-1908 годах проводился крупный ремонт Евдокиевского храма, а по сути его полное обновление: в главном алтаре был устроен новый «дорогой» иконостас на средства, пожертвованные по духовному завещанию липецким «купеческим братом» Иваном Васильевичем Хренниковым; обновлена, а местами и вновь выполнена стенная живопись; настелены деревянные полы вместо каменных. По окончании ремонта 25 мая 1908 года храм был освящён по полному чину. Иконостас главного алтаря в это время имел в длину 8 аршин 10 вершков, высоту 9 аршин. Иконостас в приделе- 6 аршин 13 вершков в длину 7,5 аршин в высоту. Боковая сторона левого иконостаса 5,5 аршин, правого-6 аршин. Высота колокольни составляла 7 саженей 1 аршин. Интересно, что в Евдокиевской церкви до 1917 года было устроено электрическое освещение, которое функционировало ещё в 1925 году.
О благолеаии Евдокиевского храма заботились многие липчане. Так, тоько в 1913 году для украшения его внутреннего убранства староста храма крестьянин Иларион Иванович Петрыкин пожертвовал 180 рублей для приобретения люстры, липецкая мещанка А.Н.Попова- ризы на иконы на сумму 750 рублей, купец П.В.Хренников- киот на икону (350 рублей), дворянин А.П.Голеновский- ризы на храмовую икону (375 рублей), а неизвестное лицо- серебряную ризу стоимостью 375 рублей на икону.
В документах 1844 и 1861 годов при храме упоминается каменная богадельня на 12 человек. К 1894 году она уже не действовала.
В ограде Евдокиевской церкви находились деревянный дровяной сарай и караулка, а так же построенные протоиереем отцом Иоанном Студенецким экипажный сарай, ледник и кладовая. Церковная библиотека перед революцией насчитыввала 175 томов.
Церкви принадлежало 60 десятин земли, перешедших в собственность храма в 1886 году. Из них 10 десятин находились в дачах села Ситовка Липецкого уезда и были пожертвованы дочерью коллежского советника Ангелины Алексеевны Тольской 3 ноября 1881 года, а другие 50- в дачах села Стеньшино Липецкого уезда, завещаные 10 июня 1879 года Любовью Алексеевной Тольской. Ввод во владение землёй был совершён в 1186 году. Вся зесля сдавалась в аренду и приносила в год 600-700 рублей на содержание причта храма.
В сентябре 1910 года при обозрении епархии Евдокиевских рам и кладбище при нем посетил Преосвященный Кирилл (Смирнов), епископ Тамбовский и Шацкий. Церковь, небольшая по размеру, была найдена архиереем «в чистоте и благолепии». Владыка, осмотрев на следующий день и кладбище, возгасил «вечную память» почивающим на кладбище и просил слбравшихся в многочисленном количестве липчан усердно молиться за усопших.
До 1891 года Евдокиевская церковь была приписной к Христорождественскому собору, а с этого года стала самостоятельной с выделением ей отдельного прихода, который составляли в основном служащие железнодорожной станции Липецк и их семьи. В 1896 году в приходе храма было 24 двора, в которых проживало 34 мужчины и 19 женщин, а в 1911 году — 4 двора в Липецке и 18 семейств служащих на железной дороге при станции Липецк.
Самостоятельный штат при храме был введен в 1881 году, и по штатному расписанию до саомй революции его составляли священник и псаломщик. Первым настоятелем Евдокиевскго храма стал Андрей Фотиевич Назарьев. Он родился в 1847 году в семье протоиерея Елатомскго уезда Тттамбовской губернии. По окончании в 1870 году Тамбовской духовной семинарии преподавал в Козловском училище, а в 1873 году был рукоположен в священники при тюремном замке города Ахтырка Харьковской губернии. С этого времени он служил в Харьковской епархии, а в 1876 году согласно прошению, был переведен в Тамбовскую к Древне-Успенской церкви Липецка, в должности настоятеля, которой был награжден в 1879 году набедренником. В 1881 году А.Ф.Назарьев был переведен к Евдокиевской церкви. Более 10 лет он состоял наблюдателем церковных школ по Липецку, и за «особенно усердною и благотворною деятельность» в этом качестве был награжден Библией от Святейшего Синода. Долгое время А.Ф.Назарьев состоял законоучителем при воскресной школе Липецка, духовно-судебным следователем. Депутатом епархиального съезда духовенства и пр. за моноголетную и усердную службу в качестве настоятеля Евдокиевскго храма отец Андрей награжден скуфьёй, камилавкой, наперсным крестом, неоднократными благодарностями от епархиального начальства. Скончался А.Ф.Назарьев 13 июля 1906 года, похоронен на евдокиевском кладбище близ храма.
После А.Ф.Назарьева настоятелем Евдокиевского храма почти до самой революции состоял протоиерей Иоанн Тимофеевич Студенецкий, скончавшийся 27 января 1917 года и также погребенный на церковном кладбище.
При Евдокиевском храме, который изначально стоился как кладбищенский, находится старейший из сохранившихся никрополей Липецка. На нем, обнесенном кипичной оградой с круглыми башенками по углам, похоронены представители многих знаменитых дворянских родов: князей Волконских, Буниных, Лермонтовых, Бланков, Толстых, Пущиных, Вердеревских, Губастовых, Дурасовых. Здесь же нашли свой последний приют строители Липецкого духовного училища и автор первой книги о Древне-Успенской церкви Иван Ионович Нарциссов (1854-1911), известный садовод Василий Васильевич Выханов (1829-1896), устроитель и благотворитель Софийской церкви Липецкого духовного училища Петр Аввакумович Трунцевский (1800-1877) и др. в 1930-х годах на кладбище был похоронен местно чтимый подвижник, блаженный Иоанн Чижов. Но, к сожалению, местонахождение его могилы сегодня неизвнстно.
Согласно декрету СНК от 7 декабря 1918 года «О переходе кладбищ в ведение местных совдепов...», вопрос о передаче Евдокиевского кладбища новым властям был поднят в марте 1919 года, а к 28 мая принято решение о передаче его вместе со сторожкой. Безбожная власть и взращенная бехдуховность со временем привели к почти полному уничтожению надгробных памятников. Точные места многих захоронений неизвестны: почти все мраморные и гранитные памятники в советское время были разворованы, оставшиеся разбиты или перемещены. На своих местах сохранились единичные надгробия: Сергея Ефимовича Блохина (29.06.1848-16.11.1899), Василия Васильевича Быханова, Ивана Конновича Ершова (сконч.66 лет, в 1881 году), Александры Павловны Карповой (8.06.1840-5.04.1909), Владимира Андреевича Карстенса (5.07.1813-3.07.1890), Дмитрия Петровича Петрова (12.10.1830-18.12.1907), Василия Васильевича Сидорова (6.03.1853-14.05.1905), Ивана Васильевича Хренникова (23.08.1847-20.11.1907), Павла Васильевича Хренникова (7.07.1855-11.03.1915). кладбище при Евдокиевской церкви функционировало до 1965 года. Плщадь его на настоящий момент составляет 3,5га.
После 1917 года храм, как и другие липецкие церкви, лишился земельной собственности, а причт - средств к существованию. Еще 11 апреля 1918 года комиссией была составлена подробная опись уерковного имущества, а в марте 1922 года состоялось изъятие из Евдокиевского Храма серебряной утвари. Было конфисковано не менее 16 предметов весом 13 фунтов 21 золотник 86 долей на сумм 3120000 рубля.
13 сентября 1925 года в алтаре храма были вылломаны решетки и украдены ризы икон и дарохранительница. Взломщиков, как водится, не нашли.
В 1925 году приход храма насчитывал 300 человек. В будние дни на службу в него собиралось 10-20 человек, а в праздничные- от70 до 100 человек. Месная власть скрупулёзно подсчитывала прихожан и цинично выбирала момент, когда и под каким предлогом удобнее будет закрыть храм. 3 апреля 1930 года с этой целью была создана комиссия по обследованию Евдокиевской церкви, которая предписала общине: « 1. перекрыть полностью крышу... 2. переложить все борова... 3. переложить два этажа верха колокольни...» и т. д. На проведение этих работ был отведён срок в один месяц, для перестройки колокольни- два. Отсчёт дням пошёл с 5 апреля! Церковный совет совершенно справедливо пытался возражать против этих условий, доказывая, что такого объёма работ не требуется, и просил выдать удостоверение для беспрепятственной закупки материалов. Быстро устранив найденные пристрастными наблюдателями неполадки, прихожане не дали повода к закрытию Евдокиевской церкви и сорвали таким образом планы местных властей.
29 ноября 1932 года новая комиссия составила акт о том, что «в северной части церкви в трёх оконных перемычках имеются трещины во всю толщину стен <...> в двух окнах в алтаре и южной части в трёх окнах <...> в северной части здание имеет трещину, идущую от перемычки и до кровли <...> трещины в цоколе. В колокольне <...> купол <...> трещины по замкам всех четырёх арок <...> разваленная стена. Остаётся удивляться, как при таком угрожающем положении дел храм мог достоять до нынешних времён!
Перестроить храм полностью прихожане оказались не в силах. А вскоре нашёлся и повод для закрытия. 11 августа 1933 года за неуплату налога договор с общиной на аренду храма был расторгнут.
Последними священниками Евдокиевской церкви были Константин Яковлевич Попов, 1870 года рождения, сменивший на посту настоятеля храма отца Иоанна Студенецкого ещё в 1917 году и Василий Семёнович Левкоев, 1880 года рождения.
Почти два года после фактического закрытия храма он использовался под ссыпку хлеба и контору ОРСа «Липецкстроя». Официально же закрытие было оформлено лишь 30 августа 1935 года решением Воронежского облисполкома. Комиссия по вопросам культа при Воронежском облисполкоме, запасшись ходатайством местных жителей в количестве 1191 человек о закрытии храма, приняла решение: «Ввиду того, что здание Евдокиевской церкви, а это видно из акта технической комиссии, пришло в ветхость и по прямому назначению использовано быть не может <...> церковь <...> закрыть. Разрешить горсовету переоборудовать здание под мастерские по изготовлению ширпотреба». После этого последовало распоряжение о передаче церкви Липецкому промкомбинату под завод «Метиз».
До 1959 года в одной части храма был кинопрокат, затем архив. В другой части- база Роскультторга. В последние годы советской власти их сменило похоронное бюро. Естественно, что все «хозяева» не слишком заботились о состоянии здания и сохранности его архитектурного облика. Претерпели изменение оконные проёмы, появились пристройки, уродующие внешний вид, в 1980 году был разобран верхний ярус звонов.
Церковь ветшала, кровля на ней давно пришла в негодность, стены сырели из-за того, что при отсутствии канализации здесь постоянно пользовались водопроводом.
А ведь храм является редким памятником архитектуры, и постановлением администрации Липецкой области от 27.02.1992 за №106 был поставлен под государственную охрану.
В 1996 году Евдокиевская церковь была возвращена верующим. А 7 мая священник Николай Немцев получил указ митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия о назначении его настоятелем Евдокиевского храма и сразу же приступил к его восстановлению. 17 мая 1997 года состоялось первое богослужение в одном из приделов, а в праздник Воскресения Христова 1998 года служба проходила уже в самом храме. Огромный вклад в дело возрождения Евдокиевской церкви внесли руководство и коллектив ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат». Помощь в выполнении стенных росписей оказали студенты и преподаватели ЛГТУ.
В ходе работ по восстановлению церкви и была найдена широкая медная лента с прочеканенной на ней надписью о погребении супруги строителя храма Евдокии Лобковой, в память которой он и был построен.
С сентября 2000 года при Евдокиевской церкви работает воскресная школа. Трудами своего настоятеля протоиерея Николая Немцева храм практически восстановлен, приведён в благолепный вид снаружи и внутри. Остаётся только навести порядок на окружающем храм старейшем в городе некрополе, на котором покоятся многие знаменитые липчане.

А.Ю.Клоков, Л.А.Морев, А.А.Найдёнов:Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Липецк.
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Екатеринбург
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотолюбитель Усть-Кут
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Усть-Кут
 ()
Фотограф Красноярск
 ()
Фотограф Красноярск
 ()
Сам не... Москва
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Истра
 ()
Новосибирск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотолюбитель Москва