| Спасо-преображенская надвратная церковь Новодевичьего монастыряНоводевичий монастырь – это архитектурный и исторический памятник, который насчитывает 14 зданий самого различного назначения, возведенных в XVI-XVII веках. Основан монастырь был князем Василием III. Комплекс монастыря включает в себя жилые и хозяйственные постройки, крепостные башни, церкви и колокольни. Василий III принял решение об основании монастыря в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» в благодарность за овладение Смоленском.
Монастырь в Москве пережил два набега Крымских татар. В первом набеге на Москву в 1571 году, монастырь был сожжен дотла, ко второму набегу он уже был восстановлен и отлично подготовлен к обороне.
В конце XVII века Новодевичий монастырь стал местом заключения сестры русского царя Петра I – царевны Софьи, которая правила Россией с 1682 по 1689 год. Основные постройки монастыря относятся ко времени правления Софьи Алексеевны и выполнены в стиле русского барокко. Преображенская надвратная церковь была построена в 1687-89 гг. над северными воротами - главным входом в монастырь - в нарышкинском стиле. С западной стороны к церкви примыкают Лопухинские палаты, построенные в это же время. Использование раковин в верхней части четверика Преображенской церкви говорит о том, что при формировании нового стиля используются не только те западноевропейские формы, с которыми мастера могли познакомиться в этот период, но и формы, привнесенные двумя веками раньше и заимствованные как бы уже из собственного архитектурного наследия.
Преображенская надвратная церковь являются первым примером развитого нарышкинского стиля. Она представляет собой традиционную форму, с бесстолпным пятиглавым храмом, ставшим ядром принципиально новой ярусной центрической композиции, украшена развитым белокаменным узором. В Преображенской церкви мы встречаем уже окончательно сложившую декоративную систему. Образ надвратной Преображенской церкви по силе воздействия не уступает прославленному филевскому храму, при этом в ней сохранено традиционное пятиглавие и «царские» раковины, встроенные в совершенно новый стилистический контекст. Исследование Преображенской церкви позволяет по-новому взглянуть на нарышкинский стиль, в котором традиция легко уживается с новаторством, сохраняя важные идеи, которые останутся актуальными для русской сакральной архитектуры Нового времени. |