Потаённое судно Ефима Никонова - прототип подводной лодки в Сестрорецке

Потаённое судно Ефима Никонова - прототип подводной лодки в Сестрорецке

11 февраля 1720 года русский плотник Ефим Никонов начал строительства «потаённой лодки» — первой русской подводной лодки. От этого события идёт история подводного кораблестроения в России. Плотник Никонов подал в 1718 году челобитную царю: «...сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое время, будет разбивать корабли, хотя б десять, или двадцать, и для пробы тому судну учинит образец...» Этот документ сохранился в архиве, но государь на него ответа не дал. Тогда изобретатель-самоучка в 1719 году продиктовал писцу новое прошение на имя царя, в котором, жалуясь на притеснения и обиды «людей чиновних, дьяков и старост», вновь заявил, что может построить судно, способное идти в воде «потаённо и подбити под военный корабль под самое дно». Получив второе письмо, Пётр I приказал направить Никонова в Санкт-Петербург. Царь лично беседовал с изобретателем, после чего приказал ему, «таясь от чужого глазу», построить сначала действующую модель подводного судна: «не в такую меру, которым бы в море подойтить под корабль, но ради показания и в реке испытания», а в Адмиралтейств-коллегии произвести Никонова в «мастера потаённых судов». 31 января 1720 года Адмиралтейств-коллегия приняла решение: «Крестьянина Ефима Никонова отослать в контору генерал-майора Головина и велеть образцовое судно делать, а что к тому надобно лесов и мастеровых людей по требованию оного крестьянина Никонова отправлять из упомянутой конторы». Модель строили на площадке Обер-Сарваерской верфи в Санкт-Петербурге. Работы начались в феврале 1720 года. Спустя 13 месяцев, в марте 1721 года, модель была готова. Её испытания состоялись летом того же года, в присутствии царя Петра. Хотя они прошли далеко не удовлетворительно, Никонову было велено начать строительство «потаённого огненного судна большого корпуса» на стапеле Галерного двора (верфи) в Санкт-Петербурге. В августе 1721 года в Петербурге на Галерном дворе тайно, без лишней огласки была заложена первая отечественная подводная лодка. С большой неопределенностью, так как ни описаний, ни чертежей по этому судну не сохранилось, можно предположить, что подводная лодка Никонова была бочкообразной формы. Основанием к тому может служить участие бочаров в сборке судна, а также требование об отпуске «пятнадцати полос железных шириной в два дюйма две четверти», вероятно, для изготовления обручей, стягивавших деревянный корпус судна. Её носовая часть повторяла архитектуру надводного корабля, а кормовая оснащалась рулём. Рубка на верхней палубе имела герметичные смотровые стёкла. В качестве движителя использовались вёсла, экипаж состоял из четырёх человек. Для испытаний было отпущено 50 свечей, что соответствует времени нахождения под водой порядка 10—12 часов.

Дата публикации: 20 ноября 2015
Просмотров: 755

 

 

Комментарии (4)
Юрий Силков не фотогаф! # 20 ноября 2015 в 10:50


Вячеслав Касаткин # 21 ноября 2015 в 18:56
Интересно.
Юрий Силков не фотогаф! # 22 ноября 2015 в 03:36
Вячеслав всё изложил под снимком.
Юрий Силков # 11 декабря 2015 в 10:42


 ()
Фотолюбитель Истра
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотограф Евпатория
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Екатеринбург
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотограф Дубна
 ()
Фотолюбитель Тюмень
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотограф Омск
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Калининград
 ()
Фотограф Дубна
 ()
Фотограф Санкт-Петербург
 ()
пенсионер Орда
 ()
Фотолюбитель Москва