***

***

С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ ПРИНОСЯТ ОСВЯЩАТЬ В ХРАМ ВЫРАЩЕННЫЕ ИМИ ПЛОДЫ?__________________________ Часть «от плодов земли» приносилась Богу уже сыновьями Адама (Быт.4:2-4). Со времён пророка Моисея, первый сноп пшеницы, первая корзина фруктов, первая чашка меда приносились в храм в дар Богу, в знак благодарности, с надеждой, что милость Божья пребудет с человеком и в дальнейшем. «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» (Исх.23:19). Смысл такого приношения не в освящении плодов, как особенной святыни, кожуру от которой нельзя выбрасывать, как иногда думают нецерковные люди. Человек жертвует в храм первые плоды урожая, который ему дал Бог, тем самым признавая, что источник плодов — благость Божья. Через эту жертву Господь благословляет и весь остальной урожай. Конечно, этот дар домой не забирали, приношение оставалось в храме для причта и неимущих. Так же, как принося другие жертвы в дар Богу: свечу на подсвечник, деньги в церковную кружку или в руку неимущего, — их не забирают обратно, но надеются, что получат за эту лепту милость Божию. Материальное меняется на духовное, временное — на вечное. Выражая свою преданность Богу через эту жертву — часть урожая, принесенного в храм, — христианин получал благословение на весь свой урожай, свой дом, свою жизнь. Об этом говорит молитва на освящение плодов.

Дата публикации: 20 августа 2019
Просмотров: 831

 
+63
Фото нравится: +63

 

 

 

Комментарии (11)
ЭЛИС:) # 20 августа 2019 в 12:47
МЕДОВ ЛИ СПАС?
– По­че­му Бог из­гнал Ада­ма и Еву из рая?
– По­то­му что они яб­лоч­ко до Спа­са ску­ша­ли…
(Цер­ков­ный анек­дот)

Сра­зу ска­жу, что всё ни­же­из­ло­жен­ное – моё су­гу­бо част­ное мне­ние, ко­то­рое очень силь­но рас­хо­дит­ся со сло­жив­шей­ся тра­ди­ци­ей.
... У всех, да­же нецер­ков­ных лю­дей, на слу­ху на­зва­ния: «Ме­до­вый Спас», «Яб­лоч­ный Спас» (есть ещё «Оре­хо­вый» или «Хлеб­ный» – 29 ав­гу­ста). Все зна­ют, что эти дни в цер­ков­ном ка­лен­да­ре спе­ци­аль­но при­уро­че­ны для освя­ще­ния мё­да и яб­лок, по­это­му тол­пы лю­дей при­хо­дят в хра­мы «свя­тить» их.

Но мне ка­жет­ся, что са­ми сло­во­со­че­та­ния: «Ме­до­вый Спас», «Яб­лоч­ный Спас» – ко­щун­ствен­ны. Спас – это ведь не на­зва­ние дня неде­ли, это Хри­стос, Он не мо­жет быть ме­до­вым, яб­лоч­ным или оре­хо­вым. Он мо­жет быть «слад­чай­шим», как Его зо­вёт цер­ков­ная по­э­зия (в ака­фи­сте Иису­су Слад­чай­ше­му), но не фрук­то­вым. При­сва­и­вая на­род­ные на­зва­ния дню про­ис­хож­де­ния (из­не­се­ния) Чест­ных Древ Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня (14 ав­гу­ста) и Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня (19 ав­гу­ста) мы про­сто уби­ра­ем Хри­ста из это­го празд­ни­ка. А что оста­ёт­ся? Ме­док и яб­ло­ко… Ведь лю­бой нор­маль­ный свя­щен­ник это под­твер­дит: ка­ков про­цент хри­сти­ан, при­шед­ших в эти дни в храм про­сла­вить Спа­са-Хри­ста, по срав­не­нию с тол­пой языч­ни­ков, при­шед­ших освя­тить про­дук­ты, ко­то­рые «нель­зя бы­ло ку­шать до спа­са»? Очень ма­лень­кий про­цент. Но нас это не очень вол­ну­ет, ведь по­сле языч­ни­ков оста­ют­ся на сто­лах ме­ды и фрук­ты… Как лю­бят по­рой го­во­рить: «не нам су­дить, у ко­го ка­кая ве­ра». Мо­жет быть. Но нам, свя­щен­ни­кам, по­ло­же­но при­учать хри­сти­ан от­вра­щать­ся от язы­че­ских воз­зре­ний.
Лич­но я бы во­об­ще от­ме­нил освя­ще­ние мё­да и яб­лок (мо­же­те ки­нуть в ме­ня са­мым гни­лым огрыз­ком). Ка­кой в этом смысл? Я по­ни­маю, ко­гда па­сеч­ни­ки и са­до­во­ды при­но­сят в храм на­чат­ки сво­е­го уро­жая, чтобы по­бла­го­да­рить Бо­га за Его да­ры и при­не­сти Ему и Церк­ви в жерт­ву ма­лую часть от сво­их тру­дов. Да, в та­ком слу­чае освя­ще­ние пло­дов име­ет хри­сти­ан­ский смысл. Но ко­гда го­ро­жане бе­гут на ба­зар за мё­дом или яб­ло­ка­ми для то­го, чтобы по­том их освя­тить – то за­чем это нуж­но? В чём тут смысл? А со­вер­шать бес­смыс­лен­ные дей­ствия – не по-хри­сти­ан­ски.
Так­же ча­сто лю­бят ука­зы­вать, что мы освя­ща­ем яб­ло­ки по­то­му, что по уста­ву их мож­но вку­шать толь­ко по­сле Пре­об­ра­же­ния. Но устав-то пи­сан для мо­на­хов, ко­то­рые к это­му вре­ме­ни со­би­ра­ли пло­ды, за­тем при­но­си­ли их к Бо­гу в храм, освя­ща­ли, а за­тем вку­ша­ли в тра­пез­ной. По­это­му мо­нах, жу­ю­щий яб­ло­ко до по­ло­жен­но­го мо­мен­та, со­вер­ша­ет грех тай­но­яде­ния и непо­слу­ша­ния уста­ву. Вот в чём смысл это­го дей­ствия – в вос­пи­та­нии мо­на­хов, в бла­го­чи­нии. Но ка­кое от­но­ше­ние это всё име­ет к ми­ря­нам? Да ни­ка­ко­го. Укреп­ле­нию язы­че­ства спо­соб­ству­ет и толь­ко. Ведь есть стра­ны, в ко­то­рых (страш­но ска­зать) и мё­да-то с яб­ло­ка­ми нет… Как же им, бед­ным, быть? Спе­ци­аль­но им­пор­ти­ро­вать?
Мне по­па­да­лась ин­фор­ма­ция, что в Ав­стра­лии пра­во­слав­ные освя­ща­ют пло­ды на… Сре­те­ние Гос­подне, ибо в Юж­ном по­лу­ша­рии пло­ды по­спе­ва­ют к это­му вре­ме­ни. И ни­че­го, жи­вут се­бе без «яб­лоч­но­го спа­са»…
Но у нас ни­ко­гда не из­ме­нит­ся эта тра­ди­ция. Ибо ес­ли от­ме­нить все освя­ще­ния ку­ли­чи­ков, яи­чек, яб­ло­чек (а кое-где и ма­ка, чет­вер­го­вой со­ли и про­чих чу­дес), то кто же нам бу­дет при­но­сить до­хо­ды и про­пи­та­ние?.. Пра­виль­но од­на­жды за­ме­тил диа­кон Ан­дрей Ку­ра­ев: «Цер­ковь жи­вёт на день­ги ате­и­стов»…
Ко­го воз­му­ща­ет по­доб­ное по­пра­ние освя­ти­тель­ной тра­ди­ции но­га­ми свя­щен­ни­ка, то­му на­по­ми­наю пер­вые стро­ки мо­ей за­мет­ки...
Священник Алексий.
[Link]
Андросова Людмила # 21 августа 2019 в 13:29
Интересны ваши мысли и рассуждения. Я думаю для людей, которые соблюдают пост и молитвами, и воздержанием в пище, освящение меда, яблок и других плодов - большое подспорье.
Однажды мы остановились на ночь в одном монастыре в Воронежской области, монахов увидели только поздним вечером, они трудились в поле, заготавливали сено для скота. Мясо они сдают в детские дома, молоко в непостные дни пьют конечно. Утром после литургии, настоятель собрал нас и сказал: я не против паломничества, но если есть у вас есть храмы, есть духовники, то и на одном месте, молясь, можно жить по-хритиански и спастись. Это он не всем говорил, но были нами женщины, которые ходили по храму во время евхаристии, свечи ставили, и много чего, что вызывает печаль священнослужителей. Ведь, если бы мы не приехали, они помолились бы келейно - и в поле, пока погожие дни - сено заготавливать. Я думала над его словами и согласна с ним. Ведь есть у нас примеры и Сергия Радонежского, Серафима Саровского и др.
Доброго вам дня, Элис!
ЭЛИС:) # 21 августа 2019 в 15:16
Да, ты права, Люся!
Только хочу обратить внимание, что мысли не мои (куда мне!) - внизу есть имя священника и ссылка...
Но я с ними СОгласна, поэтому и разместила!
Люся! Как я тебе благодарна за этот душевный комментарий-рассказ! Можно книжечку составить из таких вот заметок angel
Обнимаю!
Андросова Людмила # 21 августа 2019 в 16:55
Элис! Я поняла все и ссылку видела.
У меня есть книга, где очень редко, но я пишу свои мысли, воспоминания, связанные с душой, с верой. А также и стихи.
Но их немного. Пишу, когда уже не умещается в душе, а вылить хочется... Тем более, было время, когда мой духовник ушел в мир иной, а я не могла определиться с новым, но все-таки сложилось
и я благодарю Бога за то, что есть у меня наставник в этом мире и молитвенник на небесах, о своем первом духовнике я молюсь постоянно и помощь приходит. Его фото есть у меня на странице:
[Link]
ЭЛИС:) # 22 августа 2019 в 07:38
Люся! Посмотрела - вечная память о. Игорю!
Светлый человек был - видно даже по снимку или ты так передать смогла своё духовное родство...
А насчёт книги - значит я не ошиблась... angel
Андросова Людмила # 24 августа 2019 в 15:39
angel
Сергей Лошаков # 21 августа 2019 в 17:51
Спасибо! Буду знать о принесение плодов в храм!
ЭЛИС:) # 22 августа 2019 в 07:41
Друг мой! Благодарю за всё! Пиши... smile
Сергей Лошаков # 22 августа 2019 в 16:14
smile
Вера Мраморова # 21 августа 2019 в 19:41
Просветительница ты моя, драгоценная..! angel v На твоих страничках я как в школе... Спасибо тебе!!! smile
ЭЛИС:) # 22 августа 2019 в 07:40
Это ты сама драгоценная!!! angel
Нет ничего ценнее слов дружбы - самое огромное накопление, которое мы можем взять с собой!
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель Усть-Илимск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотограф Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Хабаровск
 ()
Фотолюбитель Москва
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Рыбинск
 ()
Фотограф Ивдель
 ()
Фотолюбитель Истра
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Томск
 ()
Фотолюбитель
 ()
Фотолюбитель Санкт-Петербург
 ()
Фотолюбитель Калининград
 ()
Фотограф Екатеринбург
 ()
Фотограф Москва
 ()
Фотолюбитель Varna
 ()
Фотолюбитель Электросталь
 ()
Фотограф Ивдель